Основные задачи по экспорту военно-морской техники выполнены.
Международному военно-морскому салону (МВМС) в Санкт-Петербурге в этом году исполняется десять лет. Проводится он в шестой раз. За непродолжительный период салон успел зарекомендовать себя ведущим мировым смотром новейших достижений в области военного кораблестроения.
В последние годы в России взят курс на возрождение Военно-морского флота и оборонно-промышленного комплекса. Интерес к МВМС превосходит все ожидания. Особенно со стороны основных мировых игроков на рынке военно-морской техники.
Экспозиция предприятий Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) на Международном военно-морском салоне отражает основные тенденции развития мирового кораблестроения на современном этапе и в ближнесрочной перспективе. В числе этих тенденций сокращение количества крупных кораблей (1-го ранга), что характерно и для военных флотов ведущих военно-морских держав. Это связано с тем, что на сегодня корабли 2 и 3-го рангов имеют приблизительно такие же возможности, как и корабли 1-го ранга 30–40 лет назад. В частности, современный корвет по своей огневой мощи и ракетному вооружению превосходит возможности крейсера 70-х годов прошлого века.
Ведущие тренды
Еще одной тенденцией является стремление всех стран мира к сокращению расходов на приобретение кораблей, а также на поддержание их боевой готовности. Как следствие все военно-морские державы стараются вывести свои новые разработки на серийное производство. Во многих странах прослеживается увеличение серий боевых кораблей (корветов и фрегатов) прибрежной зоны. Это корабли водоизмещением 2500–4000 тонн, имеющие ракетное вооружение, экипаж – 150–180 человек, а также один-два вертолета на борту. Отрадно, что российские производители смогли спрогнозировать эти тенденции заранее, и работа, в частности по корвету проекта 20380 от ЦМКБ «Алмаз», была начата еще десять лет назад. По показателю «цена-качество» корветы этого проекта не имеют аналогов и обладают достаточным потенциалом, в том числе экспортным, на ближайшие 15 лет. Другой тенденцией развития мировых флотов на современном этапе развития является уменьшение водоизмещения подводных лодок (ПЛ) с одновременным насыщением их ракетным вооружением и, в частности, шахтами для вертикального пуска крылатых ракет. Один из лучших в этом отношении продуктов в своем классе – перспективная неатомная подводная лодка (НАПЛ) проекта «Амур-950» разработки ЦКБ МТ «Рубин». Надводное водоизмещение – 1000 тонн, но при этом она может нести на борту десять крылатых ракет.
Согласно оценкам ведущих аналитиков объем рынка военно-морской техники (ВМТ), на котором должна быть востребована продукция современного военного кораблестроения, в следующее 20-летие достигнет 745 миллиардов долларов. Такие данные, в частности, приводятся компанией AMI International. В связи с определенным ухудшением финансовой ситуации в этот период на мировом рынке будет происходить ослабление позиций США и европейских стран. Однако несмотря на складывающиеся негативные тренды, США останутся крупнейшим игроком на рынке ВМТ и израсходуют свыше 300 миллиардов долларов на приобретение 305 новых боевых надводных кораблей, подводных лодок и других судов.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) продолжится развитие положительных трендов. Этот регион обойдет Европу и займет на рынке ВМТ второе место после США, израсходовав за 20 лет на приобретение новых кораблей и сопутствующего оборудования 180 миллиардов долларов. Лидерами региона АТР будут Индия и Китай, причем каждая страна приобретет за этот период свыше 100 новых кораблей и ПЛ. В пятерку крупнейших игроков на рынке ВМТ региона также войдут Республика Корея, Япония и Австралия.
По оценкам экспертов, на Индию и Китай в АТР придется около 30 процентов объема рынка по количеству кораблей и около 45 процентов рынка по стоимости заключенных сделок. Индия и Китай будут лидировать в регионе по программам строительства новых авианосцев. Строительству ПЛ также будет уделяться повышенное внимание и за 20 лет в странах АТР построят свыше 100 новых лодок. Если учесть, что в следующем 20-летии прогнозируется постройка 270 новых ПЛ, то на АТР придется свыше 40 процентов этого количества.
Большие потребности в приобретении новой ВМТ будут и у стран Юго-Восточной Азии, шесть из которых до 2033 года израсходуют свыше 21 миллиарда долларов на постройку новых кораблей. Лидерами на рынке ВМТ ЮВА станут Индонезия, Малайзия, Таиланд. В номенклатуре новых заказываемых кораблей будут лидировать фрегаты, корветы, патрульные корабли прибрежной зоны, построенные с применением современных технологий, а также НАПЛ и амфибийные корабли. Большое внимание будет уделено модернизации состоящей на вооружении техники и средствам борьбы с морским пиратством.
Экспортный потенциал
Необходимо отметить, что экспозиция ОАО «Рособоронэкспорт» на салоне не только отражает потребности современного рынка ВМТ, но и ориентирует потенциальных заказчиков на приобретение наиболее востребованной на этом рынке экспортной продукции, среди которой широкий спектр патрульных кораблей и скоростных катеров различного водоизмещения и назначения.
Это прежде всего НАПЛ «Амур-1650». Ее аналог – головной корабль «Санкт-Петербург» (проект 677, шифр «Лада») в 2010 году вошел в состав ВМФ России. «Амур-1650» имеет мощный и сбалансированный комплекс вооружения, в том числе противокорабельные ракеты, а также крылатые ракеты для уничтожения наземных объектов. Российская НАПЛ превосходит зарубежные аналоги за счет увеличенной дальности обнаружения целей, обеспечиваемой уникальным гидроакустическим комплексом, и за счет более низкого уровня шума.
Эксперты высоко оценивают боевые возможности российского корвета «Гепард-3.9» проекта 11661Э, созданного на базе корвета 11661К с применением малозаметной архитектуры на основе технологий «Стелс». Два корабля этого проекта – «Татарстан» и «Дагестан» приняты на вооружение ВМФ России в 2003 и 2011 годах соответственно. «Гепард-3.9» может эффективно действовать самостоятельно или в составе группы, выполнять конвойные операции, нести патрульную службу, охранять морскую границу и экономическую зону. Два корвета проекта 11661Э были построены для ВМС Вьетнама в 2011 году на Зеленодольском судостроительном заводе. Планируется постройка для Вьетнама еще двух корветов этого типа.
Россия первой в мире применила механизацию днища кораблей малого водоизмещения. На МВМС представлен катер проекта 14310 «Мираж», предназначенный для несения патрульной службы, досмотра судов и полицейских операций. Благодаря воздушной каверне под корпусом катер развивает скорость до 50 узлов, значительно уменьшена его бортовая и килевая качка, снижен расход топлива.
Большим экспортным потенциалом обладает скоростной патрульный катер «Мангуст», способный развивать скорость более 40 узлов и предназначенный для перехвата практически любых высокоскоростных морских целей. Его штатное вооружение: 14,5-мм морская тумбовая пулеметная установка, переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Игла-1М» и противодиверсионный гранатомет ДП-64.
Патрульный катер проекта 12200 «Соболь» водоизмещением около 60 тонн предназначен для несения дежурной службы в территориальных водах, осуществления контроля за соблюдением кораблями и судами режима плавания во внутренних водах, на рейдах портов и гаваней, а также в прилегающих к ним прибрежных районах моря. Сочетая хорошие мореходные качества с высокой скоростью хода, способностью к быстрому маневру, а также эффективным вооружением, катер полностью соответствует понятию «перехватчик». Его аналог принят на вооружение пограничной службы России.
В прошлом году Рособоронэкспорт поставил в 60 стран российскую продукцию военного назначения (ПВН) на общую сумму около 12,9 миллиарда долларов, что на 20 процентов превышает показатель 2011-го. При этом структура экспорта стала более сбалансированной по видам поставляемой техники.
По словам генерального директора Рособоронэкспорта Анатолия Исайкина, доля ВМТ в общей структуре российского экспорта составила 18 процентов, что соответствует мировым тенденциям. «Несмотря на ужесточение конкуренции на международном рынке, Рособоронэкспорт намерен сохранить положительную динамику роста основных показателей и в 2013 году. Оптимизм внушает высокая конкурентоспособность российской военной продукции», – отметил гендиректор Рособоронэкспорта. Он сообщил, что наиболее значительные поставки в 2012 году пришлись на страны АТР – 43 процента от общего объема поставок. Вторым по значимости региональным рынком остается Ближний и Средний Восток – 23 процента. На латиноамериканские страны – 18, доля рынка стран СНГ составила 12, на африканские страны южнее Сахары пришелся один, а на государства Европы и Северной Америки – три процента.
По словам Исайкина, если по сравнению с 2011 годом сумма новых контрактов на авиационную технику возросла в 1,9 раза, на вооружение и военную технику сухопутных войск – в 2,9, на средства ПВО – в 2,1, то на ВМТ – в семь.
Традиционно значительную долю среди подписанных в 2012-м контрактов занимают финальные образцы вооружения и военной техники – 62 процента общего объема. Их доля значительно увеличилась по сравнению с предыдущим годом, когда она составляла около 40 процентов. На запасные части, узлы и агрегаты пришлось 17,1. Контракты, связанные с организацией и обеспечением лицензионного производства российских образцов вооружения и военной техники за рубежом, составили пять процентов общего объема заключенных сделок. На выполнение ремонта ранее поставленных вооружений пришелся один процент общего объема контрактов.
Если говорить о сегменте ВМТ, то Рособоронэкспорт прогнозирует расширение поставок на мировой рынок российских НАПЛ. По словам Исайкина, основная наша продукция в этом сегменте мирового рынка – НАПЛ проекта 636, однако на рынок в разных вариантах также продвигается подводная лодка «Амур-1500», в том числе и с воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Объем продаж военно-морской техники через Рособоронэкспорт составит в этом году около 20 процентов общего объема экспорта продукции военного назначения и несколько превысит аналогичный показатель прошлого года.
Интерес к НАПЛ
В настоящее время Россия занимает второе место в мире по экспорту НАПЛ. Лидирует на этом рынке Германия – 48 процентов, у России – 37, у Франции – семь, у Китая – пять, у Великобритании – три. Такие данные приведены в отчете «Современное экспортное военное кораблестроение», подготовленном в НИИ кораблестроения и вооружения ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».
Количество стран, имеющих подводные лодки в составе ВМС, постепенно растет, несмотря на увеличение их стоимости. На рынке ВМТ преобладают предложения НАПЛ водоизмещением преимущественно 1500–2000 тонн. Однако в настоящее время прогнозируется рост интереса к НАПЛ водоизмещением 500–1000 тонн. Это объясняется тем, что интерес к таким подлодкам проявляют страны, задачи ВМС которых распространяются в основном на прибрежные воды. Кроме того, потенциальные импортеры ограничены в своих финансовых возможностях. На сегодня в составе ВМС стран-импортеров находятся 210 подводных лодок, причем 36 из них построены совместно со странами-экспортерами.
В последнее десятилетие наметилась тенденция снижения спроса стран-импортеров на подводные лодки, в то время как производство НАПЛ для собственных ВМС постепенно растет. Кроме того, возрастает спрос на совместное строительство и все большее количество стран-импортеров предпочитает строить корабли со странами-экспортерами на собственных верфях.
В отчете подчеркивается, что ожидаемое списание к 2015 году около 80 процентов ПЛ по истечении срока их службы может привести к оживлению на них спроса, так как обновление состава ВМС неизбежно.
Национальные программы по усилению подводных флотов имеются в Индии, КНР, Южной Корее, Израиле, Вьетнаме, Малайзии, Египте, Пакистане, Италии, Сингапуре, Швеции, Норвегии, Бразилии. Экономическое состояние и объем военных расходов ряда стран Ближнего Востока и уровень развития их флотов также позволяют прогнозировать возможность покупки НАПЛ этими странами.
Сдержанный оптимизм
Подтвердит ли МВМС-2013 правильность выбора основных программ отечественного военного кораблестроения и их соответствие общемировым тенденциям или же покажет на необходимость внесения в них определенных корректив? Ответ на этот вопрос и должен дать военно-морской салон.
Например, в последнее время из экспозиций российских разработчиков на международных салонах исчезли сверхмалые подводные лодки (СМПЛ), в то время как ведущие военно-морские державы демонстрируют концепции перспективных СМПЛ, предназначенных как для национальных ВМС, так и для мирового рынка. Это вызывает определенное недоумение, поскольку в современных проектах СМПЛ за счет высокой степени автоматизации экипаж пять – девять человек, они обладают дальностью плавания две-три тысячи миль, высокой скоростью, маневренностью, глубиной погружения 200–300 метров и автономностью 20–30 суток. Имея в боекомплекте торпеды (крылатые ракеты) калибра 533 миллиметра в торпедных аппаратах, мины в забортных минно-сбрасывающих устройствах, эти СМПЛ могут с высокой боевой эффективностью полностью решать весь комплекс задач, планируемых для современных отечественных дизельных ПЛ на малых морских театрах. Они предназначены для охраны побережья, борьбы с ПЛ и надводными кораблями противника, уничтожения береговых объектов, минирования акваторий высадки разведывательно-диверсионных групп, ведения разведки и спасательных операций. И особенно привлекательно в свете последних взглядов на применение сил (войск) специального назначения выглядит способность СМПЛ доставлять боевых пловцов. В то же время стоимость их постройки, а также необходимая инфраструктура базирования и обеспечения в разы меньше по сравнению с аналогичными показателями традиционных НАПЛ.
Если принять за основу вариант проектирования и строительства СМПЛ с использованием уже существующих образцов радиоэлектронного вооружения и оружия, то имеется возможность в кратчайшие сроки и с минимальными затратами спроектировать и построить небольшую, но достаточную серию СМПЛ для обеспечения ими Балтийского и Черноморского флотов, Каспийской флотилии и Тихоокеанского флота. Перспективы продвижения СМПЛ на внешний рынок еще более заманчивы.
В преддверии открытия салона произошли два примечательных для российского кораблестроения события. Во-первых, ОАО «Балтийский завод – судостроение» в согласованный срок и с высоким качеством завершило работы по строительству кормовой части первого из двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» («Владивосток»). «Выполнение контракта свидетельствует не только о высокой квалификации и добросовестном выполнении российскими участниками контракта по «Мистралям» своих обязательств, но и о выходе Балтийского завода из кризисного состояния, в котором он оказался по вине предыдущего предприятия-собственника – Объединенной промышленной корпорации Сергея Пугачева, – отметили в ОСК. – Этот горе-собственник оставил завод с многомиллиардными долгами и в состоянии процедуры банкротства. Тогда ОСК в соответствии со взятыми на себя обязательствами по поручению вице-премьера РФ Дмитрия Козака обеспечила урегулирование судебных тяжб с кредиторами и сохранение трудового коллектива предприятия». Балтийский завод, вернувшись в рабочий режим, начал работать по подписанному в июне 2011 году контракту по «Мистралям» только во второй половине 2012-го и, несмотря на крайне сжатые сроки, успешно выполнил все свои обязательства по постройке кормы первого УДК. Во-вторых, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» в Калининграде 29 июня индийской стороне был передан третий фрегат «Триканд» («Лук») проекта 11356 с ударным российско-индийским ракетным комплексом «БраМос».
В этом году Адмиралтейские верфи передадут ВМС Вьетнама первые две из шести НАПЛ проекта 636. Кроме того, в конце года планируется передача ВМС Индии авианосца «Викрамадитья», строительство которого завершается на Севмашпредприятии.
Таким образом, есть все предпосылки к тому, что по итогам года поставленные задачи по экспорту ВМТ будут выполнены. Если говорить о тенденциях 2013 года, то, как сообщил президент РФ Владимир Путин на недавнем заседании Комиссии по вопросам военно-технического сотрудничества (ВТС) России с иностранными государствами, поставки российских вооружений и военной техники на экспорт в первом полугодии выросли почти на 15 процентов. В апреле на заседании этой комиссии Путин заявил, что считает проделанную в 2012 году работу по экспорту оружия за рубеж удовлетворительной, так как рост объема составил 12 процентов. В денежном эквиваленте экспорт из РФ – 15,2 миллиарда долларов. По словам президента, военная техника и оружие поставляются в 66 стран мира, еще с 88 странами заключены договоры о военно-техническом сотрудничестве.
Источник: vpk-news.ru