Государственная программа вооружений на 2011-2020 гг. (ГПВ-2020), программа закупок и разработки боевой техники для армии Российской Федерации, действует уже три года и можно подвести некоторые итоги.
Как следует из названия, программа предусматривает не только закупку существующих образцов техники, вооружения и аппаратуры, но и разработку новых перспективных комплексов, которые позволят сохранять достаточный и превосходящий уровень обороноспособности страны в долгосрочной перспективе. Для войн современности и будущего, которые всё больше зависят от электроники, обработки данных, вычислительных комплексов и прочих наукоёмких отраслей, необходимо обладать соответствующими возможностями.
Долгое время считалось, что в этой конкретной области Россия, удерживая лидерство по многим другим параметрам, находится в аутсайдерах. Однако, обнародованные итоги работы радиоэлектронных предприятий отечественного военно-промышленного комплекса говорят о том, что для нелицеприятных оценок российской военной электроники пространства остаётся всё меньше.
В 2009 году был основан концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ), к настоящему времени превратившийся в крупнейший российский холдинг радиоэлектронной отрасли. Изначально в его состав входили предприятия, разрабатывающие и изготавливающие средства радиоэлектронной борьбы и государственного опознавания, измерительную и контрольную аппаратуру. Год назад к этим направлениям добавилось ещё одно — авионика, производство бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для военных и гражданских самолетов и вертолетов. В результате объединения образовался крупнейший российский центр приборостроения для ОПК и гражданских отраслей промышленности, состоящий из 97 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и серийных заводов, расположенных на территории 28 субъектов РФ. Количество сотрудников превышает 60 тыс. человек.
КРЭТ является разработчиком авионики для ведущих образцов российской военной и гражданской авиации, а также для пилотируемого космического корабля «Союз-ТМА». В частности, на новейшем истребителе Су-35С установлена разработанная и выполненная КРЭТ навигационная система БИНС-СП2. Навигационный комплекс основан на комбинировании спутникового приемника ГЛОНАСС-GPS с лазерными гироскопами. В момент недоступности спутниковых сигналов, самолет применяет гироскопы. Разработчики смогли добиться недоступного ранее сочетания точности и стоимости комплекса — он на 40% дешевле зарубежных аналогов, при этом его точность в два раза выше точности прошлых устройств инерциальной навигации. Более того, инженеры смогли добиться повышения рабочего ресурса до 10 тыс. часов, что также практически вдвое выше возможностей зарубежных разработок.
Вертолёт Ми-171А2 оснащён бортовым комплексом КБО-17. Комплекс реализует принцип так называемой «стеклянной кабины». В его состав входят четыре жидкокристаллических дисплея размером 6×8 дюймов, на которые выводится пилотажно-навигационная информация и данные бортовых систем, и центральный 15-дюймовый индикатор, на который транслируются данные от внешней оптической системы обзора, которая охватывает переднюю и нижнюю полусферы вертолета. В новом комплексе также есть двухканальный цифровой автопилот ПКВ-171А, современные средства связи, навигация ГЛОНАСС-GPS, а также лазерный радар, который обеспечивает распознавание провода диаметром 5 мм с расстояния в километр.
Новейшая радиолокационная станция Н025Э для боевого ударного вертолета Ми-28Н «Ночной охотник» позволяет картографировать земную поверхность, обнаруживать подвижные и неподвижные объекты на земле, воде и в воздухе, а кроме того выявлять опасные для полета объекты и метеообразования. Станция предупреждает экипаж об угрозе и выдает в бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) вертолета их координаты для построения безопасного маршрута в автоматическом режиме. Главной особенностью РЛС для «Ночного охотника» является антенно-приемно-передающий модуль миллиметрового диапазона волн, который расположен над втулкой несущего винта. Благодаря такому техническому решению, прячась в горах, за лесом, барханами и т. д., вертолет остается невидимым для противника, но в то же время радар выдает экипажу за считанные секунды целевую информацию об обстановке.
Ещё одной уникальной разработкой является бортовой вычислительный комплекс, где в одном корпусе реализованы функции радиолокационного приемника, процессора обработки сигналов, цифровой вычислительной машины и управления. Аналогичными функциями обладает установленный на вертолётах модели Ка-52 радиолокационный комплекс «Арбалет».
Палубные истребители МиГ-29К/КУБ оснащены аварийно-эксплуатационной системой сбора и регистрации полетной информации КАРАТ-Б-29К, входящей систему сбора и обработки полетной информации БСОИ-1КР. КАРАТ обеспечивает прием, обработку информации, поступающей по цифровым, аналоговым и дискретным линиям связи от бортовых систем и самолетного переговорного устройства, ее регистрацию на защищенный и эксплуатационный накопители и сохранение в случае летного происшествия. Система может быть модифицирована под любой самолет за счет адаптации программного обеспечения.
Завершены работы по созданию унифицированного комплекса оптико-электронной защиты вертолетов от поражения переносными зенитно-ракетными комплексами, а также закончена разработка аналогичного комплекса для защиты самолетов. В том числе пассажирских, которые получат дополнительную степень защиты во время полётов в неспокойном воздушном пространстве Ближнего Востока.
Для нового военно-транспортного самолёта Ил-476 (Ил-76МД-90А) КРЭТ создал систему управления и индикации топлива, которая управляет заправкой самолета, расходом горючего во время полета, контролирует массу топлива в баках. Созданный для пассажирского Ту-204СМ, на котором реализована концепция «электронный борт», подразумевающая значительную степень автоматизации процессов управления самолетом на всех этапах полета, пилотажно-навигационный комплекс ПНК-204 исключает необходимость присутствия в экипаже бортинженера, позволяет снизить численность необходимого экипажа до двух человек, попутно снизив эксплуатационные расходы авиаперевозчиков.
На космическом корабле «Союз-ТМА», с помощью которого можно транспортировать на орбиту людей, установлена система отображения информации и ручного управления «Нептун-МЭ» — фигурирующая, среди прочего, в свежем блокбастере «Гравитация».
В 2011 году КРЭТ завершил подготовку серийного производства наземных станций помех, которые не имеют аналогов в мире и являются ключевыми элементами перспективной системы радиоэлектронной борьбы. Изделие такого типа способно обеспечить эффективное радиоэлектронное подавление современных систем и средств разведки и управления оружием, в том числе средств радиолокационного обнаружения и управления.
В 2013 году средства РЭБ начали поступать на вооружение. Новейшие комплексы «Москва-1», использующие современные цифровые технологии, позволяют в режиме пассивной радиолокации сканировать воздушное пространство на дальности до 400 километров, обнаруживать и передавать данные о противнике другим системам РЭБ, а также средствам ПВО и авиации, управляя ими для нейтрализации и уничтожения противника. Для решения задач космической обороны, КРЭТ создаёт комплекс «Дивноморье», работы над которым завершатся к 2016 году.
Кроме того, предприятиям КРЭТ принадлежит разработка и производство электроники и для народных нужд — мобильного электроприводного аппарата искусственной вентиляции легких «Авента-М» и электросчетчиков новых моделей. Все разработки КРЭТ соответствуют требованиям, предъявляемым к подобным изделиям, а порой и превосходят их. К 2016-2017 гг. доля отечественного бортового радиоэлектронного оборудования в перспективных воздушных судах будет составлять не менее 70-80% в денежном выражении. По предварительным оценкам, это будет приносить российским производителям 25-30 млрд рублей.
11 декабря концерн отчитался о проделанной работе и полученных результатах. В период с 2010 по 2012 гг. прибыль концерна выросла с 3,6 до 5 миллиардов рублей, средняя выработка на одного сотрудника увеличилась с 805 тысяч до 1,15 миллиона рублей. Динамика роста средней заработной платы совпадает с ростом прибыли концерна — с 18 до 25 тысяч рублей. Концерн имеет большой контрактный пакет на следующий год — к настоящему моменту КРЭТ заключил контракты на 24 миллиарда рублей и рассчитывает увеличить эту сумму как минимум вдвое. Генеральный директор концерна Николай Колесов сообщил, что уже в феврале концерн ожидает получить цифру в 50-55 миллиардов рублей.
В данном случае речь идёт исключительно об удовлетворении запросов российской армии и транспорта. Во второй половине 2014 года КРЭТ рассчитывает получить право работы на внешних рынках, что по предварительным оценкам принесёт концерну ещё 9-10 миллиардов рублей. В числе потенциальных заказчиков, которые уже обозначили себя, — Индия, Алжир, Вьетнам и Малайзия. Потребность иностранных заказчиков в новейших системах радиоэлектронной борьбы, комплексах радиолокационной разведки, защиты и подавления сегодня составляет около 1,5 миллиардов долларов — прежде всего, это средства, позволяющие нейтрализовать авиационные обзорные РЛС типа AWACS. То есть — те самые летающие радары, без которых не обходилась ни одна операция НАТО по чьей-нибудь «демократизации». Благодаря российским разработчикам, обеспечить надёжное прикрытие возможно — мобильные комплексы РЭБ «Красуха-4» способны нейтрализовать вообще любую радиолокацию, вплоть до спутников- шпионов, на дальности до 300 километров.
По оценкам ведущих консалтинговых компаний Strategy Partners Group и Frost and Sullivan, в 2012 году общемировая выручка производителей средств РЭБ составила 7,1 млрд долларов, при этом доля КРЭТа составила 6%. Согласно прогнозам западных экспертов, при сохранении динамики, русские средства РЭБ будут составлять от 15 до 20 процентов всего рынка подобных устройств к 2025 году. Что сулит не только повышение прибыли отечественным предприятиям, но и возросший уровень мировой стабильности. За счёт более доступной защиты для тех государств, которые являются негласными кандидатами на «гуманитарные бомбардировки» со стороны носителей так называемых прогрессивных ценностей.
Источник: vrns.ru