Инновационную технологию создания дорожного покрытия придумали специалисты Староцементного завода. Они считают, что этот способ позволит ускорить дорожное строительство и сэкономить.
Технология, которую придумали на «Староцементном заводе», предусматривает использование в качестве основы для дорожного покрытия отходов ТЭЦ и ГРЭС: золы от сгорания угля, пишет «Российская газета». Сейчас в качестве основы традиционно используется глина, песок и щебень, которые обходятся довольно дорого.
Смесь из золы и специальных добавок планируется укладывать прямо на грунт, предварительно выровненный грейдером. Затем основу для дороги следует утрамбовать катком, и уже через трое суток по новой дороге может стартовать движение грузового транспорта. Как утверждают на заводе, по прочности материал на основе золы превосходит щебеночное основание: он способен выдержать интенсивный поток тяжеловесов с нагрузкой более 11 тонн на ось. Кроме того, такая дорога обладает водоотталкивающими свойствами, а значит защищена от трещин из-за замерзания воды.
«Результаты экспертизы показали, что добавки могут использоваться в качестве как нижнего, так и верхнего слоя дорожного основания, - сообщила заведующая лабораторией использования дорожно-строительных материалов Уральского филиала ФГУП РосдорНИИ Наталья Дедюхина. - По прочности и долговечности они способны выдержать 25 зимних циклов в климатических зонах Урала и Сибири, то есть не уступают зарубежным аналогам, но гораздо дешевле».
Как отмечают специалисты Автомобильно-дорожного института Уральского лесотехнического университета, дорога на основе золы состоит только из двух слоев, тогда как обычная щебеночная - из трех. Благодаря этому инновационная технология позволит значительно ускорить темпы дорожного строительства – предположительно, в 5 - 7 раз. Кроме того, новинка потребует на 30-60% меньше строительных материалов.
«Основная экономия заключается в дешевом сырье: зола стоит менее 20 рублей за тонну, а ее запасов в Свердловской области накопилось более 20 миллионов тонн, и этот материал фактически не используется, - рассказал химик-технолог «Староцементного завода» Александр Плинер. - При этом золоотвалы пополняются на миллион тонн в год. То есть имеется дешевый и восполняемый материал, недостатка в котором не будет. А заодно и природе поможем, используя техногенные отходы на благо людей».
Для производства смеси может быть использованы обыкновенные растворно-бетонные узлы, которые можно разместить вдоль строящейся трассы. Впрочем, они должны располагаться не дальше, чем в двух-трех часах езды от места ремонта, иначе смесь успеет застыть.
Чтобы обкатать свое ноу-хау, специалисты «Староцементного завода» планируют построить экспериментальный участок дороги с использованием золы. Работу и готовый результат они собираются показать представителям органов власти, чтобы новинку взяли на вообружение.
«Чтобы начать использовать новый материал в дорожном строительстве, необходимо иметь результаты научно-исследовательских работ, опытного применения, разработать нормативную документацию для проектного применения и так далее, - отмечает заместитель министра транспорта и связи Свердловской области Василий Старков. - Когда все эти данные будут на руках, можно говорить о внедрении материала в систему дорожного строительства».
Источник: ekb.dkvartal.ru