Перспективному авиационному комплексу дальней авиации – быть!

Перспективному авиационному комплексу дальней авиации – быть!

Первая информация о Перспективном авиационном комплексе дальней авиации (ПАК ДА) появилась еще в 2009 году. Тогда было объявлено о начале предварительных работ по теме. Контракт на проведение НИОКР по проекту ПАК ДА был заключен с компанией «Туполев». Тогда же командующий дальней авиацией генерал А. Жихарев обмолвился о том, что его ведомство хочет получить не модернизацию имеющегося Ту-160, пусть даже и очень глубокую, но абсолютно новую машину. В первую очередь желания командования дальней авиации подразумевают новый прицельно-навигационный комплекс, новое бортовое радиоэлектронное оборудование и полнейшу совместимость самолета со всеми имеющимися и перспективными видами вооружения.

После того памятного интервью информации о ходе ПАК ДА почти не было. Разве что прошлой осенью были скорректированы сроки окончания программы. На сегодняшний день в планы министерства обороны и фирмы «Туполев» входят первый полет в 2017-18 годах и начало серийного производства около 2025 года. Закрытость работ повлекла за собой массу обсуждений и споров, причем и на самом высоком уровне. Стоит отметить заочный спор начальника Генштаба генерала армии Н. Макарова и вице-премьера Д. Рогозина. По мнению первого, нашим военно-воздушным силам нужна новая машина со стратегической дальностью и такими же боевыми возможностями. Рогозин, в свою очередь, приводил доводы в виде современных и перспективных средств ПВО и ПРО вероятных противников. Поэтому, как считает вице-премьер, «традиционный» подход к развитию дальней и стратегической авиации уже устарел и нужно искать для нее новые перспективы и методы работы.

В четверг 14 июня президент России В. Путин посетил базу ВВС в городе Кореновске Краснодарского края. Помимо обсуждения модернизации военно-воздушных сил в целом и базы в частности, Путин высказался и по поводу перспектив дальней авиации. Оказалось, что военное и политическое руководство страны все же согласно с начальником Генштаба. Полноценная разработка нового самолета будет начата в самое ближайшее время. Ранее сообщалось, что аванпроект нового бомбардировщика-ракетоносца будет готов в этом году. Очевидно, президент и военачальники уже ознакомились с результатами предварительных работ по ПАК ДА, что, возможно, послужило одной из причин озвученного решения.

По понятным причинам, на данный момент в открытом доступе нет абсолютно никаких сведений относительно облика будущего самолета. Все это является благодатной почвой для домыслов и спекуляций. К примеру, еще прошлой осенью появлялась новость о двигателях нового самолета. Тогда со ссылкой на некий анонимный источник в Минобороны утверждалось о комплектовании ПАК ДА двигателями АЛ-41Ф1. В качестве доказательства этой версии приводились его характеристики тяги и расхода топлива. Однако простой подсчет показывает, что самолет, идущий на замену хотя бы Ту-22М3, должен иметь четыре таких двигателя. А ведь сам Ту-22М3 оснащается всего двумя ТРД по 25 тонн форсажной тяги каждый. Кроме того, время от времени появляются слухи о разработке нового турбореактивного двигателя, который придет на смену НК-32 (устанавливается на Ту-160). Такая разработка является ожидаемой, но официального подтверждения ее существования пока не было.

Еще более странная ситуация с внешним видом и аэродинамической компоновкой перспективного бомбардировщика. Как это часто бывает, уже после самых первых сообщений о существовании проекта ПАК ДА появились различного рода технические фантазии. В ход пошли «концепт-арты» нереализованных вариантов туполевского Ту-160, Т-4М и Т-4МС Сухого и т.п. Можно понять причину версий на основе этих проектов. ПАК ДА является новым самолетом, и он будет служить в будущем. Из таких соображений у многих экспертов и любителей авиации появляется нездоровая тяга к футуризму. В результате больше внимания обращают не на аэродинамическое совершенство или технологичность конструкции, а на ее необычный вид. Учитывая известную информацию о требованиях к ПАК ДА, можно сделать вывод о том, что перспективный бомбардировщик-ракетоносец будет «чем-то средним» между Ту-22М3 и Ту-160. Вероятно, от первого будут взяты габариты и взлетная масса, а второй «поделится» аэродинамической компоновкой.

В создании перспективного комплекса для дальней авиации отдельно стоит вопрос вооружения. Развитие средств противовоздушной обороны и самолетов-перехватчиков уже в самом ближайшем будущем не даст существующим бомбардировщикам даже приблизиться к рубежу пуска ракет. Соответственно, требуется повышать дальность последних. Но и здесь не все просто: если увеличивать дальность авиационных ракет, то в итоге можно прийти к такой ситуации, при которой ракетоносец будет взлетать, подходить к рубежу пуска, находящемуся в зоне ответственности собственной ПВО и под защитой последней производить отцепку груза. Возникает вполне справедливый вопрос: зачем тогда нужен самолет? К счастью для самолета (точнее, для его существования, но не для выживания в боевых условиях) при нынешних технологиях создание компактной ракеты авиационного базирования с межконтинентальной дальностью человечеству пока не грозит. Поэтому новый самолет должен обладать возможностями по прорыву вражеской противовоздушной обороны. Очевидно, что для этого бомбардировщик-ракетоносец должен иметь малую радиолокационную заметность и пониженное излучение тепла от двигателей. Кроме того, будущий ПАК ДА должен иметь самое современное оборудование радиоэлектронной борьбы, без которого он вряд ли сможет выйти на рубеж пуска ракет.

Стоит отметить, что создание подобной машины вполне реально. Однако на него уйдет много времени и очень много денег. Но это не та сфера, на которой можно экономить. По мнению председателя Общественного совета при Минобороны военного эксперта И. Коротченко, эти время и деньги являются той платой, которую необходимо вносить для поддержания мощи всего государства. В то же время, считает Коротченко, стоимость программы обязательно скажется на объемах выпуска и, скорее всего, будет построено три-четыре десятка ПАК ДА. Хотя, отмечает эксперт, точную цифру определят военные. Конечно, новые бомбардировщики будут достаточно дороги, но на будущей боевой службе им предстоит не дополнять имеющуюся технику, а со временем полностью заменить ее. Вряд ли даже сорока или пятидесяти подобных машин хватит для замены всех Ту-95МС или Ту-22М3, которые в настоящий момент являются основой российской дальней авиации. Эта же необходимость замены старой техники ставит перед конструкторами еще одну непростую задачу. Ту-22М3 и Ту-95МС, хотя и значатся дальними бомбардировщиками, имеют разные тактические ниши. Поэтому в ПАК ДА, если вскоре не будет начат еще один подобный проект, нужно будет совместить два очень разных самолета.

Хотелось бы надеяться, что руководство страны, министерство обороны и конструкторы фирмы «Туполев» не только понимают, какие задачи они ставят перед собой, но и видят способы их решения. Но пока о проекте достоверно известны только название и сроки реализации. Даже примерные характеристики еще не стали достоянием общественности. Поэтому все, что нам остается – ждать новостей и желать конструкторам удачи.

Источник: topwar.ru

Похожие новости:
Самолет на замену МиГ-31 начнут разрабатывать в 2017 году
Глава Военно-Воздушных сил РФ генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что в 2017 году начнутся работы по созданию авиационного комплекса дальнего перехвата, который заменит истребители-перехватчики МиГ-31. Об этом сообщает РИА "Новости". "С 2017 года мы начинаем работать по перспективному авиационному комплексу дальнего ..
2014-08-12 2872 0 Военная техника
0
Первый прототип ПАК ДА появится в 2020 году
Командование Дальней авиации России выдало оборонно-промышленному комплексу тактико-техническое задание на разработку перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). Об этом, как сообщает "Интерфакс", заявил командующий ДА РФ генерал-майор Анатолий Жихарев. По его словам, первый прототип самолета будет ..
2011-12-21 3152 0 Военная техника
0
В России вспомнили «переброску сисек на спину» Су-27
В публикации, посвященной разработавшему истребитель четвертого поколения авиационному конструктору Михаилу Симонову, которому 19 октября исполнилось бы 90 лет, военный обозреватель ТАСС Виктор Литовкин вспоминает обсуждение специалистами размещения на самолете моторного отсека.Автор пишет, что на совещании у заместителя министра ..
2019-10-19 21132 0 Военная техника
1
В России MIM-104 Patriot приравняли к «Бук-М2»
Американская система противоракетной обороны (ПРО) MIM-104 Patriot без использования авиационного комплекса радиообнаружения и наведения Airborne Warning and Control System (AWACS) эквивалентна российскому зенитному ракетному комплексу (ЗРК) «Бук-М2». Об этом заявил военный эксперт Алексей Леонков, ..
2019-09-21 4654 0 Военная техника
0
Морская авиация ВМФ РФ определилась с основным самолетом
Тяжелый истребитель Су-30СМ станет основным самолетом морской авиации ВМФ России. Его получат части берегового базирования. Об этом заявил начальник морской авиации генерал-майор Игорь Кожин. В 2017 году морская авиация получила шесть самолетов данного типа.В ..
2018-01-09 1221 0 Военная техника
0
Пентагон признал провал MIM-104 Patriot
Никакая отдельно взятая система противовоздушной и противоракетной обороны (ПВО и ПРО) не способна отразить атаку, подобную той, что была совершена на объекты нефтяной компании Saudi Aramco в Саудовской Аравии, передает Пентагон заявление председателя Объединенного комитета начальников ..
2019-09-21 4771 0 Военная техника
-1
Крымский полигон палубной авиации НИТКА введут в строй до конца 2016 года
Наземный испытательно-тренировочный комплекс корабельной авиации (НИТКА) в крымском городе Саки будет восстановлен до конца 2016 года. Об этом «Интерфаксу» сообщил источник в структурах, эксплуатирующих комплекс.«Генеральный штаб Вооруженных сил России принял решение о продолжении строительства объектов комплекса ..
2016-04-16 1362 0 Военная техника
0
Иран заинтересовался российским ракетным комплексом «Бастион»
Иранские военные проявили интерес к российскому подвижному береговому ракетному комплексу «Бастион», оснащенному сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами «Яхонт». Об этом «Интерфакс» в среду, 20 января, сообщил источник, близкий к сфере военно-технического сотрудничества (ВТС).«Интерес иранских партнеров к этому ..
2016-01-21 1496 0 Военная техника
0
Российский авианосец получит цифровую систему управления полетами
Российский тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» во время модернизации получит новый цифровой радиотехнический комплекс управления полетами палубной авиации. Как пишет газета «Известия», благодаря новому комплексу авиагруппа корабля сможет совершать ..
2018-03-27 3888 0 Военная техника
0
Экипажи самолетов Ту-142 отработают бомбометание
21 марта, AEX.RU –  Экипажи самолетов Ту-142 морской авиации Северного флота (СФ) отработают учебное бомбометание на Терском берегу Белого моря, а также посадку самолета с имитацией отказа двух двигателей, рассказал журналистам в четверг начальник пресс-службы ..
2013-03-22 1586 0 Военная техника
0
В Крыму появится полигон для бомбардировщиков Дальней авиации
Полигон Чауда в Крыму станет первым морским полигоном Воздушно-космических сил (ВКС) России, там будут, в частности, тренироваться экипажи дальних бомбардировщиков Ту-22М3. Об этом заявил главком ВКС Виктор Бондарев, сообщает ТАСС.«В дальнейшем здесь все останется для подготовки летного состава ..
2016-04-23 1544 0 Военная техника
1
Для новейшего Т-50 создают особые ракеты
Истребитель пятого поколения Т-50 получит новейшие авиационные ракетные комплексы. Они будут созданы до 2014 года."Разработка ракет типа Х-35УЭ, Х-38МЭ, Х-58УШКЭ, РВВ-МД будет завершена в 2012-2013 годах. В настоящее время идут интенсивные летные испытания этого ..
2012-01-31 3554 0 Военная техника
0
Россия отказалась от использования тренажера НИТКА
Россия отказалась тренировать своих летчиков на учебном полигоне для палубной авиации НИТКА (наземный испытательный тренажер корабельной авиации) в Крыму. Об этом сообщает украинская служба «Би-Би-Си», ссылаясь на источник в министерстве иностранных дел республики.По его данным, российская сторона не захотела ..
2013-07-7 2334 0 Военная техника
0
ВВС РФ получили новую партию боевых Ми-28Н
В войска ЮВО поступила новая авиационная техника. С аэродрома завода-изготовителя в Ростове-на-Дону на авиабазу армейской авиации, дислоцированную в Зернограде (Ростовская область), совершили перелет 2 ударных вертолета Ми-28Н «Ночной охотник». Как сообщила пресс-служба ЮВО, до конца года планируется поступление еще более ..
2015-11-29 5299 0 Военная техника
1
Новый полк палубных истребителей авиации ВМФ России начал боевую подготовку
В Ейске начались первые полеты палубных истребителей МиГ-29КР из состава заново сформированного 100-го полка корабельной авиации. Об этом сообщает издание «Ейск.Инфо».Как говорится в публикации, летчики 100-го авиаполка начали осваивать поступившие палубные истребители МиГ-29КР и МиГ-29КУБР, ..
2016-03-23 1844 0 Военная техника
1