ДРЛО в Китае и России – комментарий специалиста

ДРЛО в Китае и России – комментарий специалиста

Вышедший месяц назад в П.2 материал «Китайские системы ДРЛО — интервью конструктора» согласился прокомментировать Александр Васильев — кандидат технических наук, директор программ по комплексам ДРЛО Концерна «Вега».

Александр Владимирович, какое впечатление на профессионала производит интервью китайского специалиста по ДРЛО?

С профессиональной точки зрения я бы заметил, что рассмотрены три основных вопроса: общее построение авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения (АК РЛДН) палубного базирования, разработка АФАР и электромагнитная совместимость. Обращает на себя внимание комплексный подход к решению в КНР задачи создания АК РЛДН оперативно-тактического назначения (ОТН), включающий разработку современной элементной базы, алгоритмов функционирования РЛС и создание АФАР.

Насколько, по-вашему, объективна представленная информация?

На мой взгляд, публикация носит явно рекламный характер. В настоящий момент разработка АК РЛДН в КНР идет путем копирования зарубежных аналогов, а поставленные Китаем в Пакистан комплексы ДРЛО, скорее всего, имеют невысокие ТТХ и не позволяют решать весь комплекс задач, стоящих перед современными АК РЛДН. Что же касается АК РЛДН палубного базирования на базе клона советского самолета Ан-24, то при существующих авианесущих кораблях КНР на данный момент создания такого комплекса Китаем невозможно.

Китайский конструктор в своих ответах говорит, например: «наша промышленность в сфере авиационных РЛС осуществила прорыв…», «наши авиационные РЛС занимают одни из лидирующих мест в мире…», «нами создан первый в мире трехкоординатный радар дальнего обнаружения с АФАР». Якобы и проблема электромагнитной совместимости (ЭМС) тоже решена. Как-то очень безоблачно…

Все-таки интервью, как я уже сказал, в значительной степени рекламное. По словам китайского конструктора, проблемы ЭМС в АК РЛДН китайского производства решаются эмпирическими способами путем разноса частот, разнесения оборудования в пространстве, использования различных видов поляризации и разноса во времени. Отмечу, что не используются варианты управления мощностью и направлением излучения. Построение алгоритмов ЭМС на основе оптимальных вариантов управления информационными потоками также не используется.

Что касается АФАР, то ее создание вообще-то сопряжено с массой трудностей – неясно, как и насколько успешно китайцы с ними справились.

Трудности какого рода?

Для всех вариантов АФАР обостряются проблемы стабилизации питающих напряжений и массогабаритных характеристик систем охлаждения. А в случае вращающейся АФАР обостряются проблемы стабилизации антенны в пространстве и сопряжения механического вращения и электронного управления.

Скорее всего, китайцами использован наиболее простой в технологическом плане вариант эквидистантной АФАР — в ней приемо-передающие модули располагаются на одинаковых расстояниях друг от друга. Следствием этого является большой уровень боковых лепестков, в результате получаем высокий уровень ложных трасс.

Важно отметить также уязвимость АФАР к СВЧ-оружию функционального поражения.

Как вы оцениваете ближайшую перспективу работ КНР по данной тематике?

Я полагаю, что постоянная, последовательная и интенсивная работа по созданию оперативно-тактического варианта АК РЛДН в конце концов позволит китайским коллегам получить приемлемый результат. А вот решить весь комплекс сложных задач использования АФАР за короткое время вряд ли возможно даже при неограниченном финансировании…

Суровая оценка – надо полагать, данная с учетом многолетнего опыта Концерна «Вега» в разработке таких комплексов?

Конечно. Все-таки, тематикой РЛДН Концерн «Вега» занимается уже шестой десяток лет. Что касается АК РЛДН ОТН, в том числе и палубного базирования, то ими в СССР занимались с конца 80-х годов. В 1989 г. создали самолет Ан-71 с РТК «Квант» разработки ОАО «Концерн «Вега». Правда, после распада СССР опытные экземпляры остались на Украине. В 1993 г. был проработан палубный вариант самолета Як-44 с РТК «Квант-КС». Однако у наших моряков не оказалось достойной палубы, и разработка в «лихие» 90-е не пошла в жизнь.

Так и закрылась тема? У Китая, стало быть, есть тактический «авакс», а у России опять во всем виноваты «лихие девяностые»?

Вовсе нет. Новая волна по созданию «маленького хокайчика» с учетом опыта Чечни началась с 2000 г. Военные разработали ТТЗ на АК РЛДН ОТН «Баргузин». В НИРовском плане был проработан АК РЛДН ОТН с ориентацией на самолеты Ил-38, Ил-114, однако из-за отсутствия финансирования ОКР не состоялись и работы не завершились.

Больше не планируется возвращаться к этой теме?

Вновь к созданию АК РЛДН ОТН вернулись в 2010 году. По заказу ВМФ РФ были разработаны и защищены два аванпроекта подобного комплекса для палубного самолета, базируемого на перспективном авианосце. В качестве носителей рассматривались самолеты ТАНТК им. Бериева (А-110) и ОКБ им. Яковлева (Як-144).

Радиотехнический комплекс может быть размещен и на других самолетах подобного класса, например, Ан-140 с базированием как на авианосце, так и на обычном аэродроме. В Концерне «Вега» разработка аванпроектов велась на основе научно-технического задела, полученного при модернизации АК РЛДН А-50 и создании МАК РЛДН А-100. Основа комплекса – АФАР L-диапазона, обеспечивающая работу РЛС и запросчика ГО. АФАР размещается в неподвижном надфюзеляжном обтекателе.

Справочно: ОАО «Концерн «Вега»

Направление по созданию авиационных комплексов дозора и наведения (АК РЛДН) ОАО «Концерн «Вега» берет свое начало с конца 50-х начала 60-х годов прошлого столетия. Первым отечественным авиационным комплексом дальнего радиолокационного обнаружения стал самолет Ту-126 с радиотехническим комплексом «Лиана», который в течение 25 лет выполнял задачи противовоздушной обороны на северо-западе страны. Дальнейшее развитие этого направления привело к созданию АК РЛДН А-50, который по настоящее время находится на вооружении ВВС РФ. ОАО «Концерн «Вега», являясь головной организацией по созданию авиационных комплексов радиолокационного дозора и наведения, завершила модернизацию самолетов А-50 и в конце 2011 года самолет А-50У с модернизированным радиотехническим комплексом поступил в эксплуатацию. В настоящее время под руководством генерального конструктора Концерн ведет работу по созданию перспективного многофункционального авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения — самолета пятого поколения А-100.

Источник: vpk.name

Похожие новости:
Россия показала в Китае новый радиолокатор для МиГ-35
Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) впервые показал на выставке China Airshow — 2016 в Китае новую радиолокационную станцию семейства «Жук». Об этом говорится в сообщении пресс-службы компании, поступившем в редакцию «Ленты.ру».Речь идет о многофункциональной многорежимной бортовой станции «Жук-АМЭ» ..
2016-11-01 4983 0 Военная техника
0
В Китае создали клон российской ракеты
В Китае создали клон российской противокорабельной ракеты, об этом сообщает сайт defence-blog.com. Согласно опубликованным фото с предстоявшего Международного авиасалона China International Aviation & Aerospace Exhibition 2014 в Чжухае будет представлен макет новой противокорабельной ракеты CX-1. Внешне ..
2014-11-06 2535 0 Военная техника
0
Конструктор объяснил нестандартную посадку Су-57
Выпуск истребителем пятого поколения Су-57 тормозных парашютов до касания полосы является штатной ситуаций, передает Telegram-канал AviaComments в комментарий главного конструктора самолета Михаила Стрельца.«Выпуск тормозного парашюта для обеспечения посадки на укороченный участок», — сказал специалист. По его словам, ..
2019-09-02 2575 0 Военная техника
0
В Китае опровергли превосходство России в гиперзвуковых технологиях
Китайская гиперзвуковая ракета DF-17 на шаг опережает аналогичное вооружение США и России, говорится в статье Sina.Автор называет оружие «первой в Китае баллистической ракетой средней дальности с гиперзвуковым глайдером». Отмечается, что в дополнение к скоростным характеристикам DF-17 обладает «беспрецедентной маневренностью», которая ..
2019-10-05 14393 0 Военная техника
0
Китае начал испытания истребителя 5-го поколения
В Китае состоялся испытательный полет нового истребителя пятого поколения "Цзянь-31". Об этом сегодня сообщили китайские СМИ. По их данным, КНР стала второй после США страной, которая одновременно разрабатывает две модели истребителей пятого поколения. Как и другой новейший китайский самолет ..
2012-11-1 3944 3 Военная техника
0
Самолеты ДРЛО ВВС НОАК впервые патрулировали 24 часа
Согласно сообщению китайского телеканала CCTV 13 самолеты дальнего радиолокационного обнаружения KJ-2000 впервые осуществили непрерывное 24-часовое патрулирование заданного района, обеспечивая в течение всего этого времени наблюдение за наземной, воздушной и морской обстановкой. Согласно сообщению, в учении участвовали ..
2013-04-4 2405 0 Военная техника
1
Россию обвинили в отсталости военных технологий
В Индии допустили отказ от сотрудничества с Россией в создании нового истребителя пятого поколения. Причиной этого называется отсталость технологий и неспособность перспективного изделия конкурировать с американским F-35, сообщает Defense News.Издание ссылается на доклад командования ВВС Индии, в котором говорится, ..
2017-10-26 7897 0 Военная техника
0
Источники сообщили об испытаниях в КНР электромагнитной катапульты для авианосца
В Китае предположительно испытан прототип электромагнитной катапульты для авианосца. Об этом сообщает военный блог PLA Real Talk, посвященный развитию китайских вооруженных сил.В последние годы КНР активно вела модернизацию испытательного комплекса в Хуаньдикуне (провинция Ляонин). Там, в частности, ..
2016-11-12 5027 0 Военная техника
0
Авианосец Ляолин зашел в новый порт базирования
Порт военной базы в районе города Циндао, сооружавшийся четыре года, уже способен принимать военные суда. В Китае авианосец «Ляолин» впервые встал на якорь в военном порту в районе города Циндао (восточная провинция Шаньдун, Китай), - сообщает «ИТАР-ТАСС» ..
2013-03-1 3117 1 Военная техника
0
В Китае обрадовались бомбежке F-35I радара JY-27 в Сирии
Разрушенный Израилем в Сирии радар JY-27 был успешно восстановлен, что позволяет сделать вывод о высокой ремонтопригодности произведенной в Китае техники, пишет Sina.Издание отмечает, что уничтожению подверглась только антенна радара, тогда как другие его системы, в частности передатчик, приемник и система ..
2019-04-18 1311 0 Военная техника
0
Немцы о беспечности россиян и продаже Су-35 в Китай
Китайские СМИ с большой помпезностью встретили новость о крупнейшей сделке по закупке у России истребителей Су-35 и подводных лодок “Лада”, и эта реакция должна была встревожить Москву, отмечает Frankfurter Allgemeine. Дело в том, что китайцы не ограничиваются обычно приобретением оружия, а копируют технологии ..
2013-04-27 3607 0 Военная техника
0
Американские СМИ сообщили об испытании в Китае гиперзвукового боевого блока
Американский военный обозреватель Билл Гертц в своей статье на сайте The Washington Free Beacon сообщил о прошедших в Китае испытаниях гиперзвукового боевого блока. Ракета с новым боевым блоком была запущена с полигона Тайюань в провинции Шэньси (американские военные ..
2016-05-01 2166 0 Военная техника
0
США испугал китайский «Кинжал»
Ракетные войска Народно-освободительной армии КНР в условиях секретности провели пять летных испытаний аэробаллистической ракеты, китайского аналога российского «Кинжала», который американские разведчики назвали CH-AS-X-13, сообщил The Diplomat источник в правительстве США.Первые испытания баллистической ракеты воздушного ..
2018-04-13 5912 0 Военная техника
0
Китай впервые показал свой истребитель пятого поколения
Первый показательный полет китайского истребителя пятого поколения J-20 прошел в Чжухае в рамках международной выставки Airshow China-2016. Об этом сообщает China News Service.Самолет J-20 начали разрабатывать в 2002 году, первый прототип взлетел в 2011-м. Точные ..
2016-11-01 5370 0 Военная техника
0
Китай произвел испытания беспилотника-невидимки
Гонконгские СМИ сообщили об успешных испытаниях беспилотника-невидимки которые прошли в Китае. Новая модель изготовлена с использованием технологии радиолокационной малозаметности «стелс». Аппарат оснащен реактивным двигателем. Испытания прошли без сбоев а сам полет длился около 20 минут. Новая модель способна осуществлять фото-видеосъемку ..
2013-11-28 2441 0 Военная техника
-1