На рубеже XX и XXI вв. произошла катастрофическая деградация образования и науки, деиндустриализация экономики России. В условиях вступления России в ВТО эти негативные процессы угрожают национальной безопасности наше страны. Думаю, необходим анализ истории и современного состояния научно-технической сферы и тех ее перспектив, которые предложил в своих программных статьях В.В. Путин.
Создание в Европе и России технического образования и науки стало следствием естественно-научной революции XVII в. Иными словами никакого временного разрыва здесь между Европой
и Россией нет. Но среда для их развития различна: если европейские университеты возникли из-за стремления молодых людей к наукам, за изучение которых они были готовы платить, то Петр Великий вынужден был принуждать своих подданных к учебе, что обусловило формирование государственной научно-технической политики.
Создавая российское техническое образование и науку, Петр Великий заложил классическую триаду
«гимназия - академический университет - Академия Наук», в основе которой лежал принцип государственной поддержки при условии их прикладной полезности (принцип утилитарности). Эти принципы оставались неизменными при проведении школьных реформ Екатерины II и Александра II, в период начальной индустриализации эпохи С.Ю. Витте. Они остались неизменными и при достижении всеобщей грамотности, а затем всеобщности среднего образования в Советской России.
Новым, что привнесла Советская власть, был принцип эгалитарного образования, т.е. образования
для всех, что, в частности, означало огромную работу по созданию и совершенствованию образования и системы научных учреждений в регионах, а не только в столицах. В плане организации науки советским достижением стало усиление потенциала Академии Наук путем создания научно-исследовательских институтов как первичного звена организационной структуры науки.
Достижения российского технического образования и науки на протяжении XVIII - XX вв. свидетельствуют не только о конкурентоспособности отечественной школы, но и о ее способности добиваться лидирующих позиций в мире. Советскими демонстрациями этих достижений является форсированная индустриализация 1930-х гг. В 1950-х - середине 1980-х гг. в стране разворачивалась научно-техническая революция, был создан атомный и ракетно-космический проекты, обеспечен паритет с ведущими мировыми державами в военно-технической сфере.
Отказ от принципов отечественной технической школы произошел в годы «гробостройки» 1985 - 1991 гг. Политика этого периода отличалась нигилизмом к советским достижениям, децентрализацией
управления научно-техническим комплексом, насаждением рыночных отношений («хозрасчет»). В то время, когда ведущие страны формировали национальные инновационные системы, в нашей стране были искажены приоритеты, в число которых не была включена сфера высоких технологий.
Образование Российской Федерации сопровождалось форсированным переходом к рынку. Приватизация начала 1990-х гг. нанесла болезненный удар по экономике и привела к социальному
расслоению общества. Занятые переделом общенародной собственности политики не уделяли внимания развитию науки и образования. Произошло скачкообразное снижение государственного финансирования образования и науки. В 1995 г. затраты государства на науку составляли всего 0,5% ВВП.
Наступил период сохранения отдельных научных коллективов. Создание «Государственного научного центра Российской Федерации» (ГНЦ) дало возможность получить особую государственную
поддержку в форме целевого финансирования и предоставления льгот 58 отраслевым исследовательским организациям, прежде всего, бывшего оборонного комплекса. С целью сохранения научно-технического потенциала Правительством РФ были приняты решения о предоставление целевым порядком средств для индивидуальной поддержки ученых и научных школ, были создан Российский фонд фундаментальных исследований.
Процесс реформирования высшей технической школы в условиях стремлении минимизировать расходы на образование превратился в борьбу за существование. Разрушалась материально-техническая и исследовательская база инженерных вузов, сокращался их профессорско-преподавательский состав, начала проявляться возрастная проблема. При общем сокращении выпуска специалистов в области техники и технологии ряд специальностей не был востребован рынком труда - около половины выпускников инженерных вузов трудоустраивались не по профилю.
Такая научно-техническая политика привела к самым губительным последствиям. По уровню квалификации кадров Россия оказалась на 39 - 40-м месте. Число высококвалифицированных
специалистов только в оборонных НИИ, КБ и на предприятиях сократилось почти в 10 раз, а реальная заработная плата упала в три раза. Набирал силу процесс «утечки умов» за рубеж.
В марте 2002 г. были приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий». Был декларирован переход от политики сохранения научно-технического потенциала к
его воспроизводству в условиях формирования национальной инновационной системы. Но в качестве средств достижения поставленных целей были предложены не столько высокие затраты на НИОКР, сколько гибкая инновационная политика, побуждающих производство использовать новейшие научные достижения.
Произошло создание научно-внедренческих территорий, государственных научных центров, инновационно-технологических центров, центров трансфера технологий. На январь 2010 г. было более 140 инновационно-технологических центров и технопарков. Но эти меры оказались
неэффективными. Согласно международному индексу трансформации, рейтинг России по эффективности управления за 2007 - 2009 гг. понизился с 98-го места до 107-го среди 128 стран.
Результаты научно-технической политики оказались плачевными. Если в 2001 г. было 44 тыс. предприятий и организаций наукоемкого бизнеса, в 2004 г. - 28 тыс., то в 2006 г. - всего 22
тыс. В 2000 - 2009 гг. технологические инновации осуществляли всего 9,3 - 10,6% организаций (по сравнению с 60% в развитых странах). Практически для всех уровней инновационной системы России присущи дефицит квалифицированных кадров, возрастной дисбаланс, отсутствие мотивации в инновационной деятельности. Среднемесячный доход граждан по стране в 2011 г. превысил уровень зарплаты доктора наук, профессора.
Российская образовательная политика переживает системный кризис, занимая 65 место по
показателям человеческого потенциала, 53 место в сфере образования. Характерными чертами высшей технической школы стали ее коммерциализация, старение профессорско-преподавательских кадров, падение престижности инженерной профессии. Наиболее ярким проявлением негативных тенденций в высшей технической школе стала «утечка умов». Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин в январе 2011 г. заявлял, что за рубежом сейчас работает около одного миллиона 250 тысяч российских ученых и инженеров, уехавших в 1990-х - 2010 гг.
Итак, отказ от базовых принципов отечественной технической школы России привел к катастрофическим для нее последствиям. Что же предлагает кандидат в Президенты РФ В.В. Путин для выхода из этого положения? В статье «Нам нужна новая экономика» он признает, что Россия с 1985 г. пережила «масштабную деиндустриализацию» и ставит цель увеличения доли высокотехнологичных и интеллектуальных отраслей в ВВП к 2020 г. в 1,5 раза.
В.В. Путин считает, что «для возвращения технологического лидерства нам нужно тщательно
выбрать приоритеты», среди которых называет - фармацевтику, химию, композитные и неметаллические материалы, авиапромышленность, информационно-коммуникационные
технологии, нанотехнологии, атомную промышленность и космос. Думаю, этот точечный подход к государственной научно-технической политике дискредитировал себя со времен «гробостройки». Он ориентирован на мировые достижения, т.е. на рынок, который уже разделен между мировыми лидерами. Такой подход не позволяет развиваться науке и искать новые прорывные технологии, обеспечивая лидерство России в новых сферах производства.
По мнению В.В. Путина, главным условием спроса экономики на инновации является обеспечение
конкуренции, почему он положительно оценивает присоединение России к ВТО. По его мнению, инновационное развитие России обеспечит высокий уровень образования населения, наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся база опытного производства. Однако, начиная с 1985 г., именно эти сферы, оставшиеся от советского наследия, подверглись наибольшим деформациям.
Указывает В.В. Путин и на новые средства научно-технической политики - «Роснано», Российскую венчурную компанию. К сожалению, за десятилетний период своего существования эти организации, освоив многомиллиардные средства, не дали никакого эффекта. Пиар в отношении необходимости
создания с нуля наукограда «Сколково» выглядит полной бессмыслицей на фоне бедственного положения наукоградов, имеющих опыт успешной деятельности с 1960-х гг.
В.В. Путин призывает превратить университеты и в центры фундаментальной науки, и в кадровую основу инновационного развития. До сих пор функцией университетов в России было только
образование. Центрами фундаментальной науки являются научно-исследовательские институты. Иными словами В.В. Путин призывает полностью изменить структуру и основные направления деятельности университетов, совместив учебный процесс с научно-исследовательской лабораторией.
Трудно сказать, исполнима ли такая задача, но то, что она потребует большого финансирования и
организационных усилий в течение длительного времени - несомненно. Понимая это, В.В. Путин ставит цель «иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса». Но если даже эта задача будет решена, то только в нескольких столичных вузах (стоит помнить о борьбе за финансирование, в которой столичные организации обладают преимуществом). Иными словами план В.В. Путина может привести к ликвидации региональной высшей школы и науки.
Кризис образования и науки во многом обусловлен их недофинансированием. Предложение В.В. Путина в этой сфере более чем скромны и направлены на отдаленное будущее. Он обещает увеличить финансирование государственных научных фондов до 25 млрд руб. к 2018 г. Почему-то он считает, что в этом случае размеры грантов будут сопоставимыми с тем, что предоставляют своим ученым на Западе. Интересно, что В.В. Путин имеет в виду под «Западом»? Албанию?
В статье «Социальная политика для России» В.В. Путин признает проблемы деградации инженерного
образования, старения профессорско-преподавательского состава, утраты престижности труда инженеров и ученых. Но его планы по их решению скромны и в значительной степени отодвигаются в далекое будущее. Он обещает, что с 1 сентября 2012 г. оплата труда преподавателей государственных вузов будет повышена до размера средней зарплаты по региону, а в 2013 - 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет доведена до 200% от средней по экономике.
В начале ХХI в. обозначились два ключевых фактора, воздействующих на выработку инновационных
стратегий: глобализация и глобальная конкуренция, резко ускорившие темпы процесса внедрения инноваций, обусловившие появление новых лидеров-конкурентов. Научно-техническая политика стран с развитой рыночной экономикой предполагает значительное государственное финансирование, поиск новых эффективных форм частно-государственного партнерства и т.д. Анализ предложений В.В. Путина в сфере научно-технической политики убеждает, что надежды на новую индустриализацию России после вступления в ВТО иллюзорны.
Источник: newsland.ru