Дошло до ракет

Дошло до ракет

Начался важнейший этап испытаний отечественного истребителя пятого поколения.

Начался важнейший этап испытаний российский истребитель пятого поколения Т-50. В подмосковном Жуковском две машины этого типа используются для испытаний различных конфигураций вооружения. Еще две машины летают в государственно летно-испытательном центре в Ахтубинске, где вскоре начнутся испытания на боевое применение.

Вдогонку за временем

Российский истребитель пятого поколения Т-50 совершил первый полет уже больше четырех лет назад, 29 января 2010 года, и это вполне достаточный срок для того, чтобы подвести некоторые промежуточные итоги программы в целом. Главным из них является тот факт, что Т-50 состоялся как самолет — допуск машины на государственные испытания и начало полетов с вооружением — однозначное свидетельство этого факта. До строевой готовности первых эскадрилий новому самолету предстоит пройти еще немало испытаний и доработок, но свое право на существование он уже подтвердил.

Разработка новой машины КБ Сухого началась в 2000-2002 годах. Основой новой разработки стали результаты НИОКР, которые велись в СССР, а затем и в России еще с начала 1980-х годов, когда перед промышленностью впервые была поставлена задача создать истребитель, способный в перспективе заменить только что пошедшие в серию машины четвертого поколения.
Новый самолет должен был составить конкуренцию американской машине, создаваемой в рамках программы ATF - Advanced Tactical Fighter. Как и в США, в СССР создавались два варианта машины: конкурирующие проекты должны были представить ОКБ Микояна и Сухого. МиГ создавал проект, известный сегодня как МиГ-1.44, "Суховцы", основываясь на своих проработках проекта Су-27КМ (палубного истребителя с обратной стреловидностью крыла) делали машину С.37, известную сегодня как Су-47 «Беркут».


Распад СССР сильно замедлил обе разработки, но не прекратил их. С.37 взлетел в сентябре 1997 года, МиГ-1.44 поднялся в воздух в феврале 2000. При всех вопросах к схеме машины с обратной стреловидностью, «суховский» проект был сочтен более перспективным, и если новый Миг приземлили после нескольких испытательных полетов, то «Беркут» выполнил 337 полетов только к 2010 году, и продолжал летать уже параллельно с Т-50. Фактически, «Беркут» стал летающей лабораторией для программы пятого поколения, позволив отработать ряд ключевых вопросов, включая новые конструкционные материалы, различные варианты внутренних отсеков для вооружения и многие другие технологии.

Тем временем американская программа ATF завершилась созданием истребителя F-22 Raptor. Его прототип, YF-22, проходил активные испытания в начале-середине 1990-х годов, первый F-22 поднялся в воздух в 1997, а в начале 2000-х машина была запущена в серию. По причине значительной стоимости и резкого сокращения военных расходов, программа ее серийного производства несколько раз сокращалась. Менялись и характеристики истребителя - серийные F-22 имеют куда более скромное оборудование, чем предполагалось на этапе разработки. В итоге на свет появились 195 машин — восемь опытных и 187 серийных. Последние истребители для ВВС США сошли со сборочной линии в 2011 году, после чего производство было остановлено. Поставки этих машин на экспорт были запрещены Конгрессом из опасений возможной утечки технологий: в итоге новую машину не получили даже ближайшие союзники США, в том числе Израиль, Япония и Австралия, интересовавшиеся возможностью закупок «Рэптора».

Пятое поколение для всех

Опыт создания F-22 оказал серьезное влияние на российские разработки истребителя пятого поколения. Копировать этот путь «в лоб» было невозможно: новая машина в российских реалиях рисковала остаться в единичном экземпляре. При этом потребность в ней очевидно росла — как в связи с запуском в серию F-22, так и по мере появления очертаний у новой западной программы истребителя пятого поколения - JSF, Joint Strike Fighter. Созданный в рамках этой программы истребитель F-35 в различных модификациях должен заменить в составе ВВС, ВМФ и авиации корпуса морской пехоты США сразу несколько типов самолетов - штурмовики А-10, истребители F-16 и ранние версии палубных F/A-18, самолеты вертикального взлета и посадки AV-8B. Закупки F-35 были предложены также союзникам США по всему миру, от Западной Европы до Австралии. Такой подход позволял резко увеличить количество производимых машин, снизив стоимость каждого отдельного самолета. Кроме того, участие в программе ряда развитых авиастроительных держав — Великобритании, Канады, Нидерландов и некоторых других, позволило также распределить затраты на НИОКР.

Подобный путь был более реален и для России, а поиск зарубежных партнеров с самого начала стал ключевым. Список, впрочем, очень быстро сократился до одной страны: разделить с Россией риски проектирования перспективной машины согласилась Индия, в начале 2000-х находившаяся под чрезвычайно благоприятным впечатлением от свежеполученных истребителей Су-30.

Путь от предварительного согласия до межправительственного соглашения занял, однако, долгие семь лет, но сам факт такого согласия значительно облегчил новому самолету борьбу за бюджетное финансирование. К октябрю 2007 года, к моменту подписания соглашения о совместной разработке истребителя FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft), варианта Т-50 для ВВС Индии, новый самолет уже обрел техническое лицо, а на заводе в Комсомольске-на-Амуре началась подготовка в постройке опытных экземпляров машины.

Участие Индии в проекте на первом этапе было чисто финансовым — необходимыми технологиями в области самолетостроения страна не обладала. Соглашение, и подписанный вслед за тем контракт между российской Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и индийской Hindustan Aeronautics Limited (HAL), предусматривали подключение Индии к разработке на втором этапе, когда речь пойдет о создании авионики для индийской версии машины.

Когда окончательно стало ясно, что машина взлетит, несмотря на запаздывание — ее первый полет последовательно обещали в 2007, 2008, 2009 годах, начался и поиск других потенциальных партнеров по разработке. В качестве одного из наиболее перспективных вариантов рассматривалась Бразилия, контакты с которой по вопросу возможного подключения к программе Т-50 ведутся и сейчас.

Отчасти возможное расширение географии кооперации по Т-50 ограничивается его характеристиками. Тяжелый истребитель, более крупный, чем F-22 и с большей дальностью полета, по определению подходит «не для всех». К сожалению, параллельная разработка более легкой машины, которая могла бы заменить МиГ-29 и составить в пятом поколении конкуренцию F-35, была отложена на длительный срок в связи с финансовыми ограничениями. При этом еще в 2000-2007 годах Индия пыталась настоять на разработке именно легкого истребителя, но ВВС России считали более приоритетной замену тяжелых машин.

Системный подход

Ключевым вопросом при создании нового самолета, стала именно разработка комплекса оборудования и вооружения, который обеспечил бы качественное превосходство новой машины над предшественниками и конкурентами. Практически одновременно с разработкой нового истребителя, началась работа по созданию перспективных систем вооружения для новой машины. Т-50 должен получить три типа новых ракет «воздух-воздух» - РВВ-МД (малой дальности) -СД (средней) и -БД (большой дальности). Разработчиком новых ракет стало государственное машиностроительное КБ «Вымпел», с 2004 года вошедшее в состав корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ). На предприятиях КТРВ создаются и другие типы вооружения для Т-50, включая ракеты «воздух-поверхность» и управляемые авиабомбы.

Ключевым требованием к оружию для Т-50 стала, помимо обычного совершенствования характеристик, адаптация новых ракет для применения из внутренних отсеков. Это потребовало применения складывающихся плоскостей, а также серьезных изменений в алгоритмах пуска. Значительный объем информации о необходимых доработках в данной сфере был получен в ходе полетов упомянутого выше экспериментального самолета С.37.

С самого начала в идеологию Т-50 закладывалась большая универсальность, нежели у его основного оппонента F-22. В отличие от «Рэптора», который начали дорабатывать под применение оружия «воздух-поверхность» лишь в 2013 году, при этом конфигурация его внутренних отсеков не позволяет этому самолету использовать тяжелые и дальнобойные (а следовательно. крупногабаритные) ракеты. Это было связано с тем, что в самом начале истории F-22 предполагалось, что в составе ВВС его дополнит ударный вариант F-22B, с иными размерами отсеков для вооружения и экипажем из двух человек, но бюджетные ограничения оставили этот самолет на бумаге.

Т-50, с самого начала создававшийся в условиях жесточайших финансовых ограничений, был вынужден сразу становиться «солдатом на все руки», и благодаря двум крупногабаритным отсекам, его ударный потенциал намного выше. В частности, он может применять крылатые ракеты Х-58УШКЭ дальностью до 250 километров, специально разработанные для этой машины. Кроме того, так же, как и у F-22, возможно применение оружия на внешней подвеске — ценой определенного роста заметности самолета.

Три четверти пути

К настоящему времени разработка Т-50 прошла большую часть пути. Построены пять опытных образцов, в ближайшие месяцы ожидается полет шестой машины. Число выполненных за четыре года испытательных полетов приближается к шестистам, при этом их интенсивность растет. В прошлом остался наиболее драматичный период испытаний в 2011-12 годах, по итогам которого в конструкцию машины был внесен ряд изменений. На реализацию программы израсходовано, по разным оценкам, от шестидесяти до ста пятидесяти миллиардов рублей, общая стоимость программы, с учетом цены серийного производства может достичь триллиона рублей до 2030 года.

Некоторые проблемные вопросы пока остаются нерешенными. В частности, по имеющейся информации, задерживается разработка ракеты большой дальности (РВВ-БД), ее появление откладывается до конца текущего десятилетия. При этом наличие на вооружении ВВС США поздних версий AIM-120C и заказ более дальнобойной AIM-120D, делает ускорение разработки РВВ-БД абсолютно необходимым. Эта необходимость тем более остра, что Т-50 рассматривается, в том числе, как потенциальный преемник истребителя-перехватчика МиГ-31, для задач которого дальнобойные ракеты являются первостепенным видом оружия.

Уже сейчас можно сказать, что, судя по имеющейся информации, Т-50 сумел подтвердить соответствие основным требованиям к истребителю пятого поколения, включая малозаметность, сверхманевренность, сверхзвуковую крейсерскую скорость. В настоящее время идет активная доработка его бортовой электроники, часть которой была установлена уже на третьей и четвертой машинах этого типа. Пятый самолет, Т-50-5, считается первым, имеющим полный комплект радиоэлектронного оборудования истребителя.

Наибольшие вопросы вызывает двигатель. В настоящее время на Т-50 установлены два двигателя АЛ-41Ф1, известных так же как «Изделие 117», с форсажной тягой по 15000 кгс. Эти двигатели обеспечивают сверхзвуковую крейсерскую скорость и тяговооруженность в 1,15 при нормальной взлетной массе самолета (26,5 тонны), однако основными для новой машины должны стать двигатели второго этапа, известные также, как «Изделие 129», с форсажной тягой, превышающей 18000 кгс. Это позволит обеспечить самолет тяговооруженностью более чем 1,3 при нормальной взлетной массе, и близкой к единице — на максимальной, давая самолету исключительные динамические и маневренные характеристики.

Дата запуска в серию изделия 129 пока остается под вопросом, однако примеры принятия на вооружение истребителя с «временным» двигателем уже были. В частности, можно вспомнить американский палубный истребитель F-14А, которому даже откровенно неудачный двигатель TF30 не помешал стать одним из лучших перехватчиков в мире. На этом фоне сегодняшний двигатель Т-50 в куда большей степени отвечает своим задачам.

Первые серийные машины нового поколения должны появиться в летно-испытательном центре в Ахтубинске и центре боевого применения в Липецке уже в 2016 году. Если этот срок удастся выдержать, то это будет означать, что путь от объявления конкурса до серии Т-50 пройдет в том же темпе, что и его предшественник Су-27, разработка которого была по-своему драматична.

Newsland.ru

Похожие новости:
Raytheon обеспечит ВМС США зенитными ракетами
Компания Raytheon получила контракт от ВМС США на поставку корабельных зенитных ракет. Согласно условиям контракта ВМС США получат 89 корабельных зенитных ракет Standard Missile-6 Block I. В поставку также входят запчасти, транспортно-пусковые контейнеры и услуги технического обеспечения. Standard Missile-6 Block I предназначены ..
2013-10-3 1415 0 Военная техника
0
ВВС США заказали крылатых ракет на полмиллиарда долларов
ВВС США заключили с американской компанией Lockheed Martin контракт на поставку 440 крылатых ракет AGM-158 JASSM, сообщает Flightglobal. Сумма сделки составила 449 миллионов долларов. Соглашение было подписано в середине декабря 2013 года, однако об этом стало известно ..
2014-01-13 1318 0 Военная техника
0
Минобороны назвало объем закупки ракет комплекса «Калибр»
ВМФ России в первой половине 2016 года получил 47 новых крылатых ракет комплекса «Калибр». Об этом на Едином дне приемки военной продукции заявил начальник Главного управления вооружения ВС России Анатолий Гуляев, передает в пятницу, 15 июля, ТАСС.Гуляев не уточнил разбиение ..
2016-07-15 1512 0 Военная техника
0
США предупредили о планах России расширить применение ракет «Калибр»
Разведка ВМС США предупредила о планах России расширить развертывание крылатых ракет нового поколения «Калибр» в рамках масштабного перевооружения ВМФ страны. Об этом говорится в докладе ведомства, который цитирует агентство Bloomberg.«Ракеты "поверхность-поверхность" дают всем кораблям, на которых они размещены, возможность ..
2016-01-08 2528 0 Военная техника
0
Модернизированная в Туле БМП-2 станет в десять раз эффективнее
Модернизированный боевой модуль для БМП-2, разработанный тульским «КБ приборостроения», повысит эффективность машины в семь-десять раз. Об этом в пятницу, 7 октября, сообщил глава компании «Щегловский вал» (производственной площадки тульского «КБ приборостроения», входит в холдинг «Высокоточные комплексы»), передает РИА Новости.Для ..
2016-10-08 1653 0 Военная техника
0
Израиль придумал для F-16I самозащту от ракет С-300
Израильские конструкторы начали устанавливать на истребители F-16I Sufa системы самозащиты от зенитных ракет, в том числе ракет С-300. Высокопоставленный офицер ВВС заявил, что, по данным разведки, такая модернизация является необходимой, передает Flightglobal. "Угрозы, с которыми мы сталкиваемся и столкнемся, по оценкам разведки, ..
2015-08-22 4971 0 Военная техника
0
Россия в 1,5 раза нарастит число пусков ракет
Министр обороны России Сергей Шойгу сообщил об увеличении числа пусков ракет в 2015 году. Слова министра передают РИА Новости. «Количество пусков ракет космического назначения в 2015 году увеличится в 1,5 раза, что позволит обновить орбитальную группировку на 25 процентов», — сказал ..
2014-12-23 1233 0 Военная техника
0
США нашли способ борьбы с российскими «Кинжалами»
В США планируют разработать систему из космических сенсоров для предупреждения и отслеживания гиперзвуковых ракет противника. Об этом заявил замглавы Пентагона по политическим вопросам Джон Руд в рамках слушаний по делам вооруженных сил палаты представителей конгресса.Руд отметил, что для обнаружения гиперзвукового оружия противника США планируют ..
2019-04-05 428 0 Военная техника
0
Иран провел испытания ударных беспилотников
Иранский Корпус стражей исламской революции во вторник, 3 июля, отработал учебные задачи с использованием беспилотных бомбардировщиков в ходе учения Payambar-e Azam 7 ("Великий пророк-7"). Как сообщает IRNA, БПЛА успешно уничтожили семь условных целей в пустыне Деште-Лут в восточной ..
2012-07-3 1853 0 Военная техника
0
Появилось видео пролета российских крылатых ракет над Курдистаном
В микроблоге Twitter, ведущемся от имени курдского ополчения пешмерга, опубликована видеозапись пролета крылатых ракет в направлении районов Сирии, контролируемых исламистами. По мнению курдских ополченцев, запись зафиксировала пролет российских ракет, пуски которых состоялись 7 октября. В сопровождающем ..
2015-10-08 2150 0 Военная техника
0
В 2016 году военные получат 19 баллистических ракет для комплексов «Ярс»
В 2016 году Минобороны получит 19 баллистических ракет для стратегических комплексов «Ярс». Об этом заявил глава «Воткинского завода» Виктор Толмачев, передает ТАСС.По словам Толмачева, в войска уже переданы семь ракет, еще три приняты военным представительством и подготовлены к отправке. В ближайшее ..
2016-07-15 1036 0 Военная техника
0
Франция и Великобритания будут совместно разрабатывать ракеты
Правительства Великобритании и Франции подписали соглашение о совместной разработке новых ракет класса «воздух-поверхность» для вертолетов, сообщает Defense News. Заключение соглашение было произведено в рамках меморандума о военно-техническом сотрудничестве, подписанного Парижем и Лондоном в 2010 году. В рамках новой ..
2014-03-31 1149 0 Военная техника
0
Тайвань вывел в резерв все ракеты Sparrow
Командование ВВС Тайваня перевело в резерв все ракеты AIM-7 Sparrow класса "воздух-воздух", а также их зенитные модификации, сообщает Strategy Page. Поводом для такого решения послужило большое количество сбоев двигателей и некоторых систем ракет в ходе испытаний, проведенных в начале ..
2012-08-2 1314 0 Военная техника
0
Раскрыты возможности ракет SPEAR для F-35B
Компания MBDA (Matra BAE Dynamics Alenia) раскрыла возможности создаваемых для британских истребителей пятого поколения укороченного взлета и вертикальной посадки F-35B Lightning II ракет класса «воздух-поверхность» SPEAR-EW (electronic warfare) и SPEAR-Glide, сообщает Jane's 360.SPEAR предназначены для уничтожения ..
2019-04-24 240 0 Военная техника
-1
Иран испытал ракеты земля-земля
Военные силы Ирана успешно испытали три новых ракеты класса «земля-земля» национального производства. Об этом в субботу местным СМИ сообщил заместитель командующего сухопутными войсками страны Кюмарз Хейдари. «В ходе недавних маневров был осуществлен успешный запуск ..
2013-04-15 1711 0 Военная техника
0