Они заявили, что знают, как получить топливо стандарта ЕВРО 5 – в разы быстрее и дешевле. Именно на такой бензин уже перешла Европа, и готовится перейти Россия.
Наш корреспондент Роман Ишмухаметов поинтересовался – есть ли шансы у ноу-хау в такой консервативной отрасли, как нефтепереработка.
Самая малая часть автомобилей России соответствует стандарту Евро-5, такой бензин пока не пользуется большим спросом, поэтому и реализует его не каждая заправка. По действующему законодательству – в нашей стране он станет обязательным только с 2015-го года.
Между тем, в старом Старом Свете – уже через полгода – новое ужесточение экологических требований и введение 6-го стандарта. Россия тоже взяла на себя обязательства перейти на европейские нормы по выбросу вредных веществ в атмосферу. Но сделать это, в ногу со временем, – едва ли получится. Ведь, с увеличением цифр стандарта топлива, в нём автоматически должно уменьшаться количество токсичных примесей.
Владимир Булатников, главный технолог Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти: «Если вся Европа от бензола уже ушла, пожалуй, лет пять назад, там его не более одного процента в бензине, то мы ещё сохраняем пять процентов».
В США, Японии, странах Евросоюза – вместо токсичного бензола в состав бензина уже давно входит изомеризат. Вещество – для природы практически безвредное, но главное – оно способно обеспечить топливу высокое октановое число. Технология получения изомеризата освоена во всем мире, восемь установок по его производству имеются и в России.
Схематично процесс его получения выглядит так: в шести больших реакторах последовательно происходят долгие и энергозатратные химические реакции. Буквально на днях молодые ученые из Петербурга – поделились итогами своей научной разработки – они предложили объединить все реакции в одной установке. До них – такие попытки предпринимались, но безуспешно. В своей методике химики из Северной столицы – уверены.
По их словам, это снизит стоимость самого оборудования с прежних пятидесяти миллионов долларов до шести, и удешевит сам процесс, что в конечном счете, скажется и на цене бензина. Нефтепереработчики к проекту пока присматриваются. Вкладывать, пусть даже и небольшие для этой отрасли 6 миллионов долларов без абсолютной гарантии – никто не хочет. Но в том, что проект перспективный – никто не сомневается.
Ведь всё равно придётся перейти – на выпуск Евро-5 – государство даже снизило акциз на этот вид бензина до 4-х рублей с литра. Пока в России своё производство полностью переквалифицировали единичные компании.
И похоже, что переход на выпуск экологически чистого топлива в рамках всей страны будет всё же болезненным.
Владислав Баженов, советник президента топливной компании: «А выгодно ли это нам? Вот на сегодня у нас в России 36 миллионов легковых автомобилей. Два с половиной миллиона грузовиков, из них 40 процентов работает в сельском хозяйстве и ездит на 80 бензине, и зачем я буду тратить на 3 рубля больше? А у нас запрещено производство 80-го бензина».
Опросы показывают, рядовым автомобилистам – всё равно – каким бензином заправляться, гораздо, важнее – вопрос его стоимости. По данным Росстата, за первое полугодие 2012-го цена на топливо возросла на 10 процентов. Аналитики уверены – осенью цены поползут вверх на бензин устаревшего класса Евро-3, и это закономерно, потому что государство увеличило акциз на 500 рублей за тонну. Зато налог для производителей экологического топлива или не поднялся совсем, или даже снизился, как с в случае с Евро-5. Но вот только пока такой бензин – найдёшь не на каждой российской заправке.
Источник: tvnewz.ru