Четвёртый летный экземпляр российского истребителя пятого поколения ПАК ФА совершил свой первый полёт. 12 декабря он взлетел с заводского аэродрома в Комсомольске-на-Амуре. Об этом сообщает пресс-служба компании «Сухой».
Пока это только четвёртый прототип. Но от предыдущих трёх он отличается тем, что это уже не просто летающая лаборатория, а почти полноценная машина, хотя и опытовая. В ней воплощены те конструктивные решения, которые только отрабатывались и доводились на предыдущих машинах. Пятая и шестая машины, находящиеся сейчас на сборочных стапелях завода в Комсомольске-на-Амуре, конструктивно идентичны четвёртому. Это говорит о том, что программа аэродинамических испытаний в основном выполнена и конструкция планера (аэродинамическая конструкция) и силовой установки (двигатели и система их управления) представляют собой завершенный продукт. На четвёртом экземпляре будет испытываться уже не планер и силовая установка, а бортовое оборудование: радио-электронный комплекс, система управления оружием, комплекс обороны. Эти системы испытывались ранее на первых трёх машинах и летающих лабораториях на базе других самолётов. Теперь предстоит испытать их совместную работу в составе авиационного комплекса, для которого они и предназначены.
Следует заметить, что ПАК ФА — один из самых сложных и даже уникальных отечественных комплексов, работы над которым, тем не менее, идут без задержек, свойственных многим другим сложнейшим системам вооружения. Вся программа проходит в соответствии с графиком: в следующем году поднимутся в воздух пятый и шестой прототип, на которых будут отработаны и доведены ключевые системы. И в том же году должны появиться первые предсерийные экземпляры, на которых будут отработаны уже не замыслы конструкторов, а опыт эксплуатации и применения.
Этот проект во многом — знаковый для отечественной промышленности. Дело даже не в том, что значение военной авиации только увеличивается с появлением новых технологий и систем вооружения, а состояние парка отечественных ВВС требует срочных мер по его обновлению современными машинами. Дело в том, что создать подобную машину под силу немногим. И появление отечественного боевого самолёта, вобравшего в себя самые передовые отечественные технологии, означает не только совсем другие возможности для ВВС, которые будут недоступны менее развитым странам. Это также показывает высокий технологический уровень страны, который позволит ей и дальше создавать передовую авиацию и занимать лидирующие позиции в мире. Для нас ПАК ФА — это как билет в будущее, где мы или сырьевая страна с отсталой технологической базой, которая защищается «каменным топором», или занимаем достойное место в мире, отстаивая право на это место современным оружием.
Неслучайно, именно проект ПАК ФА вызывает такую лютую ненависть у тех, кто комфортно чувствует себя в роли представителя «банановой республики». Есть такая категория наших сограждан, считающих себя более других «аборигенов» продвинутыми и развитыми оттого, что восторгается всем «передовым» и «совершенным» на Западе, и втаптывает в грязь всё «убогое» и «отсталое» своё. Давайте вспомним, сколько говорилось и писалось о том, что мы не способны создать машину лучше западной, что она не полетит, не будет доведена до конца, станет «бледным подобием» и «неловкой попыткой». Сколько неподдельной радости вызвал небольшой эпизод помпажа двигателя на МАКСе-2011. «...Ну куда нам! Т-50 — гадкий утенок и одновременно курица, несущая золотые яйца для тех, кто находится в этом курятнике»...
Так вот, отечественный истребитель пятого поколения — летает, разрушая одним этим фактом благостную картинку нашей никчёмности и отсталости. На сегодняшний день совершено более 200 успешных испытательных полетов, к программе которых вчера присоединился четвёртый прототип. Не люблю злорадствовать, но накануне у американского аналога — F-22 (бледным подобием которого, якобы является ПАК ФА), принимавшего участие в полётах по случаю 71-й годовщины атаки на Пёрл-Харбор — при приземлении отвалилось хвостовое оперение...
В последнее время появляется достаточно много новостей, отражающих начинающееся возрождение отечественных ВВС. Продолжается модернизация и реконструкция взлётно-посадочных полос и аэродромных комплексов, нацеленные на превращение всей аэродромной сети страны в сеть двойного назначения, способную принимать и обслуживать военную авиацию. По итогам уходящего года экипажами ВВС совершено более 100 тыс. вылетов, из них около 15 тыс. для практического бомбометания и около 13 тыс. на применение ракетного оружия, а общий налёт составил более 300 тыс. часов. Таким образом, отсутствие проблем со снабжением и обеспечением полётов положительно отражается на боевой подготовке, интенсивность которой в разы увеличилась за последние годы.
Поступление новой техники в ВВС наконец-то можно «пощупать» вместо рассказов о том, что «будет через некоторое время».
9 декабря на аэродроме НАПО а Новосибирске поднялись в небо два из десяти бомбардировщиков Су-34 новой постройки, обещанных до конца этого года. Хотя все десять машин изготовлены, но из-за задержек с приёмкой некоторых компонентов бортового оборудования, в этом году поднимут в воздух только пять из них. Напомню, что это будет вторая «десятка» Су-34 из первой партии в 32 машины. Всего должно быть поставлено не менее 92 этих бомбардировщиков, с возможным увеличением заказа. Но следующие серии будут отличаться усовершенствованным вооружением и бортовыми системами. За два дня до этого с аэродрома КнААПО (Комсомольск-на-Амуре) взлетели два новейших истребителя Су-35С. Кроме них, к первому взлёту готовятся ещё четыре построенных машины. Первая партия этих истребителей состоит из 48 машин, четыре из которых уже находятся в Липецком авиацентре. А в конце ноября Иркутским авиазаводом переданы в ВВС два многоцелевых двухместных Су-30СМ, которые будут закупаться вместо части учебных самолетов, поскольку это позволит быстрее нарастить боевой состав ВВС, без ущерба подготовке лётчиков.
Вместе с постройкой новых боевых самолётов следует считать немаловажной программу капитального ремонта и модернизации имеющегося парка. В настоящий момент этой работой загружено большинство мощностей авиаремонтных заводов. Буквально на днях на аэродром «Канск» поступили шесть перехватчиков МиГ-31, модернизированных до версии БМ. Всего парк этих самолетов насчитывает около 150 единиц. Однако многие из них из-за предельных сроков эксплуатации и длительного отсутствия полноценного обслуживания трудно причислить к боевому составу. По этой причине принята программа их ремонта и продления эксплуатации, а также отдельная программа модернизации. Модернизируют до версии МиГ-31БМ около 60 машин. Дальние бомбардировщики Ту-22МЗ начинают проходить модернизацию до версии Ту-22М3М. В строю находятся в полностью боеготовом состоянии около 40 машин, и модернизированы будут все. Модернизация включает обновление номенклатуры вооружения, оснащение новым комплексом обороны и новыми системами, позволяющими самолету теснее взаимодействовать с внешними средствами разведки и получать целеуказание не входя в зону действия ПВО противника.
Источник: odnako.org