Еженедельный британский журнал Jane’s Defence Weekly сообщил, что российский производитель боевых самолетов РСК «МиГ», «не поднимая лишнего шума», занимается разработкой концепта перспективного легкого истребителя – однодвигательного дешевого аналога Т-50/ ПАК ФА.
Портал «Перископ.2», опубликовавший перевод заметки, предупреждает, что статья в Jane’s Defence Weekly не подкреплена никакими доказетальствами. Также существует мнение, что заметка является спекуляцией, а информация в ней - лишь домыслы.
В публикации утверждается, что вокруг этого проекта корпорации «МиГ» идут достаточно давно. Последний всплеск разговоров на тему статуса программы произошел в конце декабря 2013 года, когда представители «МиГ» в официальном заявлении сообщили, что единственный летающий прототип истребителя пятого поколения МиГ 1.44 будет законсервирован и направлен на хранение в ангар ЛИИ им. М.М. Громова.
Jane’s сообщает, что прототип совершил всего два полета, оба в 2000 году, и с тех пор использовался в качестве рабочей модели при разработке Т-50.
Британское издание обращает внимание на то, что решение законсервировать МиГ 1.44 вместо того, чтобы разобрать его на части, отправив ценные детали на переработку имеет немалое значение.
«Ведь именно так (распилить на металл) МО решило поступить с опытным Ту-160, который был первым советским сверхзвуковым бомбардировщиком, способным нести ядерное оружие», - напоминает британское издание.
«Это любопытный выбор», – сообщили изданию некоторые российские аналитики аэрокосмической отрасли: «Пощадить МиГ 1.44 и пустить в утиль Ту-160 несмотря на то, что программа по созданию перспективного бомбардировщика ПАК-ДА продвинулась дальше, чем программа легкого перспективного истребителя, и к тому же пользуется большей поддержкой МО и ВВС страны».
#{weapon}Сохранение МиГ 1.44 может быть показателем того, что где-то в закоулках МО и ВВС хотят, чтобы конструкторы «МиГ» работали над неким самолетом нового поколения – «на случай, если Т-50 не смогут произвести в достаточном количестве или его производство сильно отстанет от графика», поведал автору заметки российский специалист в аэрокосмической отрасли.
Представители РСК «МиГ» отказались давать комментарии по поводу планов в отношении летного прототипа МиГ 1.44, а также четырех недостроенных планеров той же программы, которые находятся на авиазаводе «Сокол» в Нижнем Новгороде.
Тем не менее, в ВВС и материнской компании РСК «МиГ», Объединенной Авиастроительной Корпорации (ОАК), «идея разработки очередного легкого истребителя следующего поколения нравится далеко не всем», по мнению одного московского аналитика в области оборонной политики.
«Т-50 в конечном итоге обойдется дороже, чем первоначально планировалось, а завершение проекта займет больше времени – как происходит со всеми подобными программами – так что (Генеральный директор ОАК и ОКБ им. Сухого Михаил) Погосян хочет, чтобы все прекратили любые разговоры о проекте перспективного легкого истребителя».
Сторонники проекта защищают его, утверждая, что он обошелся бы недорого, так как использовал бы значительное количество уже имеющихся технологий. Например, реактивный двигатель РД-33 Климова/Саркисова, который уже используется на МиГ-29.
На сегодняшний день, утверждает Jane’s, проект по-прежнему представляет собой «бумажный самолетик, существующий только в эскизах», сообщает все тот же специалист. «У этой программы также отсутствует внешнее финансирование. Пока что разработка полностью оплачивается самой компанией».
Российскому ОПК не хватает малого – максимально доступного истребителя, который можно поставлять тем странам, которые не могут позволить себе экспортный вариант Т-50. Странам, которые в прошлом закупали МиГ-21 или различные китайские копии этого самолета.
Тем не менее, среди тех, с кем в удалось пообщаться представителям Jane’s в России, существует мнение, что разработка нового истребителя данного типа может стать повторением сценария с лайнером Sukhoi Superjet: потрачено много денег (при довольно посредственной отдаче) в попытке скопировать что-то уже существующее на рынке, хотя куда проще было организовать их лицензионную сборку в России (в случае с Superjet имеется в виду самолет Embraer серии E-Jet).
«Когда я обсуждал эту программу со знакомыми мне людьми, которые над ней непосредственно работали, я сказал им, что самолет, который они пытаются создать и построить в России, уже существует и летает в нескольких странах. Он называется Gripen», – добавил собеседник Jane’s.
Как и ВВС США, ВВС России (а раннее СССР) старались иметь сбалансированный парк тяжелых двухдвигательных самолетов завоевания превосходства в воздухе и дополняющих их легких перехватчиков.
Чтобы поддерживать такую структуру, нужно тяжелую составляющую сформировать из Т-50, а парк легких истребителей, т. е. МиГ-29, тоже чем-то заменить – так же, как F-35 идет на замену F-16, заключает британское издание.