Китайцы решили построить первый вакуумный поезд

Китайцы решили построить первый вакуумный поезд

Разработчик спорной концепции самого быстрого наземного транспорта продал в шести странах более 60 лицензий, позволяющих участвовать в реализации проекта. Особый интерес задумка вызвала в Поднебесной, чьи учёные намерены первыми воплотить смелый замысел, которому скоро исполнится вот уже как сто лет.

Деловой подход к реализации своей мечты выбрал изобретатель из Флориды Дэрил Остер (Daryl Oster). Его компания ET3.com разрабатывает систему скоростного сообщения, призванную заменить самолёты, но строить её предлагается всем желающим: автор распространяет лицензии на право использования своей интеллектуальной собственности.

ET3 означает Evacuated Tube Transport Technologies (технологии транспортировки по вакуумной трубе), соответственно, сам такой транспорт Дэрил именует ETT. В общих чертах суть его проста. Герметичные капсулы на магнитной подвеске (маглев) летят внутри трубы, из которой откачан воздух.

Поскольку «вагоны» не касаются стенок, а аэродинамическое сопротивление практически сведено к нулю, затраты на перемещение такого аппарата в пространстве (в расчёте на килограмм груза) могут быть в десятки раз ниже, чем у обычного поезда. Ведь начальная энергия, необходимая для разгона капсулы до высокой скорости, может быть почти полностью возвращена в сеть близ пункта назначения — при торможении за счёт всё тех же электромагнитных систем.

О деталях проекта Остера скажем чуть ниже. А сейчас необходимо вспомнить, что перед нами не что иное, как вакуумный поезд. Его идея впервые была выдвинута отечественным физиком Борисом Вейнбергом ещё в 1914 году.

В теории, летающие в вакуумной трубе вагончики могли бы развивать скорость, более менее сопоставимую с космической (до 8 тысяч километров в час), и преодолевать межконтинентальные расстояния быстрее любого самолёта.

Но хотя в XX веке с подобными предложениями инженеры выступали не раз, вакуумный поезд до сих пор остаётся сказкой. Очевидно, при его создании необходимо преодолеть массу трудностей. Это нисколько не смущает Остера, который ещё в 1999 году получил на ETT американский патент.

Документ описывает многие тонкости в устройстве и работе дороги: капсулы и систему их подвески, приспособления для согласованного ускорения капсул и регенеративного торможения, контроль за вибрациями и автоматическое управление транспортными потоками в таких трубах, меры безопасности (в том числе резервирование систем) и так далее.

Автор ETT полагает, что вакуумированная дорога может быть реализована в нескольких модификациях, отличающихся поперечником трубы и размером капсул. Оптимальный же вариант по соотношению капитальных затрат и вместимости – это полутораметровая труба и капсулы на шесть пассажиров либо 370 килограммов груза, насчитывающие 1,3 метра в диаметре и 4,9 м в длину.

Несмотря на размер, как у легкового автомобиля, капсулы должны весить всего 180-190 кг. Дело в том, что эти аппараты будут играть в системе совершенно пассивную роль, как посылки пневмопочты. Все системы привода, активные части магнитной подвески, управление движением – всё отдано на откуп самой трубе.

В капсулах будут размещены только магниты и проводящие обмотки для отклика на внешние поля. По информации Gizmag, вероятно, там могут быть использованы и сверхпроводники.

На станциях по всему маршруту ETT должны быть предусмотрены автоматические шлюзы, запускающие заполненные капсулы в трубу и извлекающие их в месте назначения. В коротких (междугородних) поездках скорость таких капсул могла бы составлять 600 км/ч, а в дальних – до 6500 км/ч. Это позволило бы добираться из Нью-Йорка в Пекин за два часа.

Системы регенерации воздуха, похожие на те, что применяются на подлодках и в космических кораблях, обеспечивали бы пассажиров кислородом. А заскучать в межконтинентальных рейсах им не давали бы экраны с видеофильмами или играми. Также на «виртуальные окна» на стенках капсулы можно выводить любой пейзаж, сообщает новатор.

Остер – специалист в области машиностроения, занимавшийся конструированием и сертификацией различных морских и авиационных систем (фото ET3.com).

При внеплановой остановке капсулы Дэрил предлагает использовать для эвакуации людей аварийные люки, которые должны быть встроены в стенки трубы каждые полтора километра. В общем, предусмотрено действительно многое. Только реализация по-прежнему едва виднеется на горизонте.

За $100 и 6-процентные отчисления от будущих доходов Остер продаёт лицензии на ETT. Инженер надеется, что именно лицензиаты помогут ему довести замысел до стадии железа.

Среди заинтересованных сторон могут найтись специалисты по электромагнитным системам и вакуумным установкам, знатоки сопротивления материалов и доки в автоматизированных системах управления… Свою компанию Дэрил называет открытым консорциумом, а покупателей лицензий – его совладельцами.

Финальное проектирование работоспособной вакуумной дороги американец сравнивает с разработкой открытого ПО. Он утверждает, что дело сдвинется с мёртвой точки, если наберётся тысяча владельцев лицензии, способных в какой-то мере поучаствовать в проекте – расчётами, материалами, лабораторными экспериментами. Пока таковых набралось едва больше 60.

 

Возможно, первая такая дорога будет построена в Китае. Ещё в 2001 году патентом на ETT заинтересовался доктор Чжан Яопин (Zhang Yaoping) из Юго-Западного университета Цзяотуна (SWJTU), который написал американцу письмо.

В 2002 году Дэрил приехал в Китай, познакомился с Яопином лично и помог ему запустить в Поднебесной исследования по ETT, причём в них удалось заинтересовать ещё нескольких учёных из разных китайских институтов и университетов, а чуть позже и специалистов из Японии. Важно, что в число соратников Дэрила вошли физики, занимающихся системами магнитной левитации на основе высокотемпературных сверхпроводников.

В 2010 году появилась информация, что работа над китайским вариантом ETT идёт полным ходом. Чжан и его коллеги решили построить два прототипа. К 2013 году они намерены создать небольшую модель вакуумного поезда, рассчитанную на достижение скорости 600-1000 км/ч, а в последующие годы — более крупную систему, фактически прообраз рабочего транспортного аппарата, с максимальной скоростью 500-600 км/ч.

Этот поезд должен передвигаться по подземному туннелю. Причём если Дэрил предлагал создавать в туннеле вакуум, то китайцы решили ограничиться просто пониженным давлением воздуха. Это позволило бы получить заметную экономию энергии и в то же время упростило бы и удешевило бы конструкцию трубы. Её стоимость китайцы оценили примерно в $3 миллиона за километр, что ниже, чем для двухпутного рельсового высокоскоростного транспорта.

Очевидно, для построения пассажирской системы ETT нужно будет подумать ещё над тысячей вещей. Как дорога будет защищена от землетрясений, какие дублирующие тормоза будут останавливать капсулы при сбое в работе электроники, сколько энергии будет уходить на поддержание низкого давления в трубах длиной в сотни километров…

На часть из этих вопросов ответы были получены в 2011 году: Остер и его соратники из Китая и Японии опубликовали две работы, в которых рассмотрели проблему построения больших вакуумных труб с разумными капитальными затратами и способы быстрой откачки воздуха, задачу регулирования температуры внутри такой дороги и методы поиска утечек воздуха, работу систем жизнеобеспечения в капсулах и другие аспекты проекта.

Интересно, что похожую вакуумированную дорогу в 2002 году предлагали британцы. Правда, в их системе Fast Tube крохотные капсулы двигались на колёсах по рельсам. И хоть это было явно более простое решение, чем маглев, дело закончилось пшиком.

Большой прототип системы ETT вряд ли стоит ждать раньше 2020 года. Но, может быть, именно упорные китайцы с японцами первыми доведут столетнюю идею до воплощения. Идею, которую флоридский инженер поэтично называет Space Travel on Earth, космическим путешествием на Земле.

Источник: membrana.ru

Похожие новости:
Bombardier представляет высокоскоростной поезд Frecciarossa 1000
В итальянской коммуне Вадо-Лигуре был представлен новый высокоскоростной поезд Frecciarossa 1000, сообщает Gazetenka.com. Поезд был спроектирован и построен в сотрудничестве с итальянским консорциумом AnsaldoBreda. Это первый скоростной поезд, официально утвержденный на маршрут между городами Генуя и Савона, который также ..
2013-07-7 2896 0 Технология
0
Япония представила самый быстрый поезд в мире
В Японии запустили самый быстрый в мире поезд. Прежде, первой страной в списке самых быстрых поездов являлся Китай. Но начиная с 2011 года, компания по производству поездов Hayabusa представила самый быстрый поезд в мире с одноимённым названием. В настоящий ..
2014-10-17 3332 0 Технология
3
Запущен первый украинский скоростной поезд
Скоростной поезд производства Крюковского вагоностроительного завода сегодня отправился в первый рейс по маршруту между двумя принимающими городами Евро - Харьков-Киев. Первый состав локомотивной тяги отечественного производства рассчитан на движение со скоростью до 160 километров в час и получил категорию фирменного ..
2012-04-2 2470 0 Технология
0
Индия начала разрабатывать поезд на солнечной батарее
В ближайшие несколько лет в Индии появится новый поезд, работающий на солнечной энергии. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на слова индийского министра науки и технологий Харша Вардханы. Разработка нового состава осуществляется совместно национальным Объединенным заводом по производству вагонов и филиалом Индийского ..
2015-07-07 2582 0 Технология
0
Ученые Японии испытывают поезд на магнитной подушке
Япония имеет весьма богатый опыт в деле сооружения и эксплуатации скоростных пассажирских поездов. Первые японские поезда "Shinkansen", которые возили пассажиров в и из Токио на неслыханной по тем временам скорости 210 километров в час, получили международное призвание около 50 лет назад, когда ..
2013-06-10 2522 0 Технология
0
Японский магнитоплан побил свой предыдущий рекорд скорости
Японский магнитоплан превысил свой предыдущий рекорд скорости и на испытательной 40-километровой линии в префектуре Янамаси развил скорость, превышающую 600 километров в час. Об этом сообщает The Telegraph. Как отмечают инженеры, протестированный поезд на магнитной подушке в такой же конструкции на скорости до 500 километров ..
2015-04-23 2510 0 Технология
0
Япония тестирует следующее поколение левитирующих поезд
Японские "парящие" поезда будущего, скорость которых составляет 500 км/час, прошли первые испытания. Новое поколение поездов L0 Series, разработанных с применением последних достижений в области магнитной левитации, пришедшей на смену колёсам, будут введены в эксплуатацию в 2027 году. Первые пять ..
2013-06-6 2813 0 Технология
0
Сверхзвуковой поезд Hyperloop запустят в Восточной Европе
Компания Hyperloop Transportation Technologies объявила о том, что подписала с правительством Словакии договор о будущем строительстве сверхзвуковой транспортной системы, которая соединит Братиславу с Веной и Будапештом. Об этом сообщает Mashable.Сейчас поездка из столицы Словакии в столицу Австрии на автомобиле занимает ..
2016-03-12 2288 0 Технология
0
Российский венчурный фонд увеличит вложения в сверхскоростной поезд Hyperloop
Венчурный фонд Caspian VC Partners ведет переговоры об участии во втором раунде инвестиций в проект сверхскоростного поезда Hyperloop. Об этом пресс-служба компании сообщила редакции «Ленты.ру». В фонде пояснили, что сообщения СМИ о завершении второго раунда инвестиций в Hyperloop Technologies преждевременна. ..
2015-09-21 2559 0 Технология
0
Японская компания скрестила ковер с пылесосом
Японская компания Paionia Furyokuki, известная как производитель разнообразного «экологического» оборудования, выпустила вакуумный коврик, который всасывает загрязнения с подошв на обуви, а потом и с поверхности самого изделия, сообщает InFox.ru со ссылкой на DigInfo.Поверхность ковра шириной 30 сантиметров покрыта небольшими ..
2012-06-20 1649 0 Технология
0
Тестовый трек поезда Hyperloop запустят в 2016 году
Компания Hyperloop Technologies построит тестовый трек для системы сверхзвуковой транспортной системы Hyperloop на севере Лас-Вегаса. Первые испытания запланированы на начало 2016 года. Об этом сообщает Associated Press. Hyperloop, о замысле которой американский предприниматель Элон Маск (основатель ..
2015-12-10 2440 0 Технология
1
Ученые Пентагона научились прятать события во времени
Физики, финансируемые Пентагоном, объявили о создании технологии, которая позволяет скрыть какое-либо событие во времени. Суть эксперимента состоит в управлении светом таким образом, что произошедшее в ничтожную долю секунды событие остается невидимым для стороннего наблюдателя. Данный эксперимент является ..
2012-01-8 2315 0 Технология
0
Электропоезд в Китае заряжает аккумулятор за 30 секунд
На сети железных дорог в Китае появляется уникальный электропоезд. Пассажирский поезд, разработан и создан компанией «Наньчэ-Чжучжоу», которая находится в провинции Хунань, он может перевозить до 320 пассажиров и обладает уникальными характеристиками, сообщает «АйтиХак». Его уникальность заключается в том, что ему не требуется стандартный ..
2012-08-15 2832 0 Технология
0
РЖД запустили первый обновленный Сапсан
Макет «Сапсана», представленный в экспозиции «Передвижного выставочно-лекционного комплекса» ОАО «РЖД». «Российские железные дороги» запустили между Москвой и Санкт-Петербургом первый модернизированный высокоскоростной поезд «Сапсан». Об этом говорится в официальном пресс-релизе РЖД. Модернизация коснулась в первую очередь вагонов номер ..
2013-07-16 1896 0 Технология
0
Заряжать батареи можно от окружающей энергии
В наши дни мы полностью окружены электромагнитными полями. Но ведь их можно использовать в качестве источника энергии. Dennis Siegel, студент из Университета искусств в Бремене недавно создал небольшое устройство, которое способно заряжает батареи АА, используя только электромагнитные поля, выделяемые ..
2013-03-21 2381 0 Технология
0