Анализ глобальных политических тенденций в современном мире показывает, что вопреки всем господствовавшим на исходе ХХ века оценкам значение военной силы в мире не уменьшилось.
Более того, в начале ХХI столетия отчетливо обозначились процессы повышения ее роли в обеспечении политических и экономических интересов государств на фоне ослабления целого ряда международных институтов в сфере безопасности.
Не может не тревожить
В обозримом будущем Российская Федерация, несомненно, останется в числе держав, оказывающих существенное влияние на военно-политическую обстановку на мировой арене. Данное обстоятельство может привести к возникновению и обострению противоречий во взаимоотношениях России с глобальными и региональными лидерами, к нарастанию противодействия реализации ее национальных интересов.
Бесспорно, в настоящее время прямая военная агрессия Российской Федерации не угрожает. Вместе с тем на ближайшую перспективу сохраняется потенциальная опасность появления горячих точек (локальные войны и вооруженные конфликты) на значительной части постсоветского пространства.
Вглядываясь же в более отдаленное будущее, необходимо иметь в виду, что самые развитые государства планеты, оценивая темпы истощения ее природных ресурсов, прогнозируют куда более значительный, чем ныне, спад в мировой экономике уже через десять-пятнадцать лет. Причем именно на эти сроки ориентированы программы переоснащения вооруженных сил данных стран. Цель одна - быть в готовности к обострению международной обстановки, связанной с борьбой за богатства земных недр. Поскольку Россия в полной мере обладает ими, велика вероятность, что именно она будет объектом крупномасштабной экспансии. Таким образом, угрозы для военной безопасности РФ могут стать реальностью и наши Вооруженные Силы должны быть готовы к их нейтрализации.
В этих условиях наличие у Российской Федерации современных и эффективных Вооруженных Сил, способных защитить национальные интересы и гарантировать военную безопасность страны, выступает как фактор укрепления глобальной стабильности в мире, определяющий место России в современной системе международных отношений.
Безрадостная картина
Одним из основных функциональных элементов ВС РФ, обеспечивающих решение задач на стратегическом и оперативном уровне, являются силы общего назначения (СОН). Они предназначены для сдерживания и отражения агрессии противника на театрах военных действий с применением обычных и ядерных средств поражения. СОН включают оперативные командования, соединения и воинские части Сухопутных войск, ВВС и ВМФ (в том числе имеющие на вооружении нестратегическое ядерное оружие, НЯО), а также ВДВ. Кроме того, в составе СОН предусматривается иметь региональные войска (силы) в качестве основного компонента и территориальные войска.
В соответствии с нормативными документами, регламентирующими деятельность формирований видов и родов войск ВС РФ, можно выделить следующие основные задачи, решаемые группировками СОН по отражению агрессии против Российской Федерации и (или) ее союзников:
в зависимости от уровня военной угрозы проведение частичного или полного стратегического развертывания, подготовку к отражению агрессии в сроки и в районах, обеспечивающих организованное вступление в войну группировок войск (сил) и ведение первых операций;
отражение агрессии проведением стратегических операций, операций и боевых действий (в том числе совместных с вооруженными силами союзных государств) по разгрому вторгшихся, нанесению поражения созданным (создаваемым) группировкам войск (сил) противника;
поддержание готовности к применению и применение (в предусмотренных Военной доктриной случаях и в установленном порядке) сил и средств в ядерном оснащении для разгрома агрессора и (или) вывода его из войны в любых условиях обстановки;
противовоздушную оборону важнейших объектов Российской Федерации, прикрытие от ударов средств воздушно-космического нападения противника группировок войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации и ее союзников;
участие в обеспечении режима военного положения; осуществление территориальной обороны в границах военных округов и в полосах ответственности действующих группировок войск (сил) совместно с другими войсками, участие в обеспечении вооруженной защиты и территориальной целостности государств - союзников Организации Договора о коллективной безопасности совместно с их вооруженными силами.
В соответствии с руководящими документами, определяющими развитие ВС РФ, силы общего назначения составом мирного времени должны обеспечивать отражение агрессии локального масштаба, а после проведения стратегического развертывания - региональной и крупномасштабной агрессии.
Исследования технического состояния российских ВС, проводимые НИО Минобороны РФ, показывают, что в настоящее время уровень технического оснащения и боевые возможности сил общего назначения не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям. При этом лишь четверть воинских частей СВ и ВВС, пятая часть корабельного состава ВМФ соответствуют категории частей постоянной готовности.
Основной проблемой боеготовности парка ВВТ СОН на современном этапе является прогрессирующее физическое и моральное старение техники, значительное превышение темпов ее выхода из боевого состава над темпами восстановления и обновления.
Например, в Сухопутных войсках обеспеченность основными вооружениями и военной техникой находится практически на требуемом уровне, но при этом процент новых образцов крайне мал. При высокой обеспеченности Военно-воздушных сил основным вооружением исправность авиационной техники не соответствует требованиям основных нормативных документов, а закупки современных образцов носят нерегулярный характер. Основную номенклатуру авиационных средств поражения составляют устаревшие образцы разработки 70-80-х годов, которые не выпускаются уже более 15 лет. Возобновление производства таких авиационных средств поражения практически неосуществимо. Относительно высокая обеспеченность образцами ВВТ частей и соединений Военно-морского флота нивелируется низкой исправностью основного вооружения, кроме того, большинство кораблей 1-2-го рангов выслужили назначенный срок до заводского ремонта.
Таким образом, в настоящее время техническую основу СОН составляют устаревшие образцы ВВТ. Их приходится списывать, а закупки новой техники не в полной мере компенсируют убыль. Вдобавок подчас изделия отечественного оборонно-промышленного комплекса уступают по ряду показателей зарубежным аналогам, которые уже есть или поступают в ВС ведущих государств мира.
Потенциальные угрозы
Анализ источников военной опасности показывает, что причины развязывания агрессии против Российской Федерации на различных стратегических направлениях будут разными.
Так, потенциальным источником военной опасности на западе является нарушение военно-стратегического равновесия в результате расширения НАТО, на юге - стремление исламских фундаменталистов и националистов в сопредельных или несколько удаленных от границ России странах осуществить политический и экономический передел территорий, с которыми связаны ее жизненно важные интересы. Как о потенциальных источниках военной опасности на востоке можно говорить о вероятных действиях Японии (при поддержке США) и Китая, направленных на отторжение от России части ее территорий, установление контроля за источниками сырья и рынками сбыта Дальневосточного региона, создание свободных экономических зон в ущерб интересам России.
В целом крупномасштабная (региональная) агрессия может явиться результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной, региональной войны, вовлечением в них значительного количества (или большинства) государств из различных регионов мира. Она будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в войну с применением ядерного оружия.
Предположим, что наиболее тяжелым по своим последствиям конфликтом в прогнозный период (в котором возможна наивысшая эскалация конфликта вплоть до перехода к применению ядерного оружия) станет война блока НАТО с Россией и ее союзницей - Республикой Беларусь.
Этот вывод основан на следующих аргументах:
во-первых, страны НАТО обладают самыми мощными вооруженными силами и ядерным потенциалом, а сам блок активно расширяется на восток;
во-вторых, именно такой конфликт позволяет рассматривать все характерные этапы его развития, в том числе возможность перерастания локальных военных действий в региональную (крупномасштабную) войну;
в-третьих, наиболее сложные условия боевой обстановки на западном стратегическом направлении определяют высокий уровень оперативно-стратегических требований к ВС РФ;
в-четвертых, после принятия в НАТО стран Восточной Европы и Прибалтики российские войска в Калининградском особом районе оказались в непосредственном соприкосновении с группировками объединенных вооруженных сил НАТО и отрезанными от основной территории России. За счет включения в зону ответственности альянса территории и инфраструктуры новых членов существенно возросли возможности Североатлантического альянса по оперативному развертыванию ударных группировок войск (сил) НАТО в регионе.
Придется прибегнуть к НЯО
Учитывая существующее состояние вооружения и военной техники СОН, а также многократное фактическое превосходство НАТО над Россией по количеству обычных вооружений и подавляющее превосходство по их боевым потенциалам, можно предположить, что в региональной войне на Западном стратегическом направлении для отражения агрессии противника потребуется применение НЯО. Использование в составе СОН ударных группировок, оснащенных нестратегическим ядерным оружием, является важным средством парирования существенного превосходства вероятного противника в количественном составе и уровне технической оснащенности сил общего назначения, а также действенным инструментом противодействия угрозам регионального характера.
В настоящее время данный класс вооружений - инструмент сдерживания потенциальных конфликтов на региональном уровне, и поэтому одним из основных направлений военно-технической политики РФ в области развития системы вооружения является приоритетное поддержание и развитие в составе ВС РФ комплексов нестратегического ядерного оружия наземного, воздушного и морского базирования.
Исходя из анализа существующих договорных и правовых документов в рассматриваемой области к нестратегическим системам - носителям НЯО в составе ВС РФ следует отнести:
тактические (оперативно-тактические) ракетные комплексы;
авиационные ударные комплексы дальней, бомбардировочной, штурмовой, истребительной и противолодочной авиации;
корабельные ракетные комплексы морского базирования;
морское подводное оружие надводных кораблей и подводных лодок;
береговые ракетные комплексы.
Необходимо отметить, что с точки зрения типов носителей, объектов поражения и инженерной защищенности планируемых к поражению целей вооружение и военная техника ударных средств СОН по своему составу и назначению являются многофункциональными, то есть могут выступать в роли носителей как обычного, так и нестратегического ядерного оружия.
Учитывая изложенное, можно констатировать, что при ведении боевых действий силам общего назначения необходимо сохранять в боеспособном состоянии определенное количество носителей НЯО, которое позволит при необходимости обеспечить решение поставленных задач за счет применения данного класса оружия.
Анализ существующего научно-методического аппарата планирования развития сил общего назначения показывает, что при определении потребностей в поставке (ремонте) ударных средств СОН данный фактор не учитывается. В современных условиях, когда усиливается влияние эффективности функционирования одних систем (комплексов) на другие, возрастает количество задач, решаемых межвидовыми группировками войск (сил), указанный недостаток существенно снижает качество оценки эффективности системы СОН, что может стать причиной некорректного обоснования перспектив ее развития в программный период.
Следовательно, приобретает актуальность задача обоснования перспектив развития ударных средств СОН, в том числе с учетом развития носителей нестратегического ядерного оружия, в интересах формирования программных документов.
Таким образом, несмотря на то, что приоритетным является сбалансированное и комплексное развитие системы стратегических вооружений для сдерживания от развязывания войны против Российской Федерации, основная нагрузка по решению задач отражения агрессии в конфликтах различного масштаба и интенсивности ложится на силы общего назначения. В первую очередь способности СОН к выполнению возложенных на них задач будут определяться возможностями ударных группировок, в том числе с применением нестратегического ядерного оружия, при необходимом уровне обеспечения.
Примечание
Понятия «локальная», «региональная» и «крупномасштабная война» определены Военной доктриной Российской Федерации и формулируются следующим образом:
локальная война - война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие);
региональная война - война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели;
крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.
Источник: vpk-news.ru