Черт, как же мне нравится эта машина! Сверхзвуковой крылатый корабль с хищным, продолговатым фюзеляжем и острыми треугольниками плоскостей.
Внутри, в тесной кабине пилота, взгляд теряется среди десятков циферблатов, тумблеров и переключателей. Вот ручка управления самолетом, удобная, из ребристой пластмассы. В нее встроены кнопки управления оружием. Левая ладонь сжимает ручку управления двигателем, прямо под ней пульт управления закрылками. Впереди стеклянный экран, на него проецируется изображение прицела и показания приборов - быть может, в нем когда-то отражались силуэты «Фантомов», но сейчас прибор отключен и потому совершенно прозрачен...
Пора покидать кресло пилота - внизу, у лестницы, столпились другие желающие попасть в кабину МиГ-21. Последний раз окидываю взглядом синюю панель приборов и спускаюсь с трехметровой высоты на землю.
Уже прощаясь с МиГом, я неожиданно представил, как 24 таких же самолета движутся где-нибудь под поверхностью Атлантики, ожидая своего часа в пусковых шахтах атомной субмарины. Такой боекомплект противокорабельных ракет находится на борту российских «убийц авианосцев» - подводных атомоходов пр. 949А «Антей». Сравнение МиГа с крылатой ракетой - не преувеличение: массогабаритные характеристики ракеты комплекса П-700 «Гранит» приближаются к характеристикам МиГ-21.
Твердость гранита
Длина исполинской ракеты - 10 метров (в некоторых источниках - 8,84 метра без учета СРС), размах крыла «Гранита» - 2,6 метра. Истребитель МиГ-21Ф-13 (в дальнейшем мы будем рассматривать эту известную модификацию) при длине фюзеляжа 13,5 метров, имеет размах крыла 7 метров. Казалось бы, отличия существенные - самолет крупнее ПКР, но последний аргумент должен убедить читателя в правильности наших рассуждений. Стартовая масса ПКР «Гранит» равна 7,36 тонны, в это же время, нормальная взлетная масса МиГ-21Ф-13 составляла... 7 тонн. Тот самый МиГ, который дрался с «Фантомами» во Вьетнаме и сбивал «Миражи» в раскаленном небе над Синаем, оказался легче советской противокорабельной ракеты!
Сухая масса конструкции МиГ-21Ф-13 составляла 4,8 тонны, еще 2 тонны приходилось на топливо. В процессе эволюции МиГа взлетная масса увеличилась и, у наиболее совершенного представителя семейства МиГ-21бис достигла 8,7 тонн. При этом масса конструкции подросла на 600 кг, а запас топлива увеличился на 490 кг (что никак не отразилось на дальности полета МиГ-21бис - более мощный двигатель «сожрал» все резервы).
Фюзеляж МиГ-21, как и корпус ракеты «Гранит» представляет собой сигарообразное тело со срезанными передними и задними концами. Носовая часть обеих конструкций выполнена в виде воздухозаборника с регулируемым с помощью конуса входным сечением. Как и на истребителе, в конусе «Гранита» располагается антенна РЛС. Но, несмотря на внешнее сходство, в конструкции ПКР «Гранит» имеется немало отличий.
Компоновка «Гранита» значительно плотнее, корпус ракеты имеет большую прочность, т.к. «Гранит» рассчитывался на подводный старт (на атомных крейсерах «Орлан» перед запуском в ракетные шахты закачивают забортную воду). Внутри ракеты находится огромная боевая часть массой 750 кг. Мы говорим о вполне очевидных вещах, но сравнение ракеты с истребителем неожиданно приведет нас к необычному выводу.
Полет на пределе возможностей
Вы бы поверили фантазеру, утверждающему, что МиГ-21 способен пролететь дистанцию 1000 километров на предельно малой высоте (20-30 метров над поверхностью Земли), на скорости, в полтора раза превышающей скорость звука? При этом неся в своем чреве огромный боеприпас массой 750 килограммов? Разумеется, читатель недоверчиво покачает головой - чудес не бывает, МиГ-21 в крейсерском режиме на высоте 10 000 м мог преодолеть 1200-1300 километров. Кроме того, МиГ, в силу своей конструкции, мог показать свои отличные скоростные качества только в разреженной атмосфере на больших высотах; у поверхности земли скорость истребителя ограничивалась 1,2 скоростями звука.
Скорость, форсаж, дальность полета... Для двигателя Р-13-300, расход топлива в крейсерском режиме 0,931 кг/кгс*час., на форсаже - достигает 2,093 кг/кгс*час. Даже увеличение скорости не сможет компенсировать резко возросший расход топлива, кроме того, в таком режиме никто не летает больше 10 минут.
Согласно книге В. Марковского «Жаркое небо Афганистана», где подробно описываются боевая служба авиации 40-й армии и Туркестанского военного округа, истребители МиГ-21 регулярно привлекались к нанесению ударов по наземным целям. В каждом эпизоде боевая нагрузка МиГов состояла из двух 250 кг бомб, а во время сложных вылетов, она вообще сокращалась до двух «соток». При подвеске более крупных боеприпасов стремительно сокращалась дальность полета, МиГ становился неповоротлив и опасен в пилотировании. Необходимо учесть, речь идет о наиболее совершенных модификациях «двадцать первого», применявшихся в Афганистане - МиГ-21бис, МиГ-21СМ, МиГ-21ПФМ и т.д.
Боевая нагрузка МиГ-21Ф-13 состояла из одной встроенной пушки НР-30 с боекомплектом 30 снарядов (масса 100 кг) и двух управляемых ракет «воздух-воздух» Р-3С (масса 2 х 75 кг). Осмелюсь предположить, что максимальная дальность полета 1300 км была достигнута вообще без внешних подвесок.
Противокорабельный «Гранит» более «оптимизирован» для маловысотного полета, площадь фронтальной проекции ракеты, меньше чем у истребителя. У «Гранита» отсутствует убирающееся шасси и тормозной парашют. И все-таки, на борту противокорабельной ракеты меньше топлива - пространство внутри корпуса отнимает 750 кг боевая часть, пришлось отказаться от топливных баков в консолях крыла (у МиГ-21 их два: в носовой и средней корневой части крыла).
Учитывая, что «Граниту» придется прорываться к цели на предельно малой высоте, сквозь плотнейшие слои атмосферы, становится понятно, почему реальная дальность полета П-700 намного меньше заявленной в 550, 600 и, даже, 700 километров. На ПМВ на сверхзвуке дальность полета тяжелой противокорабельной ракеты составляет 150...200 км (в зависимости от типа БЧ). Полученное значение полностью совпадает с тактико-техническим заданием ВПК при СМ СССР от 1968 г. на разработку тяжелой противокорабельной ракеты (будущего «Гранита»): 200 км на маловысотной траектории.
Отсюда следует еще один вывод - красивая легенда о «ракете-лидере» остается всего лишь легендой: низколетящая «стая» не сможет следовать за «ракетой-лидером», летящей на большой высоте.
Впечатляющая цифра 600 километров, которая часто появляется в СМИ, справедлива только для высотной траектории полета, когда ракета следует к цели в стратосфере, на высоте от 14 до 20 километров. Этот нюанс влияет на боевую эффективность ракетного комплекса, летящий на большой высоте объект может быть легко обнаружен и перехвачен - мистер Пауэрс свидетель.
Легенда о 22 ракетах
Несколько лет назад один уважаемый адмирал опубликовал воспоминания о службе 5-ой ОПЭСК (Оперативной Эскадры) ВМФ СССР в Средиземном море. Оказывается, еще в 80-е году советские моряки точно рассчитали количество ракет для поражения авианосных соединений Шестого американского флота. Согласно их выкладкам, ПВО АУГ способна отразить одновременный удар не более 22-х сверхзвуковых противокорабельных ракет. Двадцать третья ракета гарантировано поражает авианосец, а дальше начинается адская лотерея: 24-я ракета может быть перехвачена ПВО, 25-я и 26-я снова прорвут оборону и попадут в корабли...
Бывший моряк говорил правду - одновременный удар 22 ракет это предел для ПВО авианосной ударной группировки. В этом легко убедиться, самостоятельно рассчитав возможности Иджис-крейсера типа «Тикондерога» по отражению ракетных атак.
Итак, атомный подводный крейсер пр. 949А «Антей» вышел на дистанцию запуска 600 км, успешно решена проблема с целеуказанием.
Залп! - 8 «Гранитов» (максимальное число ракет в залпе) пробивают толщу воды и, взметнувшись огненным смерчем на высоту 14 километров, ложатся на боевой курс...
Согласно фундаментальным законам природы, сторонний наблюдатель сможет увидеть «Граниты» на дальности 490 километров - именно на таком расстоянии ракетная стая, летящая на высоте 14 км, поднимается над горизонтом.
По официальным данным, фазированная антенная решетка РЛС AN/SPY-1 способна обнаружить воздушную цель на дальности 200 американских миль (320 км). Эффективная площадь рассеяния истребителя МиГ-21 оценивается в пределах 3...5 кв. метров - это достаточно много. ЭПР ракеты меньше - в пределах 2 кв. метров. Грубо говоря, радар Иджис-крейсера обнаружит угрозу на расстоянии 250 км.
Групповая цель, расстояние ... пеленг ... Смятенное сознание операторов командного центра, обостренное импульсами страха, видит 8 страшных «засветок» на экране радара. Зенитное оружие к бою!
Полминуты потребовалось команде крейсера на подготовку к ракетной стрельбе, с лязгом откинулись крышки УВП Марк-41, первый Standard-2ER (extended range - «большой дальности») выбрался из пускового контейнера, и, распушив свой огненный хвост, исчез за облаками...за ним еще один...и еще...
За это время «Граниты» на скорости 2,5М (800 м/с) приблизились на 25 километров.
По официальным данным, пусковая установка Марк-41 может обеспечить темп выпуска ракет 1 ракета в секунду. На «Тикондероге» две пусковые установки: носовая и кормовая. Чисто теоретически предположим, что реальная скорострельность в боевых условиях в 4 раза меньше, т.е. Иджис-крейсер выпускает за минуту 30 зенитных ракет.
Standard-2ER, как и все современные ЗУР большой дальности, представляет собой ракету с полуактивной системой наведения. На маршевом участке траектории «Стандарт» летит в направлении цели, ведомый дистанционно перепрограммируемым автопилотом. За несколько секунд до точки перехвата, включается головка самонаведения ракеты: РЛС на борту крейсера «подсвечивает» воздушную цель и ГСН ракеты ловит отраженный от цели сигнал, рассчитывая свою опорную траекторию.
Примечание. Осознав этот недостаток зенитных ракетных комплексов, американцы возликовали. Ударные самолеты могут безнаказанно атаковать морские цели, сбрасывая с узлов подвески «Гарпуны» и тут же «смываться», ныряя на предельно малую высоту. Отраженный луч пропал - зенитная ракета беспомощна.
Сладкая жизнь летчиков закончится с появлением зенитных ракет с активным наведением, когда ЗУР станет самостоятельно подсвечивать цель. Увы, ни перспективная американская «Стандарт-6», ни «дальняя» ракета комплекса С-400 с активным наведением, до сих пор не могут успешно пройти испытания - конструкторам еще предстоит решить много технических вопросов.
Останется главная проблема: Радиогоризонт. Ударным самолетам даже не обязательно «светиться» на радаре - достаточно выпустить ракеты на самонаведении, оставаясь незамеченными ниже радиогоризонта. Точное направление и координаты цели «подскажет» им самолет ДРЛО, летящий в 400 км позади ударной группы. Впрочем, и здесь можно найти управу на обнаглевших авиаторов - не зря для ЗРК С-400 создана ракета большой дальности.
Возвращаемся к противостоянию 8 «Гранитов» и «Тикондероги». Несмотря на то, что система «Иджис» способна одновременно вести обстрел 18 целей, на борту крейсера имеется лишь 4 радара подсветки AN/SPG-62. Одно из преимуществ «Иджиса» в том, что помимо наблюдения за целью, БИУС автоматически контролирует количество выпущенных ракет, рассчитывая стрельбу так, чтобы в каждый момент времени на конечном участке траектории находится не более 4-х из них.
Финал трагедии.
Противники быстро сближаются друг с другом. «Граниты» летят со скоростью 800 м/с. Скорость зенитных «Стандарт-2» 1000 м/с. Начально расстояние 250 км. 30 секунд ушло на принятие решения о противодействии, за это время расстояние сократилось до 225 км. Путем несложных вычислений было установлено, что первый «Стандарт» встретится с «Гранитами» через 125 секунд, в этот момент расстояние до крейсера будет равно 125 км.
На самом деле ситуация американцев гораздо хуже: где-то на расстоянии 50 км от крейсера, головки самонаведения «Гранитов» засекут «Тикондерогу» и тяжелые ракеты начнут пикировать на цель, исчезнув на время из зоны видимости крейсера. Они возникнут вновь на удалении 30 километров, когда будет уже слишком поздно что-либо предпринимать. Зенитные автоматы «Фаланкс» не смогут остановить ватагу русских монстров.
В запасе у ВМС США остается всего 90 секунд - именно за такое время «Граниты» преодолеют оставшиеся 125 - 50 = 75 километров и спикируют на малую высоту. Эти полторы минуты «Граниты» будут лететь под непрерывным обстрелом: «Тикондерога» успеет выпустить 30 х 1,5 = 45 зенитных ракет.
Вероятность поражения самолета зенитными ракетами обычно дается в пределах 0,6...0,9. Но табличные данные не совсем соответствуют действительности: во Вьетнаме на один сбитый «Фантом» зенитчики тратили 4-5 ракет. Высокотехнологичный «Иджис» должен быть эффективнее радиокомандного ЗРК С-75 «Двина», тем не менее, инцидент со сбитием иранского пассажирского «Боинга» (1988 г.) не дает четких доказателств увеличения эффективности. Не мудрствуя лукаво, примем вероятность поражения цели 0,2. Не каждая птица долетит до середины Днепра. Только каждый пятый «Стандарт» поразит цель. Боевая часть содержит 61 килограмм мощного бризанта - после встречи с зенитной ракетой, «Гранит» не имеет шансов добраться до цели.
В итоге: 45 х 0,2 = уничтожено 9 целей. Крейсер отбил ракетную атаку.
Немая сцена.
Последствия и выводы.
Иджис-крейсер, вероятно, способен в одиночку отбить восьмиракетный залп атомного подводного ракетоносца пр. 949А «Антей», израсходовав при этом около 40 зенитных ракет. Отобьет и второй залп - для этого у него достаточно боекомплекта (в 122 ячейках УВП размещаются 80 «Стандартов»). После третьего залпа крейсер погибнет смертью храбрых.
Конечно, в составе АУГ не один Иджис-крейсер... С другой стороны, в случае прямого военного столкновения, авианосную группировку должны были атаковать разнородные силы советской авиации и флота. Остается поблагодарить судьбу, что мы не увидели этого кошмара.
Какие можно сделать выводы из всех этих событий? А никаких! Все вышесказанное было справедливо только для могучего Советского Союза. Советские моряки, как и их коллеги из стран НАТО, давно знали, что противокорабельная ракета превращается в грозную силу только на предельно малой высоте. На больших высотах нет спасения от огня ЗРК (мистер Пауэрс свидетель!): воздушная цель становится легко обнаружима и уязвима. С другой стороны, дистанции пуска в 150...200 км было вполне достаточно, чтобы «прищучить» авианосные группировки. Советские «щуки» не единожды царапали перископами днища авианосцев ВМС США.
Конечно, здесь нет места «шапкозакидательским» настроениям - американский флот был тоже силен и опасен. «Полеты Ту-95 над палубой авианосца» в мирное время, в плотном кольце перехватчиков «Томкэт», не могут служить достоверным доказательством высокой уязвимости АУГ; требовалось подобраться к авианосцу незамеченным, а это уже требовало определенных умений. Советские подводники признавали, что тайно приблизиться к авианосной группировке были делом непростым, для этого был нужен высокий профессионализм, знание тактик «вероятного противника» и Его Величество Случай.
В наше время американские АУГи не представляют угрозы для сугубо континентальной России. Никто не станет использовать авианосцы в «маркизовой луже» Черного моря - в этом регионе есть крупная авиабаза «Инжирлик» на территории Турции. А в случае глобальной ядерной войны авианосцы станут далеко не первостепенными целями.
Что касается противокорабельного комплекса «Гранит», то сам факт появления такого оружия стал подвигом советских ученых и инженеров. Только сверхцивилизация была способна создавать такие шедевры, сочетающие в себе самые передовые достижения электроники, ракетной и космической техники.
Источник: topwar.ru