Авиация - показатель технологического развития страны.
Если в стране не развиты технологии, не стоит и говорить о создании современного истребителя.
Впрочем, говорить - можно, создать - невозможно.
До определенного момента времени, пока «воевала» аэродинамика, СССР не было равных.
Но сегодня аэродинамика отошла на второй план - ее переиграла авионика.
США, конечно, повезло: если бы «вождь всех народов» не опустил когда-то науку своей страны в области кибернетики, при той конструкторской мысли, которая была в СССР, и есть сегодня в России, в образовавшемся в настоящее время треугольнике США-Россия-Китай, Китая бы не было, а лидировала - Россия.
Но сегодня лидируют США - и их внимание уже давно переведено с самого современного истребителя F-35 Lightning II и сосредоточено на истребителе VI поколения.
Россия, создав хороший истребитель Т-50, не может поставить на него соответствующую V поколению авионику.
Китай копирует все подряд, сметая на своем пути саму идею конструкторского поиска и творческой мысли, покрывая их неограниченными средствами.
Их столько, что Китаю ничего не стоит создавать в железе копии, разделяя их на «пред-серийные», присваивая им номера 1-й, 2-й и т.д.
И, если кого и боится Китай, то отнюдь не праведного суда российских и американских авиаконструкторов, у которых он, не стесняясь, «берет» какие-то элементы или даже конструкцию, а «чертовых блогеров», коих в авиации особенно много.
И они действуют.
На китайском истребителе J-20 блогеры обнаружили новые сенсоры - фотографии китайского 11-го пред-серийного самолета J-20 (с бортовым номером 2011 - на иллюстрации изображен 1-й пред-серийный самолет J-31) выложены на пакистанском сайте defence.pk.
На них четко виден боковой сенсор DAS (Distributed Aperture System) производства... американской фирмы Northrop Grumman, хотя фирма в Китай свою передовую систему не поставляла (по крайней мере, о такой сделке, которая была бы странной, ничего не сообщалось).
DAS - это инфракрасная система с распределенной апертурой, предназначенная для обнаружения самолетов и ракет в пассивном режиме и выдачи данных на дисплей нашлемной системы летчика.
Ее обзор - 360 градусов, сферическая ситуационная система информированности.
DAS предупреждает пилота о самолетах, находящихся или входящих в зону интересов его истребителя, ракетных угрозах, предоставляет изображение целей (в том числе - ночью), возможность управления огнем и многое другое.
DAS - главный информатор пилота, выдавая значительную часть информации на шлем, которого у Китая нет. Пока нет...
На F-35 Lightning II, как известно, используется шлем израильского производства, у которого пока нет аналогов.
Но Китай отстает и в копировании тоже, притом значительно. Но - в копировании....
Один из блогеров, хорошо знающий и компанию Northrop Grumman Corporation, и ее продукцию, заявил - стоящий на J-20 (и J-31) DAS - предыдущего поколения.
И дело здесь, судя по всему, в новом, пока еще секретном, американском радаре, который установлен на F-35 Joint Strike Fighter.
Новая модификация DAS позволяет собирать, обрабатывать и передавать ключевую информацию на землю - для сухопутных войск и других летательных аппаратов.
При этом пилот истребителя в этом процессе не участвует.
На сайте defence.pk для сравнения приводится фотография F-35 с аналогичной системой.
После запуска в массовое производство новый китайский истребитель в итоге сможет составить конкуренцию российским производителям на международном рынке, так как будет существенно дешевле.
Китай стал второй после США державой, разрабатывающей сразу две модели истребителей - J-20 и J-31.
Однако назвать их V поколением никак нельзя - они не удовлетворяют многим требованиям поколения, в частности, они - не невидимки (хотя пишут об их малозаметности - неверном термине, применяемом, чтобы уйти от характеристики stealth technology), и они не обладают теми функциями авионики, которые свойственны V поколению.
Тем не менее, J-31 уже совершил свой первый успешный полет в 2012 году, и составит конкуренцию еще не получившему требуемую авионику, намного превосходящему китайцев в аэродинамике, российскому Т-50.
А вот США улетели вперед - и уже на истребителе VI поколения без пилота.