Куда идет наш флот?

Куда идет наш флот?

Россия утрачивает позиции в мировом кораблестроении

Еще сравнительно недавно отечественное судостроение занимало одно из лидирующих положений в мире. Обеспечивало треть мирового военного судостроения, имело сильные позиции по гражданскому. Строились научно-исследовательские суда, плавучие и стационарные платформы для освоения шельфа, разнообразные обслуживающие суда... Но в последние полтора десятка лет отрасль находится в системном финансово-экономическом, научно-техническом и кадровом кризисе.

Что же сегодня делается для того, чтобы исправить ситуацию? Об этом корреспонденту «Санкт-Петербургских ведомостей» рассказал директор ЦНИИ им. Крылова академик РАН Валентин ПАШИН.

- Валентин Михайлович, с чего начался обвал в отрасли?

- Многие аналитики все проблемы списывают на пресловутые 1990-е годы: приватизация, недофинансирование, недозагрузка... Но по большому счету кризис начался еще в советские годы. В период расцвета (до середины 1980-х годов) судостроительные заводы, находящиеся только на территории РСФСР, передавали своим заказчикам ежегодно по 45 боевых кораблей, катеров и подлодок и более 140 транспортных, промысловых и обеспечивающих судов.

Из совокупного мирового тоннажа военно-морского флота по одной трети принадлежало США и Советскому Союзу. У нас были прекрасные разработки. Мы первыми применили крылатые ракеты на флоте, превзошли всех в скорости и глубине погружения подводных лодок. Наши корабли всегда отличались хорошими скоростными качествами, надежностью корпусных конструкций... Все это вызывало уважение наших «заклятых друзей».

Но стагнирующая экономика СССР не могла дальше обеспечивать имперские замыслы руководства, пытавшегося сохранить паритет чуть ли не со всем миром по типажу и количеству боевых единиц. Эти попытки положили начало системоразрушающим диспропорциям.

- И что же нам было делать?

- Военно-морской паритет возможен только при равных экономических возможностях.
Сегодня наш оборонный потенциал в соотношении с США составляет 1:10, а с учетом всех их союзников - 1:15 - 20. Это требует радикальных изменений стратегии развития и использования флота и, соответственно, кораблестроения. Должны измениться номенклатура и облик кораблей.

Заслуживает самого серьезного внимания факт отсутствия на протяжении последней четверти века долгосрочной программы развития флота, имеющей силу закона и гарантированное ресурсное обеспечение. Из-за этого порой принимаются сиюминутные решения, порождающие многотипье, сырые тактико-технические задания, перепроектирование в процессе постройки и т. д. В результате стоимость, сроки изготовления и качество продукции далеки от желаемого. Принятые на государственном уровне в последние годы решения вызывают оптимизм. Но особенно важно тут не пойти по тупиковому пути полного копирования типажа кораблей советского ВМФ.

Безусловно, Минобороны должно принимать окончательные решения по Государственной программе вооружений, государственному оборонному заказу, утверждать новые проекты вооружения и военной техники. Но стоит обратить внимание на то, что в течение последних 20 лет многократные реорганизации оборонно-промышленного комплекса и Минобороны разрушили отлаженную прежде многополярную систему взаимодействия. В ней были мощные центры влияния (компетенции) в виде головных НИИ промышленности и оборонного ведомства. Было несколько «арбитров», в том числе Военно-промышленная комиссия с большими полномочиями. Именно они предлагали военному руководству альтернативные разработки, проводили техническую экспертизу проектов, прогнозировали развитие военной техники вероятного противника.

В начале 1990-х «реформаторы» исключили федеральные органы промышленности и головные НИИ из этих процессов. С тех пор все концептуальные решения ВМФ принимает, напрямую взаимодействуя с главными конструкторами. А каждый из них, естественно, заинтересован в развитии именно своего типа корабля...

Практически полное отсутствие опережающих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ведет к потере технологий, необходимых для создания перспективной военно-морской техники. А вот как оценивают роль науки и технологий в военном ведомстве США: «Есть риск того, что развитие технологий может привести к появлению новых видов оружия, которые не учитываются в настоящее время. Для снижения таких рисков есть только один реальный действенный механизм - постоянное инвестирование в научные и технологические программы...».

- Но вы говорите, что сегодня ситуация в России меняется?

- Согласно данным центра стратегических оценок и прогнозов, финансирование вооруженных сил за период с 2001 по 2010 год выросло в абсолютном исчислении в 12 раз (с учетом накопленной инфляции, т. е. реально - в 1,5 раза)...

Да, сегодня провозглашены «новые» (а на самом деле - хорошо забытые старые) принципы создания кораблей: единая платформа и модульный способ комплектования вооружением, финансирование всех разработок через генпроектанта и т. п. В отдельных частных случаях это, безусловно, полезно - например, при постройке малых кораблей в различных модификациях (ракетный корабль для ВМФ, пограничный корабль). Но можно ли принять концепцию как общую? Это требует серьезного обсуждения.

Нынешнее состояние флота и судостроительных предприятий вызывает серьезную озабоченность. Количественный состав морских сил общего назначения снизился до минимального уровня. Пополнение морских стратегических ядерных сил затягивается. Сроки постройки кораблей не удовлетворяют флот. Имеются претензии к стоимости головных кораблей и их качеству.

Хорошо хотя бы то, что существует государственная программа вооружений до 2020 года. Она предусматривает трех-четырехкратное увеличение средств на обновление вооружений и военной техники, на это будет выделено около 5 трлн рублей.

- Как же будет реализоваться эта госпрограмма?

- Можно обозначить ряд неотложных мер со стороны ВПК, Минобороны и Минпромторга. Прежде всего надо закончить разработку долгосрочной программы военного кораблестроения до 2040 года, особо выделить период до 2020 года. В обязательном порядке

должно быть сокращено количество типов боевых кораблей и подводных лодок. Это позволит перейти от массовой разработки и постройки головных кораблей по статье «Опытно-конструкторские разработки» с трудно прогнозируемыми ценой и сроками сдачи заказчику к массовому строительству серийных, с твердо установленной ценой и по твердому тактико-техническому заданию. Не секрет, что создание головных кораблей обходится в 1,5 - 2 раза дороже, а с учетом длительности постройки и неритмичности финансирования стоимость возрастает примерно в 1,5 раза на каждые 5 лет удлинения сроков.

Другим обязательным мероприятием должно стать прекращение заказа кораблей со 100%-ным оснащением новыми комплексами радиоэлектронного вооружения (РЭВ) и оружием, находящимся в стадии опытно-конструкторских работ. Общепризнанным в мире является соотношение: до 20 - 30% новых разработок, остальное - из уже принятого на вооружение. Это обстоятельство является решающим потому, что в цене корабля доля комплексов РЭВ и оружия доходит до 70% и даже 80%. А к тому же нужно упорядочить систему ценообразования, ужесточить дисциплину заказа и исполнения гособоронзаказа введением штрафных санкций. Они должны быть обоюдными: к заказчику - за изменение тактико-технического задания в процессе постройки, задержки в заключении контрактов и финансировании, а к исполнителю - за невыполнение заявленных тактико-технических характеристик и срыв сроков.

- Во все времена ВМФ был генератором технического прогресса. Как с этим обстоит дело сегодня?

- По многим позициям гражданский флот уже обогнал военный. Речь идет прежде всего об уровне автоматизации и надежности, пожаро- и взрывобезопасности, экологичности, ремонтопригодности, топливной экономичности, безопасности плавания, появлении новых типов энергетических установок, движительных комплексов и т. п. Не случайно зарубежные военно-морские силы уже более 10 лет разрабатывают совместно с гражданскими классификационными обществами нормативы и правила проектирования кораблей.

Напомню: в 1980-х годах советский флот занимал второе место в мире по количеству торговых судов, четвертое место в мире по их тоннажу и мог обеспечить перевозку до 80% внешнеторговых грузов. Общий дедвейт (грузоподъемность) - 25, 8 млн тонн. На начало 2003 года дедвейт сократился втрое, а средний возраст судов под российским флагом был почти в два раза выше, чем в зарубежных странах. В настоящий момент средний возраст наших судов составляет 24 года, более половины выработали срок эксплуатации.

Чтобы остаться великой морской державой, до 2020 года России необходимо построить более 1400 судов различного назначения, из которых примерно 650 - высокотехнологичные морские суда и объекты для освоения континентального шельфа.

- Но сегодня постройка гражданских судов на российских верфях обходится дороже, чем на зарубежных...

- Верно! И это несмотря на то что в России зарплата пока еще ниже, чем за границей. Нас «топит» устаревшее оборудование, технологическая отсталость, очень слабое продвижение цифровых технологий, без которых современное судостроение не может быть конкурентоспособным. Не говоря уже про налоги и то, что у нас кредитные деньги стоят дороже. Длительных займов, необходимых для строительства судна, в отличие от западных банков нам вообще не получить. Таким образом, наша гражданская продукция процентов на 20 - 30 дороже, чем аналогичная, произведенная на заграничных предприятиях.

Даже если мы построим современные верфи, сразу выйти на производительность труда, которая достигнута в «раскрученных» зарубежных фирмах, не удастся. То есть все равно какое-то время мы будем строить дороже, чем за рубежом. Как быть? Мы в институте, еще разрабатывая стратегию развития судостроения, просчитали вариант: а что если российских судовладельцев с помощью дотаций заинтересовать в размещении заказов на наших верфях?

Наши суда дороже импортных примерно на 25 - 30%, и если эту разницу государство доплатит судовладельцу в качестве компенсации, то сумма, которую он все равно потратил бы, заказывая флот за границей, придет в российское судостроение. Выгода очевидна. В первую очередь - социальные блага.

200 тыс. человек, которые заняты в судостроении, получат работу и достойную зарплату. Со всего этого пойдут налоги, и когда мы все в совокупности посчитали, то вышло, что эти 25 - 30% с лихвой покроются тем, что получит казна.

- А судостроители готовы к этим заказам?

- Говорить о том, что Россия уже готова к такому объему работ, пока рано, но идти-то к этому надо. К тому же есть типы судов, на которых исторически специализируется наш судпром.

Круизные лайнеры, например, все-таки не наша ниша. А вот сухогрузы разного назначения: контейнеровозы, ро-ро, универсальные суда для перевозки навалочных грузов - это мы умеем.

У нас богатейшие традиции по постройке рыбопромысловых судов. И хотя часть верфей, которые строили для рыбпрома, оказалась за рубежом, у нас есть где сегодня строить эти суда. И проекты есть, и технологиями владеем. Слабым местом в промысловом флоте у нас было рыбообрабатывающее оборудование. Ну что же, мы сегодня живем при глобализации - будем его закупать. В этом ничего страшного нет, так весь мир работает.

И, безусловно, мы конкурентоспособны в строительстве танкеров. Серии продуктовозов, построенные в последнее время Адмиралтейскими верфями, - лучшее тому подтверждение.

Совсем недавно обозначилось перспективное направление, по которому уже выполнен солидный задел, - постройка газовозов типа LNG для перевозки сжиженного природного газа. Мы пока не строим такие суда, но уже хорошо продвинулись в технологиях: разобрались во всех вариантах хранения газа, провели эксперименты с целым рядом зарубежных фирм и оценили, какие системы перспективны, особенно для арктических широт.

Привлечь заказчиков мы сможем именно газовозами ледового класса. Вообще суда для арктического флота - наша ниша. А ледоколы - исконно российская продукция. Тут мы ни от кого не зависим и можем все, от А до Я, сделать сами.

Источник: spbvedomosti.ru

Похожие новости:
США срочно анонсировали аналог «Авангарда»
Американская военно-промышленная компания Raytheon завершила эскизный проект гиперзвукового глайдера, создаваемого в рамках программы TBG (Tactical Boost Glide).Как сообщается на сайте разработчика, речь идет о летательном аппарате, разгоняемом до гиперзвуковой скорости ракетой-носителем. «Мы понимаем срочную необходимость [в разработке ..
2019-07-31 1085 0 Военная техника
0
Эсминцы с элементами ПРО в РФ начнут строить в 2016 году
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) в 2016 году планирует заложить первый корабль в серии эсминцев с элементами противоракетной обороны (ПРО), сообщил в пятницу глава корпорации Роман Троценко. "Идет разговор о строительстве серии из шести эскадровых миноносцев нового образца ..
2012-06-23 3908 0 Военная техника
1
Эксперт описал реакцию системы ПВО на вторжение в воздушное пространство Крыма
Сопровождение целей в зоне ответственности средств ПВО ведется постоянно и в автоматическом режиме. О возможной реакции российских сил воздушно-космической обороны на нарушение воздушных границ страны в связи с готовящимися на Украине учениями близ Крыма рассказал «Ленте.ру» военный эксперт Владислав Шурыгин.«Ключевым ..
2016-12-01 3811 0 Военная техника
0
ВВС РФ в этом году получат по эскадрилье Су-30 и Су-35
Две эскадрильи истребителей Су-30 и Су-35 поступят в боевой состав летных частей Военно-воздушных сил (ВВС) РФ в этом году, сообщил в понедельник главком ВВС генерал-лейтенант Виктор Бондарев.Ранее пресс-служба Восточного военного округа сообщила, что в этом году в округ должны поступить больше ..
2013-08-13 2225 0 Военная техника
0
В оборонке рассказали о создании нового корабельного вертолета «Минога»
Перспективный вертолет морской авиации, который разрабатывается на смену Ка-27, получил шифр «Минога». Об этом во вторник, 1 декабря, ТАСС сообщил источник в оборонно-промышленном комплексе.По словам источника, в данный момент идет стадия технического проектирования: прорабатывается общая компоновка ..
2015-12-02 2745 0 Военная техника
2
Оборону Москвы усилит вторая батарея Панцирь-С
Войска Воздушно-космической обороны (ВКО) России в сентябре-октябре 2012 года получат на вооружение вторую батарею зенитного ракетно-пушечного комплекса (ЗРПК) "Панцирь-С". Об этом в среду, 20 июня, РИА Новости рассказал представитель пресс-службы Министерства обороны по ВКО подполковник Дмитрий Зенин. По словам ..
2012-06-20 2523 0 Военная техника
1
Названы текущие объемы выпуска "Арматы"
Собрана опытно-промышленная партия машин на платформе «Армата» — 12 танков Т-14 и 12 БМП Т-15. Об этом в эфире радиостанции «Эхо Москвы» сообщил замглавы «Уралвагонзавода» Вячеслав Халитов.«Идет параллельно опытно-конструкторская работа (ОКР), она идет как бы независимо от опытно-промышленной партии. ОКР выполняется Уральским конструкторским ..
2016-04-26 2447 0 Военная техника
0
На современном авианосце США не работают гальоны
На новейшем авианосце военно-морских сил США, который носит имя «George H.W. Bush» президента Джорджа Буша-старшего, сломались гальюны, сообщает военно-морское издание NavyTimes. Причина неисправности кроется в инновациях - вместо классической системы слива проектировщики корабля, по заказу Пентагона, установили ..
2011-11-16 2758 1 Военная техника
0
Уникальный шлем позволит летчикам видеть сквозь самолет
Для тех, кто со страхом переносит полеты, это может стать их худшим кошмаром. Тем не менее, шлем «Top Gun» для летчиков-истребителей позволяет им видеть сквозь самолет, даже если они смотрят вниз. Система BAE Systems Striker, разработанная британской фирмой, взаимодействует с камерами, расставленными на всех ..
2012-09-5 2998 0 Военная техника
0
«Бумеранг» задумали усилить «Кинжалом»
Возможность оснащения перспективной колесной платформы «Бумеранг» дистанционно-управляемым 57-миллиметровым боевым модулем «Кинжал» зависит от интересов заказчика, сообщил РИА Новости гендиректор «Военно-промышленной компании» Александр Красовицкий.«По массогабаритным и другим характеристикам "Кинжал" может быть установлен на "Бумеранг". После ..
2019-04-26 1178 0 Военная техника
0
Азербайджан заинтересовался российскими береговыми комплексами
Министерство обороны Азербайджана заинтересовалось возможностью покупки российских береговых ракетных комплексов «Бал-Э». Об этом газете «Коммерсантъ» рассказал Борис Обносов, генеральный директор корпорации «Тактическое ракетное вооружение», производящей комплексы. По его словам, конкретные договоренности о поставке комплексов ..
2014-05-26 2024 0 Военная техника
0
Поставка нового "Дельфина" ВМС ЦАХАЛа задержится
Новая подводная лодка класса "Дельфин", построенная на судоверфях в германском городе Киль, встанет на вооружение израильского военно-морского флота летом 2014 года, а не в конце 2013 года, как было запланировано. Как сообщает журналист газеты "Маарив" Йохай Офер, причиной ..
2013-10-29 2102 0 Военная техника
1
Дивизии РВСН оснащают новыми ядерными комплексами
Командование РВСН обнародовало ближайшие и перспективные планы оснащения войск новыми ракетными комплексами. Детальный график их поставки в стратегические гарнизоны разглашению не подлежит. Но кое-какой информацией генералы поделились с прессой. Известно, к примеру, что в этом году Тагильскую и Новосибирскую дивизии продолжат ..
2014-04-01 2143 0 Военная техника
0
Израиль: Железный купол в Ашдоде вышел из строя
Система противоракетной защиты "Железный купол", дислоцированная в Ашдоде, вышла из строя и не справилась с залпом ракет, направленных из сектора Газы в город. Как сообщает радиостанция "Галей ЦАХАЛ", речь идет о первой неисправности подобного рода с момента задействования системы на юге. ..
2011-10-30 3272 0 Военная техника
0
Су-57 лишат оружия
Совместное использование истребителя пятого поколения Су-57 и тяжелого ударно-разведывательного беспилотного летательного аппарата (БПЛА) С-70 «Охотник» позволит сократить номенклатуру вооружений первого, пишет в «Известиях» военный эксперт Антон Лавров.По его мнению, большим достоинством беспилотника является ..
2019-10-02 14300 0 Военная техника
0