Что представляет собой F-35?
Это современный реактивный истребитель, который, как первоначально было задумано, окончательно закрепит превосходство Америки в небе. Проект F-35 Lightning II был задуман компанией Lockheed Martin еще в 1996 году, он должен был начать поступать на вооружение в 2010 году и постепенно заменить парк устаревших истребителей Пентагона, например F-16 и F/A-18, многие из которых были изготовлены еще в 70-х и 80-х годах прошлого века. Но спустя 18 лет с момента своего зарождения F-35 оказался столь амбициозным с технологической точки зрения, что компания Lockheed не может никак довести его до ума; были бесконечные задержки, бюджетные перерасходы и технические проблемы. Самолет был недавно снова остановлен из-за возгорания в двигателе – 13 запретов полетов с 2007 года. Поскольку F-35 не раз переделывался, стоимость разработки самолета удвоилась до рекордной отметки 400 миллиардов долларов – самый дорогостоящий тип вооружения за всю историю. По оценкам, стоимость производства одного истребителя составит 185 миллионов долларов. Развертывание F-35 было перенесено по самым оптимистичным оценкам на 2015 год в связи с тем, что Пентагон назвал его характеристики «незрелыми» и «неприемлемыми», а многие военные эксперты при этом задают вопрос, будет ли он работать, как было задумано. «Не может поворачивать, не может подниматься, не может работать», - говорится в исследовании корпорации Rand (научно-исследовательский центр в штате Калифорния).
Насколько продвинут F-35?
Теоретически это будет самый летальный истребитель в истории. Истребитель концепции «делай всё» сможет бомбить наземные цели и вести воздушный бой, он «закроет» потребности флота, воздушных сил и морской пехоты. Его поглощающее радиолокационное покрытие в сочетании со сверхзвуковой скоростью позволяет истребителю-«невидимке» залетать в боевые зоны прежде, чем противник сможет определить это вторжение. Одноместный самолет с одним двигателем обладает революционным программным обеспечением, которое используется для контроля футуристического видеоизображения в шлеме пилота. Информация от нескольких камер, установленных в самолете, подается в этот шлем, давая пилоту круговой обзор во время воздушного боя и бомбардировок наземных целей. «Этот самолет укрепит методы, которыми воюют американцы», - говорит генерал лейтенант Фрэнк Горенк. Мы не хотим выигрывать с отношением 51-49. Мы хоти побеждать с вероятностью не менее 99 процентов».
А технология работает?
Зачастую нет. Разрешение видеоизображения в шлеме, например, гораздо хуже разрешения невооруженного глаза, так что пилоты каждый раз пытаются разобраться в крошечных точках на больших дистанциях. А это вражеские угрозы или нет- Многие другие проблемы были устранены в последнее десятилетие или находится в процессе доработки. «Это невероятно сложный самолет», - говорит полковник Род Кригер. Заставить его работать правильно совсем непросто». А поддерживать его правильную работу буде вдвойне непросто. Обслуживание F-35 будет стоить на 40 процентов дороже по сравнению с обслуживанием прежних истребителей. Пентагон оценивает стоимость обслуживания всего жизненного цикла всех истребителей в один триллион долларов. И даже если все работает как надо, одна фатальная конструктивная ошибка ставит истребитель F-35 в невыгодное положение.
Что это?
Это оборудование вертикального взлета. Корпус морской пехоты настоял, чтобы самолет мог взлетать и садиться вертикально, чтобы он мог взлетать с коротких взлетных палуб десантных кораблей морского корпуса. Но вертикальный взлет самолета массой до 35 тонн требует примерно силы тяги 40 000 фунтов (18 000 кг) и поэтому компания Lockheed добавила мощный подъемный вентилятор. Громоздкая конструкция этого вентилятора увеличила лобовое сопротивление самолета, ухудшила его ускорение, топливную экономичность и дальность полета по сравнению с подобными характеристиками старых китайских реактивных самолетов. Китай неустанно сыплет соль на раны, ведь он в настоящее время разрабатывает собственную копию F-35 на базе чертежей Пентагона, украденных китайскими хакерами. J-31 не имеет неудачного подъемного вентилятора американского F-35 и как результат, он быстрее и маневреннее.
Какие альтернативы?
Пентагон мог бы заново начать производство F-22, хотя этот истребитель имеет свои собственные недостатки. Например, пилоты этих самолетов испытывают кислородную недостаточность и порой кратковременно теряют сознание во время полета. Ну, или, например военные могли бы перескочить через так называемое пятое поколение истребителей подобных F-35 и двинуться прямо к шестому поколению, в котором, по всей видимости, акцент будет сделан на лазерном вооружении данных самолетов. Другие военные эксперты утверждают, что Пентагон должен навсегда покончить со своей зависимостью эпохи Второй мировой войны, с пилотируемым боем, исходя из того, что сегодня он едва ли используется в военных конфликтах в мире и вместо этого сосредоточиться на беспилотных аппаратах и роботизированных боевых действиях. Но, кажется и Конгресс и Пентагон в настоящее время окончательно «уперлись» в проект F-35.
С чего бы это?
По всей видимости, ошибочная программа стала слишком дорогой, чтобы закрыть ее. Законотворцы в Конгрессе также четко осознают, что этот проект обеспечивает 133 000 рабочих мест, причем, когда начнется полномасштабное производство, эта цифра вырастет до 260 000, в 45 штатах не стремятся сократить такое количество рабочих мест для американцев. Многие из союзников Соединенных Штатов также обязались купить F-35, и это может ударить по престижу США в случае отмены продаж этого самолета. Поэтому Пентагон обязался изготовить 2400 истребителей что может, по мнению аналитиков, фактически ослабить авиационное преимущество Америки. «Мой прогноз таков - F-35 станет своего рода проблемой», - заметил авиационный инженер и аналитик Пьер Спрей, - проект будет закрыт прежде, чем изготовят 500 штук».
Покидая небеса
В 2008 году два военных аналитика из корпорации Rand создали компьютерную программу, которая могла бы протестировать боевые возможности F-35 в гипотетической войне с Китаем. В военной игре американские реактивные истребители, базирующиеся на Гуаме и в Японии, провоцируются на ведение воздушных боев, когда китайские ракеты уничтожают тайваньские ВВС. После того, как были уничтожены американские F-22, осталось 16 самолетов F-35 для битвы с китайскими реактивными самолетами, итог которых был удручающим. Как только американские истребители отстреливают свои ракеты, они теряют свою незаметность и становятся видимыми для радаров. Более скоростные китайцы завоевывают преимущество и истребители F-35 «покидают» небо. Америка проигрывает войну и Тайвань завоевывают китайцы. В исследовании двух авторов для самолета F-35 получил оценку «Двойная неполноценность». Компания Lockheed подвергла сомнению результаты игры, заявив, что они базируются на ошибочных допущениях. После этого корпорация Rand отказалась от выводов доклада, заявив, что она и не стремилась к сравнению реактивных самолетов.