Военно-воздушные силы Перу играют крайне важное значение в обеспечении обороноспособности страны не только от внешнего врага. Страна Инков также сталкивается и с внутренними угрозами.
После прихода к власти левого президента Ольянта Умала в 2011 году, Перу предпринимает дальнейшие усилия по модернизации своей авиагруппировки. И не напрасно.
Становление перуанских ВВС
ВВС Перу отличает особенность разнообразия наличия на вооружении самолётов и вертолётов разных стран (в том числе из России), что подтверждает приверженность перуанской стороны в диверсификации военно-торговых связей.
До октября 1968 года Перу всецело зависела от поставок вооружений от США, что напрямую отражалось на суверенитете страны. Официальная Лима послушно следовала в фарватере вашингтонской политики, получая американскую технику: на вооружении перуанских ВВС состояли истребители F-86 «Сейбр» и тренировочные Т-33 «Шутинг Стар».
Пришедший в 1968 году к власти Хуан Веласко Альварадо проявил неслыханную тогда смелость: он начал закупать вооружение советского производства. Кроме того, особо большой объем закупок был отмечен после сентября 1973 года, когда к власти в соседней Чили пришёл генерал Пиночет. Приход к власти в Сантьяго фашистской военной хунты, пошедшей на ухудшение отношений с сопредельными государствами, вызвал понятные опасения у перуанского руководства и привёл к очередной гонке вооружений в Латинской Америке. Впрочем, чилийские военные и сами вот уже более сотни лет опасаются «реванша с севера».
Дипломатические отношения между СССР и Перу были установлены в 1969 году, а в июле 1970-го, после катастрофического землетрясения, Советский Союз пришел на помощь этой стране, наладив трансатлантический воздушный мост, по которому из Союза перуанцам на 65 военно-транспортных самолетах Ан-12 и Ан-22 доставлялась гуманитарная помощь. Среди прочих грузов в Перу были переброшены и три вертолета Ми-8, которые, после окончания работы были оставлены в подарок местным лётчикам. Мнение перуанцев о Ми-8 после ряда лет эксплуатации в весьма непростых условиях своей страны сложилось положительное, и официальная Лима, невзирая на давление со стороны Вашингтона, пожелала закупить в СССР ещё ряд образцов авиатехники. Так, в 1976 году за 250 млн. долларов были приобретены 32 истребителя-бомбардировщика Су-20 и восемь Су-22У, поставки которых начались в 1977 году. За ними в начале 1980-х годов последовала партия из 16 Су-22М2 и трех Су-22УМЗ. Не осталась без внимания и транспортная авиация: в 1977-1978 гг. перуанцы закупили 16 Ан-26. Самолеты проявили себя сравнительно неплохо, однако они не совсем подходили для работы в высокогорных условиях. Поэтому вместо них в 1986 г. последовал заказ на партию из 15 Ан-32, в оплату которых частично пошли возвращенные СССР Ан-26. Первая партия из пяти Ан-32 прибыла в Страну Инков в феврале 1987 года. Машины весьма понравились перуанцам, и они их продолжали заказывать и позже, притом для всех видов вооруженных сил, а также полиции. При этом последние заказы выполнялись уже после распада СССР, на Украине. Общее число поставленных самолетов превысило тридцать единиц. Там же в 1993 г. были закуплены и три Ан-74: возможно, приобрели бы и больше, но уж очень сильно противодействовали американцы, считающие Латинскую Америку вотчиной для своих товаров. Не остались без внимания и вертолёты. Так, одних только Ми-8 для всех силовых структур в 1973-1993 гг. закуплено в общей сложности более 60-ти. Для ВВС в 1993 г. поступили 12 ударных Ми-25В (экспортная модификация Ми-24), парк которых был пополнен ещё семью «крокодилами», приобретёнными в Никарагуа по окончании там гражданской войны. Кроме того, перуанцы приобрели для ВВС 15 тяжёлых транспортных вертолётов Ми-6.
Современное состояние боевой авиации Перу
С 1996 года перуанская сторона начала приобретать модернизированные в Белоруссии истребители МиГ-29С (кроме того, в России были куплены МиГ-29СЭ), и штурмовики Су-25К, которые существенно увеличили потенциал ВВС. Несмотря на катастрофу одного из «МиГов», официальная Лима стремится увеличить парк «29-х». Таким образом, уже и в 1990-х годах перуанцы, по существу, смогли попортить крови спесивым «гринго».
С приходом к власти левого президента Ольянта Умала в июне 2011 года произошла интенсификация военно-торговых связей Перу с РФ. Так, например, «Рособоронэкспорт», в рамках соглашения от 23 июля 2010 года поставил партию из двух (по другим данным - из четырёх) ударных вертолётов Ми-35П, шести многоцелевых Ми-171Ш. Общая стоимость соглашения оценивается в 107,9 млн. долларов.
В свою очередь, министр обороны Перу Педро Катериано отметил, что общее число модернизированных Ми-25, стоящих на вооружении перуанских ВВС, достигнет семи единиц. По словам министра, правительство также приняло решение о приобретении еще 20 машин данного типа (кроме того, планируется закупить 24 многоцелевых Ми-171Ш необходимых для борьбы с наркотрафиком и терроризмом).
Также контракт предусматривает поставку в Перу оборудования для обслуживания Ми-171Ш и обучение перуанских летчиков российскими специалистами.
В августе 2012 г. самолетостроительная корпорация «МиГ» передала первую партию модернизированных истребителей МиГ-29 (в количестве восьми единиц) на вооружение перуанским Военно-воздушным силам. 6-я авиагруппа ВВС Перу, с базированием на авиабазе Чиклайо, на севере страны, теперь эксплуатирует эти самолеты для оперативной службы, что подняло потенциал перуанских Военно-Воздушных сил на новый уровень. Также идёт успешное развитие военных связей с Бразилией, которая поставила 13 учебно-тренировочных самолётов ЕМВ-312 «Тукано».
На сегодняшний день парк ВВС Перу насчитывает 18-20 истребителей российского производства МиГ-29С/МиГ-29СЭ, 12 истребителей «Мираж» 2000, 36 штурмовиков Су-25К/Су-25УБК, 10 штурмовиков А-37 «Дрэгонфлай». Военно-транспортная авиация насчитывает три С-130, три Ан-32, один Ан-72, пять Y-12 китайского призводства.
Вертолётные эскадрильи имеют в своём составе 16 ударных Ми-24/Ми-35, 18 Ми-8/Ми-17, шесть многоцелевых вертолётов МВВ Во-105 немецкого производства, девять Bell Helicopter Textron 212/214 американского производства.
В новой военной концепции для боевой авиации Перу, принятой Главнокомандующим ВВС Педро Энрике Миная Торресом, были определены следующие задачи:
- взаимодействие с армиями стран «Боливарианского Альянса» для защиты Перу от агрессивных акций США (Перу хотя и не входит в состав блока АЛЬБА, однако после своего избрания Ольянта Умала стал отходить от сотрудничества с США);
- борьба с наркомафией, угрожающая национальной безопасности страны;
-борьба с ультралевацкой террористической группировкой «Светлый путь» («Сендеро Луминосо»), которая эпизодически совершает теракты против национальных и иностранных компаний.
Несмотря на небольшую территорию и политический вес в Южной Америке, боевая авиация Страны Инков обладает далеко не самым слабым парком (на сегодня МиГ-29С/МиГ-29СЭ являются достойными соперниками американским F-15C, F-15E, F/A-18Е, евроистребителю «Тайфун» и другим западным самолётам).
В свою очередь, Россия не только сможет занять оружейный рынок сбыта, до недавнего времени принадлежащий США, но и ознакомиться с западными (пусть и не самыми передовыми) технологиями. А перуанская сторона сможет активнее противостоять (разумеется, с помощью стран «Боливарианского Альянса») ненавистным «янки».
Источник: krasvremya.ru