Израильский аэрокосмический концерн Israel Aerospace Industries (IAI) уже несколько десятилетий работает с американскими компаниями – лидерами в области авиационной и аэрокосмической промышленности.
IAI – важный партнер мирового лидера компании Lockheed Martin в разработке нового истребителя F-35 Lightning II.
Событие, которое произошло на торжественной церемонии в аэропорту Бен-Гурион, совсем не ординарное: сотрудничество между американской и израильской компаниями, которое долгие годы не афишировали, стало достоянием гласности.
Формально, соглашение предусматривает – израильтяне создают крылья для истребителя F-35, и не «малозаметного», как пишут израильские СМИ, копируя российские, а истребителя-невидимку 5-го поколения.
Контракт заключен на 15 лет, прогнозируемая прибыль израильского концерна - до 2.5 миллиардов долларов.
В этом месте позволим себе некоторые рассуждения.
Автором крыла для F-35 Lightning II является крупнейшая в области проектирования крыльев британская компания BAE Systems, которая создает крылья – важнейший элемент любого самолета, для передовых самолетов мира.
Израиль, судя по всему, выиграл внутренний тендер на серийный выпуск крыльев.
Для этого, как сообщают израильские СМИ, на заводах Israel Aerospace Industries уже создается конвейерная линия для сборки крыльев.
Израильский концерн имеет большой опыт не только в исследовании и конструкторской разработке авиационной техники, но и в производстве.
Уже 2 десятка лет с израильскими крыльями летают по всему миру, прекрасно зарекомендовавшие себя, истребители F-16 корпорации Lockheed Martin, и другие американские самолеты.
На F-16 летает весь цивилизованный мир и арабские страны, включая соседей Израиля (добрых и недобрых) – Иорданию, Турцию, Египет.
Сам Израиль получит F-35 с оригинальной «ближневосточной электроникой» - авионикой, созданной на основе опыта ближневосточных войн, в которых Израиль имел превосходство над самолетами арабов советского и французского производства.
Lockheed-Martin – единственный в мире производитель истребителей 5-го поколения F-35, приобрел у Израиля электронные системы на сумму 450 млн долларов.
Они будут установлены на первых 19-и истребителях-невидимках, которые будут поставлены Израилю.
Общий контракт на сумму 2.75 млрд долларов был подписан в октябре 2010 года.
Почему консервативная Lockheed-Martin ставит на F-35 израильскую авионику?
Прежде всего, потому что она самая оптимальная в условиях ведения войн, в частности - на Ближнем Востоке.
Важно и то, что она полностью согласуется с остальными – исполнительными – устройствами самолета, ибо выполнена по стандартам НАТО и полностью вписывается в алгоритмы работы многочисленных систем. В частности, вооружений.
И самое важное – «родная» авионика F-35 также выполнена с участием израильтян, что значительно облегчает рокировку.
В августе 2012 года мы сообщили, цитирую: Теперь, после раскрытия тайны «авионики F-35», вероятней всего, именно ее запросят на свои самолеты Саудовская Аравия и Эмираты. Сделано это будет без излишней помпы, тихо, конфиденциально.
На сегодняшний день самые крупные покупатели этого самолета – арабские страны Персидского залива.
Тот факт, что Пентагон и Lockheed Martin обнародовали информацию об F-35 и «ближневосточной авионике», говорит о маркетинговом продвижении самолета на ближневосточный рынок.
Кроме Турции и Греции, F-35 приобретут все страны региона, а также Азербайджан и Грузия.
Из источников, близких к производству отдельных систем для F-35 (в частности – крыла), стало известно – готовят машины с маркировкой F-35I и F-35С – для Индии и Китая.
Сегодня стало известно – Индия отказывается от российского истребителя, современную авионику для которого она же и должна была разработать.
Кто же получит новые истребители Lockheed Martin F-35 Lightning II?
Стратегические союзники США и те, кто принимал участие в его разработке.
Это - Великобритания, Италия, Канада и Нидерланды – фирмы этих стран принимали участие в разработке.
Есть 2 странности.
Первая – в истребителях, по логике вещей, использованы титановые сплавы российской корпорации АВИСМА - крупнейшего в мире производителя титановых сплавов и полуфабрикатов из них, в том числе – для корпорации Boeing, и вторая – на F-35 (кроме модификации F-35С) использована израильская авионика.
Однако, ни Россия, ни Израиль в перечень стран-партнеров не входят.
С Россией – понятно – таков договор, что она получила ранг поставщика, с Израилем – еще более понятно – по договору за такое «умолчание» Израиль получает F-35 по особой - низкой - цене, которая нигде в открытой прессе не публикуется.
Кроме того, Израиль получил разрешение перестроить авионику на собственный лад, что никому другому производитель делать не разрешает. Это – очень важно – как для сокрытия возможностей, так и для маркетингового продвижения именно израильского варианта.
Существует модель F-35i, которая отличается от израильской модели для внутреннего потребления.
Кроме стран-разработчиков, F-35 получат также Турция, Австралия, Дания и Норвегия.
И, кстати - непонятно почему, но флаги этих стран есть на фюзеляже самолета в процессе испытаний, что вы можете видеть на оригинальном фото от производителя.
F-35 – мировой лидер, которого не достать.
И лишь одно «но» - по такому показателю как аэродинамика, F-35, по мнению экспертов, намного слабее российского истребителя Т-50.
Но последний еще не имеет ни авионики, ни электроники вооружений. И никто не берется сказать – когда они будут и какого качества.
Ясно было и ранее - качество индийской авионики будет средним, и, на мой взгляд, Россия допустила ошибку, выбрав в качестве партнера индийцев.
Это мы писали в августе прошлого года, а недавно стало известно - Индия отказалась от разработки авионики к российскому истребителю Т-50.
Так что, на мировом рынке у F-35 Lightning II конкурентов нет.
Впрочем, их и не было.
Но и век истребителей подходит к концу – им на смену пришли беспилотные самолеты.
Источник: stop-news.com