Все эти благие цели в случае их реализации существенно поднимут реальную боевую эффективность ракет типа «поверхность — поверхность».
Европейский производитель боевых ракет MBDA представил в Ле-Бурже программу Concept Visions, предполагающую разработку принципиально нового типа ракетного оружия.
Проект Hoplite нацеливается на изживание главных проблем современных ракет «поверхность — поверхность», то есть необходимость очистки окружающего воздушного пространства в зоне удара от своих летательных аппаратов и почти рабской и часто подводящей под монастырь зависимости от GPS (для стран Запада), принципиально не слишком сильной в смысле сигнала и к тому же легко забиваемой средствами радиоэлектронной борьбы.
Сегодня ракеты «поверхность — поверхность» в основном запускаются вертикально вверх, что выводит их в воздушное пространство, часто занятое своими же ЛА, — а тут и до случайного столкновения рукой подать. Можно попробовать очистить воздух перед ударом, но тогда наземные войска лишатся воздушной поддержки. Не слишком ли велика плата за возможность единственного ракетного удара?
Чтобы избежать такого развития событий, Hoplite обещают оснастить развитыми аэродинамическими поверхностями с изменяемой площадью и комбинацией твердотопливного РД с турбиной и компрессором, которые позволят ракете быстро менять направление полёта почти сразу после старта, оставаясь в зоне не выше 1 км, в норме используемой в основном вертолётами, а не самолётами.
А чтобы избавиться от тяжёлой GPS-зависимости, оказавшейся очевидно неудобной в горных районах и кажущейся ещё более неудобной в случае войны с мало-мальски вооруженным РЭБ противником, ракета будет хранить в памяти данные о местности по маршруту движения (что-то вроде карты автонавигатора) и сверяться с ними, интерпретируя рельеф с помощью системы лазерного слежения за ландшафтом — фактически версии лидара, степень сложности которого, увы, детально не обозначается.
Модификация Hoplite-S будет полагаться на лидар для обнаружения цели и при этом оставаться в режиме односторонней связи для получения инструкций об атаке цели (если за время полёта она переместится или будет поражена другими огневыми средствами). А Hoplite-L использует несколько более сложную комбинацию лидара и компьютера, способного детализировать характер местности и обозначать на ней искомые цели, затем передаваемые по двусторонним каналам связи ракетам типа Hoplite-S.
Итак, перед нами эдакий флот беспилотников-ракет, в идеале способных к самостоятельному целеуказанию и уничтожению противника даже без GPS.
По сути и технически ракета станет значительно ближе к беспилотнику с традиционными двигателями: ракетное топливо при сгорании своими газами будет вращать турбину, тем самым приводя в движение компрессор, забирающий забортный воздух, обеспечивая этим ракете возможность движения на более низких скоростях, вплоть до 0,6 М. Разумеется, если потребуется прорыв ПВО противника и быстрый удар, ракета всегда сможет выполнить их на привычных скоростях в 3 М+. При этом развернуть её можно будет из модульных контейнерных блоков, находящихся хоть на корабле, хоть на передовой военной базе. При дальности в 140–160 км Hoplite сможет воздействовать на артиллерию противника или его наземные части без риска получить ответ.
Да, перед нами лишь концепт, который может и не стать реальной боевой системой, однако сам факт такой разработки примечателен. Если первая реакция неизбежно выглядит как «зачем всё это, если есть БПЛА?», то во второй, бесспорно, появится мысль о том, что перехватываемость БПЛА и ракет в условиях войны против развитого противника неизбежно будет разной: нынешние БПЛА, что разведывательные, что ударные, по скорости редко превосходят бомбардировщики времён Второй мировой, и противник, имеющий мощную ПВО (и, в отличие от российских ВС в Грузии в 2008 году, готовые к её интенсивному использованию), в принципе вполне способен сбивать их пачками. В то же время максимальная скорость ракет даже с таким несколько необычным двигателем сделает решение подобной задачи предельно трудной.
Всё-таки хорошо, что европейские оборонные бюджеты пока полураздавлены под неумолимой пятой бюджетной экономии...
Источник: compulenta.computerra.ru