Не так давно ВМС США на авиакосмической конференции представили «принципиальную концепцию» истребителя шестого поколения компании Boeing, что сразу же вызвало бурные дискуссии, пишет mil.huanqiu.com 24 апреля.
В настоящее время истребители пятого поколения, такие как создаваемый в дополнение к F-22 истребитель F-35 сталкивается с «бесконечным потоком технических проблем», технологические демонстраторы российского Т-50 и китайского J-20 (на фото) все еще находятся на стадии летных испытаний, другие страны планируют разработку машин пятого поколения «только на бумаге».
Американские компании Lockheed Martin, Northrop Grumman, Boeing, а также другие аэрокосмические гиганты присматриваются к возможности создания истребителя шестого поколения. Чтобы создать перспективный боевой самолет, который отвечал бы требованиям воздушных и морских войн 2030-2060 годов, в качестве ключевых технологий рассматриваются двигатели с изменяемым рабочим циклом, полный спектр стелс-технологий во всем диапазоне радиоволн, искусственный интеллект и технологии беспилотных летательных аппаратов. Россия даже высказала более консервативное предположение, что истребитель шестого поколения «вырастет» прямо из пятого как его модернизация.
Похоже, что конкуренция по шестому поколению уже стартовала. Высказываются разные видения, например, беспилотный истребитель, способный действовать как в воздухе, так и в космосе, и оснащенный высокоэнергетическим лазерным оружием, но существующий уровень технологического развития выливает ушат холодной воды на таких энтузиастах.
Удаленное управление беспилотным истребителем
Беспилотный истребитель может маневрировать со значительно более высокими перегрузками по причине отсутствия пилота, и может иметь меньшие размеры, чем пилотируемый истребитель. Но динамично развивающаяся обстановка в воздушном бою, в том числе необходимость уклонения от ракет противника, требует быстрой реакции. Компьютер с искусственным интеллектом, играющий в Го, может выполнять миллиарды операций в секунду, но не может по скорости принятия решений конкурировать с интеллектом человека. Кроме того, управлять беспилотным истребителем за тысячу километров неизбежно влечет за собой задержки в отправке сигналов управления. Скажете, что скорость электромагнитных волн равна скорости света, при чем тут задержки? На самом деле отправка сигналов на борт интенсивно маневрирующего истребителя неизбежно будет приходить с некоторым запозданием. Даже использование в качестве управляющей платформы самолета ДРЛО не устранит эту проблему. Также утверждается, что пилот F/A-XX может управлять несколькими БЛА, но противник может использовать сильные электронные помехи, что может прервать контакт с беспилотниками с борта пилотируемого истребителя.
Скорость и высота
При разработке истребителей второго-третьего поколений ставилась задача добиться как можно большей максимальной скорости, четвертое поколение уже не ставило такие задачи, а на пятом поколении фактор скорости вообще был признан второстепенным. Тем не менее, при разработке машин шестого поколения фактор «скорость - высота» могут воскреснуть.
В 2009 году ВВС США инициировали создание ТРДДФ с изменяемым рабочим циклом, который в принципе может дать истребителю скорость 4-5М. В то же время появились фантастические требования, чтобы истребитель нового поколения мог достигать околоземного космического пространства. США создали несколько прототипов гиперзвуковых аппаратов со скоростью более 5М. Многоразовый беспилотный космический корабль Х-37 Orbiter может выполнять роль космического истребителя.
Но если вы видите картину, как космический истребитель выныривает в атмосферу и поражает воздушные цели, это, конечно, красиво, но такое применение равносильно стрельбе по воробьям из зенитных орудий. Хуже того, обычные истребители могут обстрелять космического противника при его заходе в атмосферу. Например, США с помощью противоспутниковой ракеты, запущенной с истребителя F-15, могут уничтожить спутник, находящегося на низкой орбите Земли.
Маневренность
Считается, что новый истребитель может быть оснащен революционными боевыми системами как оружие направленной энергии (лазеры) и гиперзвуковое кинетическое оружие. В течение многих лет ВВС США испытывали лазер воздушного базирования ABL на борту Boeing-747, но так и не достигли существенных результатов.
Трудность поражения истребителя лазерным оружием заключается в том, что его размеры очень маленькие, к тому же он может интенсивно маневрировать. Попасть узким лазерным лучом в такую цель весьма проблематично, к тому же луч должен воздействовать на цель не менее 12 секунд, чтобы вызвать ее разрушение. Таким образом, «лазерная артиллерия» имеет свои существенные недостатки.
Анти-стелс
Истребители шестого поколения должны обладать повышенным уровнем стелс-технологий, чтобы скрыть самолет во всем спектре радиоволн, а также в оптическом спектре. Но даже американцы почувствовали, что стелс-истребитель это очень дорогая машина, а попытки достижения малозаметности в оптическом спектре будут еще дороже.
В обозримом будущем по мере развития электронных технологий «невидимость» стелс-самолетов будет все более и более зыбкой. Например, развертывание многорадарной сети показало, чтобы такая система способна обнаруживать стелс-самолеты.
Информация о том, что ВВС США несколько лет назад провели компьютерное моделирование воздушных боёв F-22 с истребителями четвертого поколения F-15 и F-16 (счет 144:0), в реальных боях не может быть достигнуто никогда.
Каким будет шестое поколение истребителей? Чтобы ответить на этот вопрос, подождите того момента, когда истребители пятого поколения «пройдут крещение войной». Вот тогда и будет ясен ответ, полагает китайский источник.
Источник: topwar.ru