Самой аварийной стала советская подлодка К-19, прозванная «Хиросимой».
Первая в мире атомная подводная лодка была построена в США в 1954 году, и получила имя Nautilus в честь знаменитого подводного корабля капитана Немо из фантастического романа Жюля Верна. Субмарина несла службу в ВМФ США 26 лет, и благополучно была выведена из состава флота в марте 1980 года.
Но история атомного подводного флота знает немало катастроф, которые стали особой приметой существования военно-морских флотов после Второй Мировой войны. Даже на Nautilus произошло пять происшествий, и некоторые из них могли привести к крупным авариям.
Первая крупная авария с человеческими жертвами на субмарине произошла на советской К-19 в 1961 году, являвшейся первым советским атомным ракетоносцем. Во время учений «Полярный круг» 3 июля 1961 года произошла поломка системы защиты реактора. В результате аварии 8 человек экипажа получили смертельные дозы облучения. Еще 42 человека - сильное облучение. К-19 является рекордсменом по числу аварий, произошедших на ее борту - 7 эпизодов. В общей сложности в результате эксплуатации этой субмарины погиб 41 человек. Интересно, что 12 апреля 1961 года, в день полета Юрия Гагарина в космос, К-19 едва не столкнулась с той самой американской АПЛ Nautilus. Из-за частоты аварий К-19 на флоте прозвали «Хиросимой».
Всего в советский период погибло четыре ядерных субмарины. Первой в этом списке стоит К-27. Во время боевого патрулирования в мае 1968 года в Баренцовом море у нее отказал реактор, в результате чего вся лодка получила радиоактивное заражение. Однако, команде АПЛ удалось вернуться на базу. В результате весь экипаж перенес острую лучевую болезнь. 9 человек погибло. Через 12 лет в 1980 году, в течение которых субмарина не использовалась, она была затоплена в Карском море.
В 1970 году в Бискайском заливе в Атлантическом океана погибла АПЛ К-8, участвовавшая в масштабных военно-морских учениях, приуроченных к столетнему юбилею Ленина. Во время всплытия на перескопную глубину в районе Азорских островов в рубке возник пожар, который стал быстро распространяться по отсекам субмарины. Лодка пошла ко дну. Однако, расчет главной энергетической установки смог заглушить ядерные реакторы, предотвратив угрозу теплового взрыва. Погибло 52 члена экипажа. Остальной экипаж был спасен болгарским теплоходом «Авиор». К-9 - первая утонувшая советская атомная подводная лодка.
В 1986 году еще одна атомная субмарина утонула в Атлантическом океане. 3 октября 1986 года на АПЛ К-219 произошел взрыв баллистической ракеты в одной из шахт. После этого лодка стремительно пошла ко дну, однако благодаря грамотным действиям экипажа уже через две минуты поднялась на поверхность. Из-за аварии реактор можно было заглушить только вручную. Вызвавшиеся это сделать старший лейтенант Николай Беликов и 20-летний спецтрюмный матрос Сергей Преминин выполнили свою задачу, но матрос погиб в реакторе. Моряков спасли находившиеся поблизости советские транспортные судна. Попытки буксировки лодки провалились - было принято решение затопить субмарину в океане. Погибло 4 подводника.
Последней погибшей советской подводной лодкой являлась К-278 «Комсомолец», затонувшей в результате пожара в Норвежском море в апреле 1989 года. Причины пожара до сих пор до конца не установлены. Из 69 человек экипажа погибло 42, включая командира корабля Ванина. Большинство стали жертвами переохлаждения из-за долго пребывания в холодной воде.
В постсоветский период погибло две подводные лодки. Самая известная катастрофа произошла 12 апреля 2000 года в Баренцевом море. Официальной причиной гибели подлодки «Курск» назван взрыв в торпедном отсеке. Жертвами катастрофы стали 118 членов экипажа. Это крупнейшая с точки зрения человеческих жертв гибель субмарины в истории.
Второе и третье место занимают гибели американских АПЛ USS Thresher (1963 год) и USS Scorpion (1968 год) - 96 человек и 99 человек соответственно.
Последнюю атомную субмарину российский флот потерял в 2003 году, когда затонула буксировавшаяся на утилизацию К-159. Погибло 9 человек.
Источник: rusplt.ru