Проклятие F-22 или вопиющая некомпетентность?

Проклятие F-22 или вопиющая некомпетентность?

Странный кашель уже очень давно преследует летчиков суперсовременного высокоманевренного самолета F-22 после каждого полета. Сначала это вызывало недоумение, потом привыкли.

Постепенно, с увеличением численности машин и интенсивности полетов, к этому прибавились головокружение и частичная потеря ориентации в пространстве. Были отмечены несколько случаев, когда еще при разбеге по взлетной полосе самолеты внезапно изменяли направление и упирались в деревья или аэродромные строения. В трех случаях пилоты, внезапно потерявшие ориентацию, приходили в себя только в опасной близости от земли и сумели в последний момент катапультироваться.

Последний такой случай произошел 15 ноября 2012 года рядом с базой «Тиндалл» во Флориде. Но одному летчику не повезло. В 2010 году на Аляске его самолет на сверхзвуковой скорости врезался в землю. Было установлено, что он потерял сознание из-за гипоксии, а попросту из-за удушья. Представитель командования ВВС возложил вину на самого летчика. Вот его комментарий: «Он (летчик) слишком сосредоточился на том, что ему нечем дышать, вместо того чтобы управлять самолетом». Оказывается, летчику вовсе не обязательно дышать! Пока общий итог - потеряны четыре самолета стоимостью $140 млн каждый и один летчик. Самолет-убийца - так сейчас называют летчики самолет F-22.

Скандал вокруг самолета F-22 разгорелся после того, как в апреле 2012 года два элитных летчика отказались летать на нем до тех пор, пока не будет установлена причина их плохого самочувствия и не устранен дефект в кислородной системе жизнеобеспечения. Вот тогда всплыла информация о том, что подобные проблемы существовали и раньше. Оказалось, что и на самолетах F-16 и F-18, где была установлена аналогичная система жизнеобеспечения, было зафиксировано более 60 случаев, когда летчики в полете были близки к потере сознания. Так что же это за система жизнеобеспечения, которая привлекла к себе такое внимание, и действительно ли она является причиной потери работоспособности пилотов?

В 80-х годах прошлого века ВВС США стали испытывать большие неудобства при переброске своих авиасоединений с территории США в Западную Европу и на Ближний Восток через Атлантику и в Юго-Восточную Азию через Тихий океан. Проблема заключалась в том, что системы жизнеобеспечения летчиков включали в себя баллоны со сжатым кислородом, запасов которого не хватало на столь длительные по времени полеты. Вот тогда американские специалисты и предложили использовать безбаллонную систему регенерации воздуха. Принцип ее действия основан на использовании цеолитов - синтетических молекулярных фильтров. Они сорбируют из пропускаемого через них сжатого воздуха азот, влагу, углекислый газ и вредные примеси. При этом сжатый воздух подается из окружающей атмосферы через приемный патрубок компрессора. Таким образом, летчику на дыхание подается дыхательная газовая смесь, обогащенная кислородом. И проблема полетов на большие расстояния решена.

Простенько и со вкусом. К настоящему времени все самолеты ВВС США оборудованы такими системами.
Но все оказалось не так просто. Три года американские специалисты бьются, чтобы понять причину попадания на дыхание каких-то токсинов. В 2011 году министр обороны запретил на 11 месяцев поднимать в воздух ВСЕ самолеты F-22 до выяснения причины дефекта и его устранения. Однако потом полеты были разрешены с потолком не более 7,5 км, чтобы летчик в случае недомогания мог успеть снизиться до безопасной высоты 4,5 км. В августе 2012 года две эскадрильи самолетов F-22 были перебазированы из США в Юго-Восточную Азию. Летчикам было предписано лететь не выше 4,5 км со снятыми кислородными масками и с выключенной системой генерации кислорода. На сегодняшний день пилоты всех 187 самолетов F-22 находятся, по их словам, в положении самых высокооплачиваемых подопытных обезьянок.

ВВС США в 2012 году потратили $20 млн на автоматическое резервное дублирование системы регенерации воздуха в отчаянной попытке выяснить, что именно вызывает дезориентацию и плохое самочувствие летчиков. Командование ВВС также считает, что что-то доселе неизвестное попадает через приемный патрубок компрессора и далее в кислородную маску летчика. При этом все большее число американских специалистов склоняется к тому, чтобы вновь вернуться к «старому доброму надежному кислородному баллону».

Но детективная интрига не ослабевает. Внезапно обнаруживается, что кашель и головокружение очень часто проявляется у наземного персонала, когда идет подготовка самолетов к полетам и двигатели самолета запущены. Но ведь в это время система регенерации воздуха еще не работает. Делается вывод - система жизнеобеспечения летчика не является причиной плохого самочувствия летного состава. И нет никаких оснований от нее отказываться. Блестяще! Чисто по-американски.
С таким скоропалительным выводом согласиться никак нельзя. Именно негативные симптомы, обнаруженные у наземного персонала, дают все основания говорить об опасности использования системы регенерации воздуха в качестве источника питания системы жизнеобеспечения летчика высокоманевренного самолета. Именно высокоманевренного. Отработанные газы двигателя самолета являются той самой причиной, которую так долго ищут американские специалисты.

Как отработанные газы могут попадать в приемный патрубок? При резкой смене курса и при выполнении некоторых фигур высшего пилотажа самолет весь окутывается облаком отработанных газов. Наиболее яркий пример - выполнение фигуры «колокол». Самолет практически неподвижно висит в этом облаке 2-3 секунды. Перед взлетом на старте, если ветер дует в хвост самолета, можно наблюдать ту же картину.

Но почему же молекулярные фильтры системы регенерации воздуха не задерживают эти опасные соединения? Принцип действия этих фильтров (или молекулярных сит) такой же, как у кухонного дуршлага. Крупные молекулы они задерживают, а мелкие свободно пропускают через свои отверстия. Но диаметр молекул оксидов азота абсолютно идентичен диаметру молекул кислорода. Поэтому в маску на дыхание поступает кислородно-токсичная смесь. Таким образом, летчики, даже еще не взлетев, начинают играть в «русскую рулетку». Почему американские специалисты не просмотрели все возможные ситуации, прежде чем принимать решение о замене кислородных баллонов на молекулярные фильтры, можно только гадать. И первое, что приходит в голову, это крайне низкий уровень их компетентности.

Р.S. Остается только надеяться, что российские специалисты внимательно проанализируют все стратегические последствия ошибки ВВС США и примут правильное решение в части выбора источника питания систем жизнеобеспечения летчика маневренного самолета. В конце концов, безопасность летчиков и их работоспособность должны быть приоритетны. Конечно, при использовании кислородных баллонов самолетам типа Су-27 или Т-50 будет непросто пересекать океан. А нам это надо?

Владимир Абрамов,
в 1983-1997 гг. -
ведущий конструктор,
главный специалист
ОАО «НПП «Звезда»

Источник: aviapanorama.ru

Похожие новости:
Антенны будут встраивать в форму военных
Чтобы обеспечить солдат на поле боя полностью надежной и эффективной связью, антенны будут вплетать прямо в ткань униформы. Для современной армии связь важна, как воздух. Для эффективного обмена данными между солдатами, командирами и командными пунктами используются стержневые антенны, ..
2011-09-28 3611 0 Военная техника
1
Япония разрушит монополию США на внутреннем рынке боевой авиации
Министерство обороны Японии намерено начать переговоры с европейским консорциумом Eurofighter относительно покупки истребителей Typhoon. Об этом, как сообщает Avionics Intelligence, заявил министр обороны Японии Ясуо Итикава (Yasuo Ichikawa). Окончательное решение о покупке 42 истребителей, которое ..
2011-09-28 3896 0 Военная техника
-2
Минобороны успешно испытало новую межконтинентальную ракету
В России в четверг произведен успешный испытательный пуск новой межконтинентальной баллистической ракеты морского базирования "Лайнер"с атомной подводной лодки Северного флота "Тула". Об этом, как передает "Интерфакс", сообщил официальный представитель Минобороны РФ полковник Игорь Конашенков. Пуск ракеты ..
2011-09-30 3756 0 Военная техника
0
В Турции спущен на воду противолодочный корабль
Вчера состоялся спуск на воду нового патрульного и противолодочного корабля ВМФ Турции «Хейбельяда». Это событие выглядит особенно впечатляюще на фоне воинственной риторики и не менее воинственных шагов турецкого правительства.  Премьер-министр Эрдоган пообещал в этом месяце усилить присутствие военных кораблей ..
2011-09-30 4160 0 Военная техника
0
Южная Корея запускает военный самолет-радар
Южная Корея запускает военный самолет-радар после новой вспышки техно-противостояния с Северной Кореей. Холодная война между Северной и Южной Кореями вновь набирает обороты. Южная Корея запускает шпионский самолет-радар, названный `Peace Eye` (Глаз Мира), ..
2011-09-30 4175 0 Военная техника
0
В РФ внедрят автоматизированную систему управления боем
Главком Сухопутных войск генерал-полковник Александр Постников рассчитывает, что созданная для российской армии автоматизированная система управления (АСУ) боем, которая проходит сейчас государственные испытания, надежно защищена от хакеров. "Мы закладывали требования (к АСУ, - "ИФ-АВН"), которые предполагают современную ..
2011-10-1 4342 0 Военная техника
0
Звездные войны Китая
Пока Россия и США «тормозят» в своих космических программах на околоземной орбите, в КНР не дремлют и настойчиво стремятся в небеса. Вчера в Китае успешно стартовала с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая ракета-носитель «Чанчжэн-2-ЭФ» с первым китайским орбитальным беспилотным модулем «Тяньгун-1» (в переводе с китайского ..
2011-10-1 3103 1 Военная техника
0
Что Сандора противопоставит НАТО
Оперативно-стратегические учения «Центр-2011» можно назвать масштабными. Они проходили на территории России, Казахстана, Таджикистана и Киргизии; в них участвовали около 12 тысяч военнослужащих и около 1000 единиц боевой техники, в том числе 70 самолетов. Почти в полном составе задействована Каспийская военная флотилия. Конечно, ..
2011-10-1 3167 1 Военная техника
0
Система "Барнаул": один в поле - воин
Пять минут, и стрелок-зенитчик готов к бою. Грозный "охотник" за воздушными целями противника сегодня укомплектован по последнему слову техники, благодаря комплексу средств автоматизации "Барнаул", который делают на смоленском предприятии "Измеритель". Пять минут, и стрелок-зенитчик готов к бою. Грозный ..
2011-10-1 3247 0 Военная техника
0
Иран вооружился собственным зенитным ракетным комплексом
ВВС Ирана приняли на вооружение зенитный ракетный комплекс Mersad национальной разработки, сообщает FARS. Церемония принятия комплексов на вооружение состоялась на базе ВВС Ирана Хатам-ол-Анбия (Khatam-ol-Anbia). Ранее иранские военные провели серию испытаний новой системы противовоздушной обороны ..
2011-10-1 3659 0 Военная техника
0
ВМС США испытали пушку для эсминцев класса Зумвалт
ВМС США провели испытания перспективной пушки AGS калибра 155 миллиметров, создаваемой для эсминцев класса "Зумвалт", сообщает Strategy Page. В ходе испытаний были произведены два выстрела управляемыми снарядами с GPS-наведением, которые поразили предназначенные для них цели на дальности в 81 километр. Испытания были признаны ..
2011-10-1 3880 0 Военная техника
0
Развитие боевых автономных роботов продолжается
Американскими специалистами продолжается разработка программного обеспечения, позволяющая беспилотникам обнаруживать и атаковать цель без всякого участия в этом человека. В газетах все чаще стали появляться тревожные статьи, о том, что в этой автономности нету ничего особенно нового и все ее истоки идут ..
2011-10-2 3850 0 Военная техника
0
Каким быть российскому авианосцу?
Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе сказал как-то, что «страна мучительно долго шла к созданию авианосцев, без которых в наше время ВМФ просто теряет смысл».В мае 2007 года тогдашний главком ВМФ адмирал флота Владимир Масорин руководил совещанием представителей научно-исследовательского ..
2011-10-2 3940 0 Военная техника
0
Танк, которого мы не дождались: последний миф оборонки
В нынешнем году Россия встала на танковом перепутье. Военное руководство устами своих представителей самого высокого ранга объявило о том, что не только ставит крест на существующем проекте танка нового поколения, но и прекращает закупку машин существующих моделей. Новый ..
2011-10-2 3508 0 Военная техника
0
Россия создала боевую космическую систему
Космические войска нашей армии смогут нанести предупреждающий удар против ракетной атаки. Командующий Космическими войсками генерал-лейтенант Олег Остапенко подтвердил, что Россия создает многофункциональную космическую систему, которая будет решать и задачу предупреждения о ракетном нападении. Вопрос создания ..
2011-10-6 4357 0 Военная техника
0