«Владивосток» и «Севастополь», строящиеся для ВМФ России, смогут решать и военные, и гуманитарные задачи.
Универсальные десантные корабли (УДК) предназначены для решения широкого круга экспедиционных задач, становящихся в настоящее время основными для ВМС многих государств. Речь идет об участии в международных либо коалиционных военных и миротворческих операциях в удаленных от национальной территории районах. Представляя собой наиболее крупный подкласс десантных кораблей, УДК по боевому потенциалу соответствуют легким и даже средним авианосцам, что и характеризует их значение в системе современных ВМС.
Отечественная терминология в отношении кораблей амфибийных сил весьма расплывчата, однако принято считать, что УДК (термин, появившийся в СССР в 70-е годы применительно к американским кораблям типа Tarawa) представляют собой крупные единицы, объединяющие конструкцию десантного корабля-дока и вертолетоносца. Они имеют авианосную архитектуру со сплошной полетной палубой и ангаром постоянного базирования вертолетов, а также с доковой камерой для десантных катеров и со значительными десантными трюмами. Инициаторами создания таких единиц стали США, где данные корабли изначально получили обозначение Landing Helicopter Assault (LHA). Головной корабль нового подкласса LHA 1 Tarawa был заказан ВМС США в 1969-м и введен в строй в 1976 году (фактически в 1978-м). До 1980 года были построены еще четыре единицы этого типа (LHA 2 – LHA 5). УДК типа Tarawa были способны нести в ангаре 30 транспортных вертолетов СН-46 или 19 СН-53, имели доковую камеру длиной 81 метр и место для 1900 морских пехотинцев с техникой, то есть усиленного батальона. Интеграция в одной единице столь значительных возможностей потребовала резкого увеличения размеров корабля, полное водоизмещение которого достигло 40 тысяч тонн, величины среднего авианосца.
Америка
С момента появления УДК превратились в основу экспедиционного и десантного потенциала ВМС США и стали образцом подражания для остальных флотов мира. В США расширение возможностей амфибийных сил было связано с внедрением на них десантных катеров на воздушной подушке (КВП) типа LCAC, начавших поступать на флот в 80-е годы. Это потребовало увеличения размеров доковых камер кораблей. Поэтому следующая серия УДК типа Wasp полным водоизмещением 41 тысяча тонн строилась с увеличенным размером дока и считалась ориентированной в основном на высадку при помощи LCAC, а не вертолетов в отличие от кораблей типа Tarawa. Корабли типа Wasp, строившиеся на основе корпуса Tarawa и сохранившие их архитектуру и вертолетовместимость, получили новое обозначение – Landing Helicopter Dock (LHD). Следует отметить, что кораблями типа LHD в США считают и все иностранные УДК.
Еще одной особенностью УДК типа Wasp стало обеспечение базирования на них самолетов вертикального взлета и посадки типа AV-8B Harrier II, что придало кораблям боевой потенциал легких авианосцев. В варианте с полным оснащением самолетами вертикального взлета и посадки Wasp способен нести до 20 самолетов AV-8B и до шести противолодочных вертолетов. С 1989 по 2001 год американский флот получил семь УДК типа Wasp (LHD 1 – LHD 7), а последний, восьмой корабль этого типа LHD 8 Makin Island был построен по измененному проекту с оснащением газотурбинной энергетической установкой и введен в строй в 2009 году.
Хотя США первыми совершили шаг в формировании облика УДК как гибрида десантного вертолетоносца и корабля-дока, на кораблях следующего поколения решили отказаться от данной концепции в чистом виде. Новые корабли типа America, спроектированные для замены Tarawa и также классифицируемые как LHA (УДК), не имеют доковой камеры и по сути вернулись к типу десантного вертолетоносца, хотя сохраняют значительные возможности по перевозке грузов и техники. Высадку десанта с кораблей America предполагается вести исключительно авиационным способом с помощью конвертопланов MV-22B и тяжелых транспортных вертолетов CH-53K с обеспечением поддержки с воздуха боевыми вертолетами AH-1Z и самолетами F-35B. Всего на корабле постоянно базируется до 23 F-35B, а стандартная авиагруппа должна состоять из 10 F-35B, 12 MV-22B, четырех СН-53К, четырех МН-60S и восьми AH-1Z.
Корабли типа America – основа экспедиционных ударных групп (Expeditionary Strike Group – ESG). Их планируется иметь 11. Каждая должна включать один УДК и два десантных корабля-дока (LPD и LSD), на которые возлагаются основные задачи по перевозке и десантированию техники. Группа имеет на борту экспедиционный батальон морской пехоты. Сейчас ВМС США располагают десятью ESG, в состав каждой включаются обычно три надводных боевых корабля и одна атомная многоцелевая подводная лодка.
УДК America во многом является развитием кораблей типа Wasp, а его полное водоизмещение достигнет 45 тысяч тонн, десантовместимость составит 1687 человек. Газотурбинная энергетическая установка (ЭУ) корабля аналогична УДК Makin Island, но имеет два дополнительных электромотора малого хода. Головной корабль нового типа LHA 6 America был передан на испытания в ноябре 2013 года. Выдан заказ на постройку второго корабля LHA 7 Tripoli. Первоначально планировалась постройка 11 единиц нового типа, но текущая долгосрочная кораблестроительная программа включает лишь семь единиц, а построят, вероятно, не более четырех. Поскольку среди военно-морского руководства США высказывалась критика по поводу отказа от доковой камеры на кораблях типа America, сейчас решено: док будет восстановлен начиная ориентировочно с третьего корабля этого типа.
Остальной мир
Развитие подкласса УДК за пределами США началось с конца 90-х годов, что было связано прежде всего с кардинальным изменением после холодной войны. Западные ВМС переориентировались с задач завоевания господства на море на боевые действия против берега в ходе экспедиционных и военных кампаний по всему миру. Важной задачей также стало участие в гуманитарных миссиях. С учетом ограниченности экономических возможностей новые десантные корабли должны были обладать максимальной многофункциональностью.
Современные неамериканские УДК рассматриваются также как средства управления экспедиционными группировками сил и средств или корабельными соединениями, ввиду чего зачастую располагают повышенными штабными возможностями. Кроме того, в мирное время их используют в качестве учебных. Считается необходимым иметь на борту госпитали с возможностью быстрого увеличения вместимости.
Пионером здесь выступила Франция, введя в строй в 2006–2012 годах три УДК типа Mistral, сочетающих функции десантного вертолетоносца, корабля-дока и корабля управления, с полным водоизмещением 21,3 тысячи тонн. Корабли являются своего рода уменьшенным вариантом классических американских УДК. Это сбалансированный проект под конкретные французские требования – экспедиционные корабли для длительных действий в удаленных водах, включая использование в качестве корабля управления, при минимальных требованиях к боевой составляющей. Они имеют высокую степень автоматизации, проектировались в значительной мере по коммерческим нормативам и впервые в мире из крупных боевых единиц оснащены электроэнергетической установкой и винторулевыми движителями. На них размещается до 500 человек десанта в высоких условиях обитаемости (2-, 4- и 6-местных каютах), а помещения для размещения штабов могут вмещать до 200 сотрудников. Возможности по перевозке техники составляют 110 единиц, в том числе до 13 основных танков. Есть госпиталь на 89 коек. В доке возможно размещение четырех десантных катеров типа LCM, или двух американских КВП LCAC, или двух скоростных катеров L-CAT катамаранного «водопрорезающего» типа. Ангар рассчитан на постоянное базирование восьми вертолетов NH90 или шести NH90 и четырех боевых Tiger. Максимальная вертолетовместимость в 16 единиц достигается при размещении еще шести машин на штатных взлетно-посадочных полосах на палубе.
Вторым европейским кораблем подкласса УДК стал испанский Juan Carlos I, введенный в строй в 2010 году. По сравнению с Mistral он представляет собой более крупный (27 тысяч тонн) корабль с усиленными боевыми характеристиками и гораздо большими авианесущими и десантно-транспортными возможностями. Фактически он рассматривается как новый легкий авианосец, приспособлен для постоянного базирования самолетов AV-8B или F-35B и оснащен носовым взлетным трамплином. Ангар рассчитан на семь F-35B, или 12 вертолетов NH90, или восемь СН-47. С учетом мест на полетной и десантных палубах корабль способен нести до 30 летательных аппаратов. В доковой камере размещаются четыре десантных катера типа LCM-1Е или один КВП LCAC. Десантовместимость Juan Carlos I составляет 900 человек и 77 единиц техники (включая до 43 основных танков), есть штабные помещения на 100 человек. Площадь десантно-грузовых палуб – 6000 квадратных метров, что более чем вдвое превышает аналогичную на Mistral. Испанский корабль имеет электроэнергетическую установку с винторулевыми движителями, но ЭУ включает газотурбогенераторы и обеспечивает скорость полного хода до 21,5 узла.
В 2007-м проект Juan Carlos I победил в конкурсе ВМС Австралии на постройку двух УДК Canberra и Adelaide со сроком сдачи в 2014 и 2015 годах.
Еще одним обладателем полноценного УДК стала Южная Корея, введя в состав флота в 2007 году корабль национальной постройки LPH 6111 Dokdo. При полном водоизмещении 19 тысяч тонн Dokdo имеет доковую камеру с двумя КВП LCAC и подпалубный ангар, вмещающий до 10 вертолетов UH-60. Десантовместимость составляет 720 человек и до 40 единиц техники (включая шесть танков). Корабль несет значительное оборонительное вооружение. Дизельная ЭУ обеспечивает скорость хода до 23 узлов. УДК Dokdo в отличие от других ориентирован не на заморские экспедиционные, а на операции в прибрежных корейских водах. Флот планирует иметь три таких корабля в качестве флагманов формируемых ударных групп. Второй корабль заказан в 2012-м. Рассматривается возможность обеспечения базирования на этих УДК и самолетов F-35B.
Строительство УДК национальных проектов в настоящее время предполагает еще ряд стран: Германия, Италия и, видимо, КНР. В Индии объявлен тендер на постройку четырех УДК. В 2011 году заказчиком УДК выступила и Россия, подписав контракт с французским судостроительным объединением DCNS на строительство двух кораблей типа Mistral. Стоимость контракта – 1,2 миллиарда евро, при этом собственно постройка оценена в 980 миллионов евро, а остальные затраты предполагают передачу технической документации и лицензий, обучение и т. д. Параметры контракта предусматривали приобретение Россией двух УДК, которые строятся во Франции при головной роли DCNS верфью STX Europe в Сен-Назере (кормовые части должны быть изготовлены в Санкт-Петербурге на ОАО «Балтийский завод – судостроение»), и опцион еще на два корабля целиком российской постройки.
Первый из заказанных УДК типа Mistral – «Владивосток» уже спущен на воду и должен быть поставлен Министерству обороны России осенью 2014 года, второй – «Севастополь» планируется сдать осенью 2015-го. Оба войдут в состав Тихоокеанского флота. Интересно, что законтрактованные корабли были зачислены в списки ВМФ России в январе 2012 года не как УДК, а как десантно-вертолетные корабли-доки (ДВКД).
Боевое применение
К настоящему времени опыт боевого применения имеют только Tarawa, Wasp и Mistral. Обращает внимание чрезвычайно широкое и разностороннее использование французских кораблей для решения самых разнообразных задач, несмотря на относительно небольшое время нахождения их в строю ВМС Франции (двух – с 2007-го, а третьего – с 2012-го). Особенностью боевого применения УДК является их многофункциональность – данные единицы использовались в самых различных ролях, правда, ни разу в своем изначальном качестве – для высадки значительных десантов.
Американские УДК традиционно активно привлекаются в качестве ядра амфибийных либо корабельных соединений в различных регионах мира. Они несут контингенты морской пехоты и дополняют авианосцы в действиях против берега. Например, в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году LHA 4 Nassau использовался в качестве легкого авианосца с самолетами AV-8B для поддержки действий сил морской пехоты на суше. В 1999-м против Югославии LHD 3 Kearsarge применялся в качестве корабля управления и одновременно легкого авианосца с самолетами AV-8B. Против Ирака в 2003 году эти же функции выполняли LHD 5 Bataan и LHD 6 Bonhomme Richard, а Kearsarge – против Ливии в 2011-м. Конвертопланы MV-22 с этого УДК 22 марта 2011 года подобрали пилотов разбившегося в ходе боевого вылета в Ливии американского истребителя-бомбардировщика F-15E.
В остальном основными задачами УДК в мирное время помимо «экспедиционного присутствия» являются переброска войск, гуманитарные и эвакуационные мероприятия. Во всех этих случаях они играют роль крупных многоцелевых быстроходных транспортов со значительными вспомогательными (авиационными, медицинскими и т. п.) возможностями.
США используют свои УДК в качестве флагманских кораблей антипиратских миссий у побережья Сомали, и преимуществом их остаются значительные вертолетные авиагруппы. Наиболее известным эпизодом является освобождение в апреле 2009 года спецназом, десантированным с вертолетов с LHD 4 Boxer, захваченного американского контейнеровоза Maersk Alabama.
В связи с предстоящим вводом в строй российского ВМФ двух Mistral особый интерес представляет опыт использования этих кораблей Францией. За короткий промежуток времени французы успели обкатать разнообразные способы их применения. Служба головного корабля L 9013 Mistral началась с эвакуации 1500 французских граждан в июле 2006-го из Бейрута в турецкий порт Мерсин. С учетом экипажа и десанта на борту находились 2200 человек. При этом сообщалось, что УДК мог принять максимум до 4400 человек. Одновременно Mistral доставил в состав французского миротворческого контингента в Ливане 650 военнослужащих и 85 единиц колесной техники, включая пять пушечных бронированных машин AMX-10RC и 20 бронетранспортеров VAB и легких бронированных машин VBL.
В ходе дальнего похода в Индийский и Тихий океаны в 2008 году Mistral доставил из Индии в Таиланд груз гуманитарной помощи для населения Мьянмы, пострадавшего от циклона (правительство Мьянмы не дало разрешения на заход корабля непосредственно в территориальные воды страны). Наибольшую известность имело использование французами обоих наличных на тот период УДК L 9013 Mistral и L 9014 Tonnerre в ходе операции Harmattan – французского участия в военных действиях НАТО против сил Муамара Каддафи в гражданской войне в Ливии в 2011-м.
Первым к побережью Ливии вышел из Тулона 17 мая 2011 года УДК Tonnerre. На его борту находилось 19 вертолетов французской армейской авиации – 13 Gazelle, два Tiger НАР и четыре Puma. Один Gazelle был невооруженной машиной управления SA.341F, восемь оснащались ПТРК НОТ (SA.342M1), два – 20-мм пушками (SA.341F2), два – ракетами Mistral класса «воздух-воздух». Оба боевых Tiger НАР штатно имели только 30-мм пушку, 68-мм неуправляемые и ракеты Mistral. Оснащаемые ПТУР Hellfire II вертолеты Tiger модификации HAD к тому времени еще не поступили в армейскую авиацию. Два Puma использовались в качестве поисково-спасательных, хотя не несли специального оборудования. Tonnerre проводил боевые операции своими вертолетами по целям в Ливии с 3 июня 2011 года, взаимодействуя с британскими боевыми вертолетами WAH-64D Apache, действовавшими с вертолетоносца Ocean.
12 июля 2011-го на смену Tonnerre из Тулона к ливийскому побережью прибыл Mistral, на борт которого с 12 по 14 июля перелетела вертолетная авиагруппа. В итоге на корабле были развернуты 20 вертолетов, при этом два Puma заменили специализированными машинами CSAR Caracal. 17 июля Tonnerre убыл в Тулон и вновь вернулся к Ливии на смену Mistral 9 сентября, также с передачей авиагруппы с Mistral. В течение десяти дней оба французских УДК действовали совместно, пока Mistral 18 сентября не ушел в Тулон. В октябре дополнительное поисково-спасательное обеспечение было предоставлено тремя базирующимися на Tonnerre американскими вертолетами НН-60. На Tonnerre также развернули госпиталь, а на родину он вернулся 25 октября 2011 года после полной победы оппозиции в Ливии и гибели Каддафи.
Всего за период боевых действий в Ливии с борта обоих УДК действовали 23 французских вертолета. Было совершено 43 групповых вылета, суммарно 316 вертолетовылетов с налетом 1115 часов. Вертолеты SA.342M1 Gazelle выпустили 425 (по другим данным – 431) ПТУР НОТ, а Tiger HAP – 1618 неуправляемых ракет калибра 68 миллиметров и три ракеты Mistral по наземным целям. Машины обоих типов также выпустили 13,5 тысячи 20-мм и 30-мм снарядов из пушек. Они работали почти исключительно ночью с использованием круглосуточных поисково-прицельных систем. Было заявлено поражение 600 целей, в том числе 400 автомобилей. При этом французские вертолеты не понесли никаких потерь.
С учетом активного использования Mistral во французском флоте в качестве кораблей управления опыт создателей свидетельствует, что ВМФ России в лице «Владивостока» и «Севастополя» при ответственном подходе к их эксплуатации может получить действительно ценные и многоцелевые единицы.