В 2012 и 2013 годах Пентагон разрешил использование китайских компонентов в программе производства истребителей пятого поколения F-35 стоимостью 392 млрд долл США, в то время как американские чиновники высказывали озабоченность по поводу китайского промышленного шпионажа и наращивания военной мощи этой страной, сообщает агентство Reuters.
Согласно документам Пентагона, оказавшихся в распоряжении агентства, глава Управления оборонных закупок министерства обороны США Фрэнк Кендалл (Frank Kendall) разрешил двум компаниям-поставщикам программы F-35 - Northrop Grumman Corp и Honeywell International Inc, использовать магниты китайского производства для изготовления компонентов бортовой РЛС, шасси и других узлов конструкции самолета. Без этого разрешения обе компании могли быть призваны к ответу за нарушение федерального законодательства и, как следствие, программа столкнулась бы с очередными задержками.
«Это была очень серьезная и необычная ситуация, потому что есть запрет на использование китайской оборонной продукции. Я никогда не видел, что этот запрет был бы аннулирован», сказал бывший сотрудник управления по закупкам вооружений Пентагона, ныне преподаватель Американского университета Фрэнк Кенлон (Frank Kenlon).
В докладе Управления правительственной отчетности (Government Accountability Office) США от 1 марта говорится, что есть озабоченность по поводу использования американскими компаниями специальных металлов иностранного производства в системах оружия. В этом случае производство вооружений может впасть в зависимость от компонентов, сделанных в стране - потенциальном противнике США.
Разрешение на использование недорогих иностранных магнитов было дано для производстве первых 115 опытных, тренировочных и серийных самолетов F-35, последний из которых должен быть выпущен в мае 2014 года. Законодатели отметили, что несколько американских компаний производят такие магниты.
Кендалл мотивировал это решение тем, что оно преследовало цель выдержать график производства самолетов, предотвратить расходование миллионов долларов на их замещение магнитами американского производства и, в конечном счете, добиться принятия на вооружение истребителей F-35B (на фото) на вооружение Корпуса морской пехоты США в середине 2015 года, как и было запланировано. Согласно документам, замещение китайских магнитов американскими изделиями потребовало бы дополнительных расходов на сумму 10,8 млн долл и работ в количестве 25 тыс человеко-часов. Кендалл также заявил, что в то время Пентагон был обеспокоен тем, что дальнейшее увеличение расходов на программу F-35 может отпугнуть некоторые иностранные заказы, что крайне необходимо для удешевления будущей стоимости самолета.
Пентагон впервые раскрыл информацию о неамериканских магнитах весной 2013 года, когда было отправлено очередное письменное обращение в Конгресс. Но этот момент мало кто заметил. В заявлении не были названы компании, занимающиеся изготовлением магнитов, также не было сообщено, что среди них есть компании из Китая. Представители Northrop, Honeywell и Lockheed отказываются от комментариев, советуя обратиться в Пентагон.
Представитель Управления объединенной программой F-35 Пентагона Джо Делла Ведова (Joe Della Vedova) заявил, что это учреждение стремится к тому, чтобы федеральное законодательство по закупкам вооружений строго соблюдалось. «Никогда не было никакого риска передачи технологий или другого нарушения в области национальной безопасности, связанного с производством (F-35). Управление работает с промышленностью, чтобы ввести в действие долгосрочные решения, которые помогут избежать необходимости в таких исключениях», сказал он.
В своем выступлении Кендалл заявил, что будет «чрезвычайно серьезно» следить за тем, чтобы компания «Локхид» далее не допускала использование иностранных магнитов в производстве F-35 и приняла меры для закупки этих компонентов у американских компаний. Бывший сотрудник Пентагона, ныне аналитик Американского института предпринимательства Билл Гринуолт (Bill Greenwalt) заявил, что в использовании неамериканских магнитов риск для национальной безопасности был низким, так как эти компоненты не являются частью программного обеспечения бортового оборудования F-35. Тем не менее, он добавил, что «это та область, которая нуждается в осмотрительности, чтобы исключить риск потенциального взлома и хакерства».