Разработчики проекта «Магазин будущего» использовали для идентификации товаров радиометку вместо штрих-кода.
В дни работы Форума Rusnanotech-2011 все желающие могли познакомиться с перспективными технологиями розничной торговли «Магазин будущего». Это новый проект, созданный благодаря финансовой поддержке «Роснано», техническому обеспечению концерна «Ситроникс» (Sitronics) и компании розничной торговли Х5 Retail Group. На презентационной площадке «Магазина будущего» посетителям Форума рассказали о создании технологии, лежащей в основе системы полного самообслуживания, и продемонстрировали схему его работы.
Магазин будущего — особый магазин, отличающийся принципиально новым подходом ко всей системе покупок. Покупателям не нужно стоять в очередях у касс и можно защитить себя на 100% от просроченных продуктов – срок годности товаров указывается автоматически вместе с его стоимостью. Кроме того, новый магазин избавит покупателей от поддельных товаров, поскольку вся информация о пути товара от поставщика к покупателю фиксируется.
Всё это возможно благодаря использованию вместо традиционных штрих-кодов радиочастотных меток для дистанционного считывания информации о товаре, которыми будет промаркирована каждая единица продукции. С помощью метки можно мгновенно получить информацию о количестве и составе товаров на полках и в корзинах у покупателей, провести на расстоянии контроль выноса неоплаченного товара. Автоматическая касса самообслуживания с использованием RFID-технологии предоставляет возможность быстро и безошибочно распознать выбранные покупателем товары, не вынимая их из корзины, и произвести оплату с помощью пластиковых карт или iPone, поднося его к сканеру на кассе.
RFID (Radio Frequency Identification) — метод автоматической идентификации объектов, в котором с помощью радиосигналов записываются или считываются данные, хранящиеся в RFID-метках. RFID-система состоит из считывающего устройства (ридер) и RFID-метки. Большинство RFID-меток состоит из двух частей: интегральной схемы для хранения и обработки информации и антенны для приема и передачи сигнала. Считыватель работает на расстоянии до 30 м.
Предполагается, что RFID-системы заменят менее эффективные, основанные на штрих-коде. В отличие от штрих-кодовой системы в RFID-технологии нет необходимости в прямой видимости метки и можно одновременно идентифицировать сразу несколько объектов (товаров). Кроме того, у RFID-метки достаточно большой объем памяти (8 кбайт, у штрих-кода – до 100 байт), ее можно многократно использовать, а информацию – перезаписывать, при этом обеспечивается высокая безопасность и защита от подделок.
Предшественник RFID-технологии – изобретение советского ученого Льва Сергеевича Термена, предложившего еще в 1945 году устройство, в котором аудиоинформация накладывалась на случайные радиоволны. Это устройство представляло собой лишь пассивный передатчик, но первенство Л.С.Термена получило признание, несмотря на то, что первые RFID-чипы продемонстрировали в 1973 г. в Исследовательской Лаборатории Лос-Аламоса (США). Портативная система работала на частоте 915 МГц и использовала 12-битные метки. А первый патент, связанный с названием RFID, выдан в США Чарльзу Уолтону только в 1983 г. Кстати, идея наносить радиометки на багаж использовалась в 1970-х годах в нашем «Аэрофлоте», чтобы груз не терялся и следовал по назначению (систему отменили по непонятной причине).
Отдельные элементы «Магазина будущего» (платежные терминалы и устройства для считывания меток и контроля) созданы в разных странах, как и программное обеспечение к ним. Как рассказал технический директор проекта «Магазин будущего» Сергей Агеев, разработчикам поставили техническое задание – создать магазин без обслуживающего персонала, и они, вооружившись уже существующими в мире разработками, постарались адаптировать их для нашей страны. Тестирование первого «Магазина будущего» с использованием технологии RFID планируется в начале 2012 г., а уже через год намечена его коммерческая эксплуатация. По мнению Сергея Агеева, внедрять RFID-систему целесообразно повсюду (сначала в крупных сетевых супермаркетах) с одновременной маркировкой продукции на предприятиях, тогда это не скажется заметно на розничных ценах. Ведь сейчас стоимость радиометки с уникальным идентификатором – 5 рублей, но при массовой маркировке она будет стоить копейки.
У технологии полного самообслуживания есть и свои «подводные камни». Например, сегодня существует «красный список» товаров и продуктов, на которые невозможно наклеивать метки либо из-за экранирующего эффекта металлической или металлизированной упаковки, либо из-за того, что продукты сами содержат металлы. Как ни странно, таким продуктом может оказаться обычная вареная докторская колбаса (кстати, сырокопченых колбас в этом списке нет). Другой проблемой может стать погрешность в одновременном считывании меток. Разработчики RFID-технологии подтверждают возможность считывания меток на 200 наименований товара в одной корзине. Однако, по словам С.Агеева, эта погрешность не больше, чем та, с какой пропускается той или иной товар при считывании штрих-кодов на кассе.
«Магазин будущего» обещает быть удобным в самообслуживании, конечно, если торговые предприятия смогут правильно организовать его работу.
Источник: nkj.ru