В современном мире практически невозможно представить себе отрасль промышленности, где хотя бы частично не использовалась лазерная техника. И военная промышленность не является исключением. На сегодняшний день существует ряд направлений, по которым следует внедрение лазерного оборудования в военную отрасль: бортовая, наземная и подземная локация, связь, навигационные системы, орудие, системы противоракетной обороны.
Самое большое финансирование и государственную поддержку получает это внедрение в США, Великобритании, Франции, Швейцарии и Германии.
Лазерная локация - это часть оптической электроники, которая занимается обнаружением различных объектов при помощи излучаемых лазерами электромагнитных волн. Объектами обнаружения, как правило, становятся танки, ракеты, корабли, сооружения промышленного и вооруженного назначения, а также спутники. В основе ее лежит несколько основных особенности: подобные волны способны отражаться от объектов, и также имеют большую способность обнаружения. Они также могут распространяться по прямой, то есть лазерный луч способен пеленговать цель. Лазерный луч распространяется с одинаковой скоростью, что позволяет определить дальность до цели.
Наземные лазерные локаторы стали первыми из всего лазерного оборудования, которое внедрялось в военной промышленности. Первые испытания их проводились еще в 1961 году во Вьетнаме. Это был XM-23, который позже был принят на вооружение американскими войсками. Рассчитан данный локатор на внедрение в сухопутных войсках.
Шведский лазерный дальномер предназначен для внедрения в бортовую корабельную и береговую артиллерию. Он отличается особой прочностью, что дает возможность использовать данный дальномер в сложных условиях.
Не мене удачным является и образец норвежского лазерного дальномера LP-4, который способен работать на дальности от 200 метров до 3 километров.
Существует также большое количество портативных дальномеров для пехотных и артиллерийских войск. Особой популярностью среди них пользуется дальномер в виде бинокля, электронные блоки которого сделаны на интегральных схемах. Таким образом, общий вес его вместе с аккумуляторной батареей составляет около 2 килограммов.
Большой интерес для американского военного ведомства представляет дальномер для танков. В США даже был разработан лазер AN/VVS-1 для танка М60А. Основная особенность его заключается в том, что его можно ввести в систему управления огнем боевой машины, и таким образом измерение дальности может производиться не только наводчиком орудия, но и командиром танка.
Также ведутся активные разработки наземных лазерных установок, которые предназначены для слежения за ракетами на начальной стадии полета, а также за спутниками и самолетами. Большое значение уделяется локаторам, включенным в систему ПРО. Так, лазерный локатор «ОПДАР» создан с целью слежения за ракетами, находящимися в активной части полета. На данном локаторе установлен газовый лазер, который работает непрерывно. Локатор может работать на дальности от 30 метров до 30 километров. Как правило, он расположен на расстоянии 1 километра от ракеты. Использование данного локатора в связи с возможностью проведения точных замеров особенностей движения ракет позволяет рассчитать точное место ее падения.
Специально по заказу НАСА был разработан лазер для слежения за спутниками и работал совместно с радиолокаторами, которые выдавали неточные координаты. Их потом использовали для первичного наведения лазера, который и выдавал точные данные. Для того, чтобы установить степень отклонения орбиты спутника от заданной, был разработан "Эксплорер-22".
Часто стали использоваться лазерные локаторы и в авиации Соединенных Штатов и стран НАТО. С их помощью производится более точное измерение высоты и дальности. Обычно такие лазеры имеют небольшие размеры, поэтому встраиваются в систему управления огнем. С их помощью выполняется также ряд других задач: наведение и указание цели. Такие лазеры обычно используются в самолетах, вертолетах и беспилотных летательных аппаратах. Они могут быть активными и полуактивными. Лазерные системы используют в таких видах боеприпасов, как ракеты «земля-воздух», бомбы и морские торпеды.
Понятно, что за право обладания подобными разработками введется активная борьба среди развитых государств. Несколько лет назад в Америке были обнародованы сведения о том, что одна из американских компаний под названием Rocky Mountain Instrument занимается продажей военных секретов зарубежным странам, в частности России, Турции, Китаю и Южной Корее. Эта компания в 2005-2007 годах занималась экспортом оптики, призм, а также технической военной информации без соответствующего разрешения Госдепартамента Соединенных Штатов Америки.
Расследование проводилось специальной комиссией, которая была создана при Минобороны Америки и занималась делами о шпионаже и терроризме. В случае признания вины компания вынуждена будет выплатить в качестве штрафа 1 миллион долларов. Целью его было определение возможных последствий подобной деятельности и выяснение возможных способов использования полученной информации этими государствами.
Еще одно неприятное событие произошло совсем недавно. Стало известно, что США, после 15 лет разработок, закрыли проект лазерной системы ALTB воздушного базирования. На его разработку было уже потрачено 5 миллиардов долларов. Критики довольно скептически отнеслись к его разработке, назвав самым дорогим бесполезны м трудом, мотивируя это тем, что за 14 лет самолет, оборудованный этим лазером, так и не смог доказать свою боевую способность, а сам лазер никогда не будет разработан до конца. ALTB - это система, состоящая из двух твердотопливных лазеров и одного мощного химического йодно-кислородного лазера, которая установлена на борту Боинга-747-400F.
Несмотря на то, что лазерная установка прошла ряд испытаний в 2010 году, связанных с обнаружением, ведением и уничтожением ракет, дальнейшая ее разработка столкнулась с рядом проблем. Ее внедрение и использование в вооруженных силах была признана слишком дорогой и сложной.
Однако, как заявляют представители Агентства противоракетной обороны Соединенных Штатов, в частности, генерал-лейтенант П. О`Райли, некоторые наиболее успешные наработки будут использованы в других разработках, а сама новая лазерная летающая платформа будет готова в течение следующих десяти лет
Источник: topwar.ru