Крупнейший мировой смотр новейших достижений в области военно-морской техники открывается 22 октября в пригороде Парижа - Ле Бурже. Выставочный комплекс, более известный аэрокосмическими шоу, по четным годам предоставляет свои площадки для военно-морских экспозиций. Салон "Евронаваль-2012" будет работать до 26 октября.
О том, что покажет на салоне российская Объединенная судостроительная корпорация и что дает нам участие в этом мировом показе судостроительной моды, корреспонденту "РГ" рассказали президент ОСК Андрей Дьячков и начальник департамента военно-технического сотрудничества корпорации Игорь Пономарев.
По словам Андрея Дьячкова, в рамках работы российской делегации на открывающемся салоне намечена обширная программа презентаций, встреч и переговоров с нынешними, а также потенциальными партнерами и заказчиками. Наша цель, сказал президент ОСК, укрепление позиций российских корабелов на мировом рынке военно-морской техники, обсуждение новых проектов с партнерами и знакомство с перспективными идеями и разработками, которые представлены на салоне достаточно широко.
Начальник департамента ВТС корпорации Игорь Пономарев пояснил, что участие в любых международных салонах состоит из двух основных частей и укладывается в своеобразную формулу: свой товар показать и чужой оценить.
ОСК - крупнейший даже по мировым меркам судостроительный холдинг, объединивший практически все российские проектно-конструкторские бюро и порядка 80 процентов судостроительных и судоремонтных предприятий. ОСК, как подчеркнул Пономарев, чуть ли не единственная в мире судостроительная корпорация, представляющая на рынок всю номенклатуру военно-морской техники: от скоростных патрульных и многофункциональных катеров, надводных кораблей и вспомогательных судов разных классов, до подводных лодок и авианосцев.
Сегодня России по силам решить любую судостроительную задачу, поэтому наши специалисты очень внимательно отслеживают ситуацию на мировом рынке морских вооружений и техники, стараются быть в курсе постоянно рождающихся новаций на всех уровнях, от узла и прибора, систем вооружений и связи, энергетики, навигации и локации, до платформ-носителей, то есть самих кораблей и катеров. Лучше всего такой комплексный мониторинг проводить именно на салонах, подобных "Евронавалю".
Среди новых боевых кораблей, принятых на вооружение ВМФ и строящихся серийно, можно выделить сторожевой корабль проекта 20380 разработки ЦМКБ "Алмаз", корабли "Зеленодольского ПКБ" проектов 11661 и 21630, дизель-электрическую подводную лодку проекта 677, разработанную в ЦКБ МТ "Рубин". Перечисленные проекты пользуются спросом и на мировом рынке, что подчеркивает соответствие их всем требованиям нынешнего времени.
На салоне "Евронаваль-2012" ОСК предложит зарубежным заказчикам около 20 типов боевых кораблей, от катеров для патрулирования прибрежных районов до фрегатов и неатомных подводных лодок.
Игорь Пономарев выделил и такой аспект, как международная кооперация. По его словам, сегодня только две страны мира являются самодостаточными по основной номенклатуре разрабатываемой и производимой военно-морской технике, это - Россия и США. Все остальные страны строят свои ВМС комбинируя возможности собственного кораблестроения с комплектованием общекорабельных и боевых систем при помощи международной кооперации.
Однако даже Соединенным Штатам в нынешних условиях выгоднее ставить на свои корабли различные системы и агрегаты, созданные в других странах, чем разрабатывать и выпускать их самим. Россия исключением не является.
Успешность привлечения ведущих зарубежных производителей военно-морской техники в наших экспортных проектах позволила в ряде случаев задействовать эту форму не только для выполнения заказов сферы ВТС, но и в ходе исполнения Гособоронзаказа.
Кооперация российских кораблестроителей с ведущими мировыми производителями имеет достаточно длительную историю. Например, сотрудничество еще советских конструкторских бюро и судостроительных заводов с зарубежными разработчиками специального программного обеспечения в области автоматизированного проектирования началось более 25 лет назад.
Активное включение российского кораблестроения в мировую кооперацию произошло в конце прошлого столетия, когда в рамках экспортных заказов реализовывались контрагентские поставки ведущих зарубежных производителей некоторых общекорабельных систем, камбузного оборудования, лакокрасочных покрытий, мебельного оборудования и других комплектующих.
Сегодня на кораблях ВМФ России широко используются комплектующие Германии - сепараторы (BLOHM & VOSS AG), опреснители (ROCHEM), камбузное оборудование (Noske-Kaese GbH, Rational), металлообрабатывающие станки (ALBE-Treiding GMBH), Дании - электронасосы (Grundfos САРS), Норвегии - светильники (GLAMOX INTERNATIONAL), Финляндии - камбузное оборудование (Malmi Steel, SkyCold) и др.
В последние годы активно развивается сотрудничество предприятий ОСК с рядом зарубежных фирм в части главных энергетических установок и дизель-генераторов. Например, при создании кораблей и гражданских судов, как для отечественных, так и иностранных заказчиков, широко используются главные энергетические установки и дизель-генераторы финской компании Wartsila.
Сейчас ОСК и Wartsila проводят подготовительную работу по созданию совместного предприятия для производства судовых систем управления, которое будет выпускать подруливающие устройства, винто-рулевые колонки и пропульсивные комплексы, оснащенные винтами регулируемого шага.
Разветвленная сеть техобслуживания и высокое качество двигателей немецкой компании MTU часто побуждает заказчиков выбирать именно их для установки на катерах, кораблях и гражданских судах.
Реализация проекта "Мистраль" способствовало значительному развитию сотрудничества с ведущими французскими производителями, такими как DCNS, Thales и STX Europe.
Впрочем, президент ОСК Андрей Дьячков подчеркнул, что международная кооперация сама по себе не является главной целью нашей производственной стратегии. Это всего лишь один из способов завоевания новых рынков и удовлетворение требований заказчиков. Включаясь в международную кооперацию, как сказал Дьячков, мы применяем взвешенные и всесторонне обоснованные подходы, позволяющие, с одной стороны, расширять объемы и географию экспорта, а с другой стороны, обеспечивать интересы отечественных производителей и не допускать нанесения ущерба обороноспособности России.
Источник: rg.ru