На российском флоте хотят заменить грязные и шумные дизельные энергоустановки на экологически чистые и тихие газовые генераторы.
Минпромторг России разрабатывает мощную мегаваттную электрохимическую энергоустановку для использования на судах, включая ледоколы, и на газонефтедобывающих сооружениях. Агрегат будет работать на смеси природного газа и воздуха. За разработку проекта и технологии промышленного производства такого устройства министерство готово заплатить 390 млн рублей. Финансировать проект планируют по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники».
По информации Минпромторга, мощность всей энергетической установки, состоящей из нескольких модулей, должна составить 2–4 МВт. Газ будет храниться в специальных емкостях под давлением 15 атмосфер. Отдельно предусмотрен блок подачи воздуха и система обеспечения взрывопожаробезопасности.
Корабли с новыми энергоустановками должны как минимум на 1–2 порядка меньше загрязнять окружающую среду. Также ожидается, что они будут экономичнее нынешних, а уровень производимого ими шума будет комфортным.
В ряде европейских портов уже запретили заход судов, не соответствующих европейским экологическим требованиям по предельно допустимым концентрациям вредных веществ в дымовых газах и уровню шума и вибрации. Модернизация силовых машин и энергоустановок, применяемых на судах в настоящее время, может только отсрочить решение проблемы. Экологические требования значительно опережают возможности их модернизации, объясняет проблему техническое задние к конкурсу.
Кроме того, в ведомстве предвидят, что без новых энергоустановок страна столкнется со сложностями при дальнейшем освоении арктического региона.
«В ближайшее время следует ожидать ужесточения экологических требований к судовым энергоустановкам и требований экологической безопасности при эксплуатации энергетических установок морских нефтегазодобывающих платформ арктического шельфа. Это потребует применения принципиально новых, с точки зрения экологической безопасности и энергоэффективности, энергоустановок», — предупреждают чиновники.
Сроки выполнения работ Минпромторг уточнит позднее, но исполнителю придется поторопиться: за границей такую технологию осваивают быстрыми темпами. В 2003–2005 годах иностранные эксперты полагали, что существенный коммерческий интерес к электрохимическим генераторам появиться только в 20-х годах нашего века. Но сейчас такие установки за рубежом уже находятся на стадии широкой опытной эксплуатации, предваряющей коммерческое использование, отмечают представители Минпромторга. Поэтому «для России принципиально важно обеспечить полноценное присутствие в мировом грузотранспортном и пассажирском морском сообщении при высоких современных требованиях к экологической охране морской среды без ущерба для своей экономики и политического положения».
Исполнителем проекта может стать Центральный научно-исследовательский институт им. академика А.Н. Крылова или подведомственный ему Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии. Обе организации уже занимались разработкой электрохимических генераторов.
— У нас уже выполнена опытно-конструкторская работа. Получен ощутимый экономический эффект в сравнении с альтернативными типами энергоустановок, — говорит представитель ЦНИИ им. А.Н. Крылова.
При этом специалист не знает, для чего сейчас могла бы пригодиться подобная технология — в производстве отечественных морских судов наблюдается кризис.
— Даже государственные заказы на покупку судов размещаются за рубежом, например в Корее. Там более привлекательные условия и по стоимости и по срокам. Перспективные проекты связаны с освоением арктических месторождений. Но пока неясно, когда будет массовый заказ техники для Арктики, это зависит от лицензиатов месторождений.
— Установки безусловно перспективны с коммерческой точки зрения и с точки зрения экологии. Немцы уже давно их делают, а не только разрабатывают, и нам важно не отстать в этом направлении, — отмечает Лев Клячко, гендиректор Центрального научно-исследовательского института «Курс» (занимается судостроением).
По его оценке, гражданский морской флот России, который представлен несколькими тысячами судов, на 80% находится за пределами сроков службы и поэтому нуждается в кардинальном обновлении.
Источник: izvestia.ru