Все смотрели фантастические фильмы про виртуальные миры. Классикой жанра является фильм «Газонокосильщик», где глазами 1980-х годов описывается наше с вами время, возможность погружения в виртуальный мир, обучения, развития и проблем, связанных с ним. Во многих других фильмах показаны возможности виртуального мира, различных аудио-визуальных систем, голографии и другого. На самом деле, все это уже возможно на современном уровне техники, но еще не стало повседневным.
Со времен телевидения прошли серьезные изменения. С ростом производительности компьютеров и графических карт, с развитием реалистичной графики и технологий, появились системы виртуальной реальности. По сути одной из задач системы виртуальной реальности является отключение человека от внешнего мира, максимальное замещение каналов восприятия и подача на каналы восприятия человека реалистичной замены, управляемой компьютером, оператором или самим человеком. Самым важным каналом восприятия является зрение, поэтому важна реалистичность графического изображения и отсутствие связи с внешним миром (человек не должен видеть окружающую обстановку, для чего используются видеоочки или многоэкранные системы).
Чтобы сделать виртуальный мир реалистичным, обязательно используется обратная связь с человеком, человек может управлять виртуальной реальностью в реальном времени (ходить по виртуальному миру, брать объекты, изменять виртуальную реальность). Интерактивность обязательна для ощущения «погружения». Также можно «замещать» и другие каналы восприятия (накладывать нужный звук, позволять человеку двигаться, имитировать тактильные ощущения, предоставлять различные интерфейсы взаимодействия с виртуальным миром и др.). Целью остается «подмена» реального мира реалистичным осязаемым виртуальным пространством. Системы виртуальной реальности нашли многочисленные применения в разных сферах деятельности. Конечно, всем вам известны компьютерные игры и симуляторы. Однако эти системы стали активно применяться для военных назначений, в психологии, в образовании и технике.
Позже появилась концепция дополненной реальности (а потом и смешанной реальности), но у дополненной реальности другая задача. Теперь надо не отключить человека от окружающей среды, а наоборот, оставить человека в обычном мире, чтобы он ощущал не хуже, чем обычно. Система дополненной реальности только искусно вставляет виртуальные предметы, графику, видео и другие визуальные объекты в окружающий мир. Система работает оптимально, если мы не можем отличить «добавленные» объекты от реальных. Тем самым и реализуется концепция дополненной реальности. Системы дополненной реальности появились позже и сейчас только развиваются. Они уже нашли применение в развлечениях, в информационных системах, в образовании, но весь спектр их возможностей раскроется в ближайшие годы.
Параллельно развивалась концепция телеприсутствия (telepresence). Телеприсутствие - набор технологий, позволяющий пользователю, например, с помощью специальных устройств (телеуправляемых роботов), получить впечатление того, что он находится и/или воздействует на место, отличное от его физического местоположения. Суть телеприсутствия во взаимодействии с другим, реальным местом, в отличие от виртуальной реальности, где пользователь ощущает себя в виртуальном пространстве. Системы телеприсутствия и виртуальной реальности используют схожее оборудование для взаимодействия с пользователем. При использовании обеих технологий ощущения, передаваемые пользователю, кодируются в некоторой абстрактной (как правило, цифровой) форме. Основное же различие в том, что в случае телеприсутствия идет взаимодействие с реальным миром, а в случае виртуальной реальности с компьютером. (Wiki). Последнее время под системами телеприсутствия часто подразумеваются системы видеоконференцсвязи, хотя сама концепция телеприсутствия значительно шире и глубже.
В своей работе столкнулись с тем, что современные термины не описывают всех тенденций и возможностей развития технических решений в ближайшие 10 лет. Термины: аудио-визуальный, мультимедиа, виртуальная реальность, телеприсутствие и даже смешанная реальность не охватывают технологических возможностей ближайшего десятилетия. Что же изменилось? Какие тренды не вписываются в старые парадигмы?
1. В ближайшее время изменится количество каналов восприятия. Естественно, мы не говорим о «третьем глазе» или о связи с космосом. Скорее, современная психология, физиология, неврология предоставят новые возможности работать и «общаться» с нашим организмом. Примерами могут быть: взаимодействие с нервной системой и головным мозгом, расшифровка сновидений, расшифровка аудио-визуального кода и др. Таким образом, появится возможность получить новые ощущения и новые каналы восприятия.
2. Появляются новые интерфейсы взаимодействия с компьютером. Опять-таки, работа ведется на стыке наук: психология, физиология, неврология, ITC, аудио-визуальных систем. Люди получат новые интерфейсы, отличные от привычных мышей и даже управления жестами.
3. Появятся возможности взаимодействия ITC систем с психикой человека. Похоже, появятся системы развития личности и способностей (творческих способностей, памяти, физических, способностей концентрации и др.). Кажется фантастикой? Только это уже работает, но еще не внедрено повсеместно. Современные технологии растут так стремительно, что прикладные области знания не успевают адаптировать новые возможности в своих исследованиях и разработках.
Так как же называется область нового ITC, которая не замыкается на «железе» и программах, а включает также психологию, физиологию, неврологию, медицину, аудио-визуальные технологии, ITC, искусство, электронику и др.? Как общее название направления в мире общеупотребим термин телеприсутствие (telepresence). Это термин включил в себя все феномены взаимодействия человека и ITC, однако нами был разработан новый термин для всех аспектов взаимодействия человека и машины, для «погружения» и взаимодействия с виртуальным миром. Это - ТЕХНОСЕНСОРИКА (с).
Сенсорика обозначает функции восприятия человеком (напр., нервной системой) или техникой (напр., сенсорами) при воздействии раздражителей, передаче и обработке информации (напр., об ощущении или форме). То есть сенсорика уже работает с восприятием и ощущениями. Если же добавить приставку ТЕХНО, то получается ТЕХНОСЕНСОРИКА - взаимодействие человека и машины на уровне ощущений, чувств и мыслей с различной техникой с использованием различных технико-физиологических интерфейсов и обратной связью.
Источник: forum-msk.org