26 июля на верфи ОАО «Севмаш» заложена многоцелевая атомная подлодка «Новосибирск» - третья в серии ПЛА Проект 885 «Ясень». На церемонии закладки присутствовали вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин и главнокомандующий ВМФ Виктор Чирков. Первая подлодка Проекта 885 «Северодвинск» проходит испытания в море, а на второй «Казань» сейчас идут работы на стапелях.
Как и «Казань», «Новосибирск» строятся по модернизированному проекту. Поменялась элементная база радиоэлектронного вооружения, модернизировано оборудование, причём поставлять его будут исключительно отечественные производители.
Решения об общем количестве подлодок Проекта 885 всё время меняются. На сегодняшний день решено увеличить серию с 7 до 10, но и это ещё не окончательно.
Проект 885 разработан питерским ПО «Малахит». Внешне он напоминает предыдущие подлодки, разработанные «Малахитом» - хорошо обтекаемый каплевидный корпус и «лимузинное» ограждение рубки. Но все предыдущие подлодки советской и российской разработки имели двухкорпусную схему. Наличие лёгкого корпуса позволяло иметь большую живучесть и непотопляемость подлодки. Но при этом лёгкий корпус становился своего рода объёмным резонатором, повышающим шумность на низких частотах, и снижающим скрытность подлодки. Поэтому на Проекте 885 было решено от этого отказаться, и сделать полуторакорпусную конструкцию, когда лёгкий корпус охватывает только небольшую часть прочного корпуса.
На «Северодвинске» устанавливается новый ядерный реактор ОК-650В с использованием французского изобретения, впервые использованного на ПЛА «Рубин» - естественной циркуляции теплоносителя в первом контуре, что позволило избавиться от циркуляционного насоса, создающего самую большую долю шума силовой установки. Вместо шумного редуктора с зубчатыми шестернями установлен бесшумный электромотор. Правда, применение водомётного движителя относится к области слухов. На фото с церемонии спуска на воду «Северодвинска» хорошо виден гребной винт. Однако, медленное вращение винта за счёт большого количества лопастей так же позволяет резко снизить шумность.
Кроме того, на «Северодвинске» применено специальное глушащее шумы покрытие корпуса, и что ещё важнее – система активного гашения шумов, что делает «Северодвинск» самой малошумной лодкой в мире.
Однако, важно не только снизить свои шумы, но и вовремя обнаружить противника – желательно раньше, чем он обнаружит тебя. Подлодка оснащена новым гидроакустическим комплексом «Аякс» со значительно увеличенными поисковыми возможностями. Огромная гидроакустическая антенна занимает всю носовую часть корпуса. Кроме того, лодка может выпускать двухсотметровую буксируемую антенну с насаженными гидрофонами из верхней части вертикального киля.
А как с многоцелевыми подлодками обстоят дела у американцев?
До 1998 года в США строились очень мощные и инновационные подлодки «Сивулф».
В отличие от предыдущего типа «Лос-Анджелес», на «Сивулфах» отказались от вертикальных пусковых установок для крылатых ракет – вместо этого был предусмотрен пуск крылатых ракет через торпедные аппараты. Вместо гребного винта был применён менее шумный водомётный движитель.
Но высокая стоимость, 4,3 млрд. долл. и, как тогда считалось, исчезновение единственного равного противника в связи с распадом СССР, склонило американцев к тому, чтобы ограничиться постройкой всего трёх единиц и начать строить более простые и дешёвые подлодки «Вирджиния».
На «Вирджиниях» американцы снова вернулись к гребному винту в снижающем шумность кольцевом обтекателе и к 12 вертикальным пусковым установкам для крылатых ракет. В настоящий момент в строю 9 таких подлодок, а всего планируется построить 30.
Сравнительные характеристики «Северодвинска», «Сивулфа» и «Вирджинии»:
Таким образом, можно заметить, что российская подлодка крупнее «Вирджинии», и обладает большей глубиной погружения, но несколько тихоходнее.
Стоимость чуть ниже, чем у «Вирджинии», но поскольку в российском ВПК себестоимость вообще ниже, чем у американцев – речь идёт о мощной и технологически продвинутой лодке, не уступающей, как минимум, «Сивулфу» за 4,3 млрд. долл. Более того, подлодки с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) обычно стоят дороже, чем многоцелевые. А «Северодвинск» стоит вдвое дороже, чем строящиеся одновременно с ним ПЛАРБ Проект 955 «Борей»: 1,5 млрд. долл. против 713 млн. То есть, в «Северодвинске» воплощено очень много дорогостоящих и самых современных технологий.
Но самое существенное отличие – в вооружении. На «Северодвинске» пусковая установка на 32 ракеты против 12 у «Вирджинии». Причём на «Вирджинии» устанавливаются дозвуковые «Томагавки» по 1-1,5 т, а на «Северодвинске» более крупные и эффективные сверхзвуковые, вроде ПКР «Оникс» или дозвуковых, но более дальнобойных, чем «Томагавки», крылатых ракет Х-101. В дальнейшем возможно оснащение другими ракетами, сейчас находящимися в разработке, вплоть до самого страшного оружия – разрабатываемой Россией и Индией гиперзвуковой крылатой ракеты «Брамос-2», по эффективности и возможностям по прорыву ПВО значительно превосходящей как американские, так и нынешние российские ракеты. Таким образом, по вооружению «Северодвинск» однозначно превосходит и «Вирджинию», и «Сивулф».
Таким образом, «Северодвинск» стал полноценной многоцелевой подлодкой, способной решать любые задачи подводных сил, в том числе борьбу с авианосными группировками и подлодками сильного и технологически продвинутого противника. Подлодки «Северодвинск», оснащённые лучшими крылатыми ракетами, возьмут на себя значительную часть задач неядерного сдерживания, оставаясь при этом очень сильной угрозой для надводных кораблей.
Остаётся порадоваться успехам российских кораблестроителей. Военный бюджет России не позволяет строить подлодки в таком же количестве, как в США, но, по крайней мере, в качественном отношении российские подлодки превосходят американские и являются лучшими в мире.
Источник: 365news.biz
2013-11-02 в 12:14
ответить ›
2019-08-01 в 6:4
ответить ›