Британцы начали разработку безэкипажных грузовых судов
Британская компания Rolls-Royce приступила к разработке проекта безэкипажных грузовых судов с дистанционным управлением. Такие сухогрузы и контейнеровозы помогли бы операторам сэкономить на содержании экипажей и топливных расходах, сделали бы морские грузоперевозки экологичнее и безопаснее. Технически решить поставленную задачу не сложно, но на практике потребуются годы, прежде чем безэкипажные суда выйдут в Мировой океан. Ведь Rolls-Royce в первую очередь придется добиться изменения морского законодательства, пока не допускающего возможности удаленного управления кораблями.
Разработкой проекта занимается подразделение Blue Ocean компании Rolls-Royce. В базовом варианте с контейнеровозов планируется убрать капитанский мостик, надстройки, жилые помещения для экипажа, системы водораспределения, канализации и кондиционирования, а также оборудование электроснабжения. Благодаря этому дистанционно управляемые суда при схожих размерах будут примерно на пять процентов легче кораблей с экипажем. Эти же контейнеровозы будут потреблять на 12-15 процентов меньше топлива, но благодаря освобождению дополнительного пространства смогут перевозить больше грузов.
При этом для обеспечения высокой надежности потребуется продублировать многие системы управления и контроля окружающего пространства. По оценке Rolls-Royce, безэкипажные суда будут востребованы на рынке морских перевозок, объем которого оценивается в 375 миллиардов долларов. В интервью агентству Bloomberg Оскар Левандер, вице-президент Rolls-Royce по инновациям в судовом машиностроении, заявил, что современный уровень технологий позволяет производить дистанционно управляемые суда, а общественное мнение уже готово к их появлению. По словам Левандера, перед Rolls-Royce стоит задача сделать безэкипажное судно таким же надежным, как и судно с экипажем.
Благодаря использованию дистанционно управляемых судов операторы смогут существенно экономить. В частности, содержание экипажа крупного контейнеровоза во время плавания в среднем обходится в 3,3 тысячи долларов в день. Это составляет примерно 44 процента всех операционных расходов на перевозку грузов морем. Кроме того, компьютерные системы безэкипажных судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива. По данным Rolls-Royce, новые типы судов позволят снизить уровень пиратства, поскольку у них на борту некого будет брать в заложники. Бортовые же системы обещают надежно защитить от взлома, что сделает угон судна невозможным.
Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce
Другие подробности о британском проекте пока неизвестны. Между тем, подразделение Blue Ocean уже построило в Олесунне в Норвегии прототип капитанского мостика, симулирующего круговой обзор реального мостика на корабле. На нем планируется изучать новые технологии дистанционного управления судами, правда пока лишь в виртуальной реальности. Впрочем, в подразделении объявили, что в перспективе наземные мостики будут похожи на прототип и их можно будет использовать для управления судами в открытом море. Первые безэкипажные суда могут появиться в Мировом океане самое раннее лет через десять, однако даже в этом случае повального перехода на дистанционно управляемые сухогрузы, скорее всего, не следует.
Идеи создания безэкипажных гражданских судов высказываются уже давно, однако первые практические шаги в эту сторону были предприняты лишь несколько лет назад. Пионером в этой области стал проект MUNIN (Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks, «морская безэкипажная навигация посредством информации в сетях»). Его реализацией занимаются девять компаний во главе с немецкой Fraunhofer CML при финансовой поддержке Евросоюза. Бюджет проекта оценивается в 3,8 миллиона евро, из которых 2,9 миллиона Евросоюз уже перечислил разработчикам.
К настоящему времени в рамках проекта в Гамбурге был создан капитанский мостик, оснащенный навигационными приборами, штурвалом и панелями управления и мониторами высокой четкости, имитирующими круговой обзор. Предполагается, что на эти мониторы будет выводиться изображение с дистанционно управляемого судна, которое получит имя «Отэмэт Сиуэйз» (Automat Seaways). Бортовые системы корабля будут регистрировать и анализировать температуру забортной воды и воздуха, скорость и направление ветра, волнение, данные о подводных препятствиях и надводных объектах и передавать их в наземный центр управления. В перспективе будет возможна и автономная работа корабля.
Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce
Когда именно судно отправится в путь, пока неизвестно. Каким образом могло бы протекать первое плавание контейнеровоза без единого человека на борту, в художественной форме описывается на сайте проекта MUNIN. Согласно сюжету рассказа, контейнеровоз длиной 200 метров с грузом бумажного сырья массой 350 тысяч коротких тонн (317,5 тысячи тонн) весенним утром выйдет из порта Гётеборга в Швеции и направится в Кейптаун в ЮАР. Управлять судном будет попивающий кофе оператор из Виго в Испании. Поскольку в проливе Каттегат, на берегу которого стоит Гётеборг, судоходство довольно плотное, выводить «Отэмэт Сиуэйз» в открытое море придется экипажу.
После того как контейнеровоз выйдет за пределы зоны активного судоходства, экипаж с судна заберет катер или вертолет, а само судно переключится в режим дистанционного управления. Через 15 дней плавания датчик на судне обнаружит прямо по курсу на удалении 24 миль скопление рыбацких лодок и подаст соответствующий сигнал на пульт управления. Получив инструментальные и визуальные данные (изображения с инфракрасных и электронно-оптических камер), капитан на суше примет решение о перекладывании судна на новый курс во избежание столкновения. Собственно, на этом все «неприятности» плавания и закончатся. При подходе к Кейптауну управление «Отэмэт Сиуэйз» снова возьмут на себя люди, которых высадят на борт судна.
Завершение проекта MUNIN запланировано на сентябрь 2015 года. К этому времени планируется произвести симулированное плавание дистанционно управляемого судна и оценить общую экономическую эффективность проекта. Но когда именно безэкипажные суда появятся в Мировом океане, разработчики MUNIN прогнозировать не берутся. За регулирование мореходства отвечает Международная морская организация (IMO) ООН. Правила, разработанные IMO, распространяются на суда водоизмещением не менее 450 тонн, плавающие в международных водах, но не касаются военных кораблей и рыбацких катеров. Действующее международное право пока не подразумевает использование безэкипажных судов.
Проект капитанского мостика MUNIN Изображение: MUNIN
Разработка и испытание безэкипажных сухогрузов или контейнеровозов на данном этапе обязательно столкнется с определенными рисками. В частности, каждое судно, отправляющееся в плавание, и его груз должны быть застрахованы. Поскольку морское законодательство не оговаривает безэкипажные суда как класс, найти страховую компанию, которая возьмется их страховать, будет непросто. По этой же причине перемещение в международных водах безэкипажных кораблей будет считаться незаконным. Впрочем, отдельные государства могут организовать такие испытания в своих водах, но и это будет сложно из-за развитого судоходства вблизи берегов.
Впрочем, в интересах военных подобные разработки ведутся уже давно. Существуют и гражданские проекты дистанционно управляемых судов, однако все они касаются кораблей, чье водоизмещение существенно меньше 450 тонн, — следовательно, они не подлежат регулированию со стороны IMO. Например, в начале февраля 2014 года израильская госкомпания Israel Aerospace Industries объявила о создании надводного патрульного робота Katana. Этот робот может быть использован для автономной охраны морских платформ, входов в порты и военно-морские базы и патрулирования территориальных вод. Katana способен обнаруживать и классифицировать надводные цели, а также обеспечивать их сопровождение и перехват.
В августе прошлого года американская компания Swiftships Shipbuilders провела испытания прототипа надводного робота Anaconda, предназначенного для наблюдения, доставки боеприпасов и провизии и эвакуации военных. Новый робот сможет действовать в трех режимах: в первом управление будет осуществляться человеком на борту, во втором — дистанционно, а в третьем Anaconda будет действовать автономно в соответствии с программой и данными, поступающими с различных сенсоров. Anaconda фактически представляет собой небольшой катер, который можно транспортировать на борту вертолета типа Chinook.
Схема дистанционного управления судном Изображение: MUNIN
Между тем, студенты и преподаватели Нового университета Лиссабона разработали проект «сумчатой воздушно-поверхностной команды роботов для экологического контроля рек» (Marsupial Surface-Aerial Robotic Team for Riverine Environmental Monitoring) RIVERWATCH. В состав этой «команды» входит надводный автономный катамаран и беспилотный летательный аппарат, созданный по схеме мультикоптера. Этот роботизированный комплекс должен будет самостоятельно передвигаться по рекам, собирать данные об экологии и передавать их в центр управления.
Безэкипажное судоходство пока еще только начинает развиваться, и разработчикам потребуются годы, прежде чем крупнотоннажные суда начнут ходить в Мировом океане. Для сравнения, развитие беспилотной авиации шло куда более стремительными темпами: военные нескольких стран мира (и прежде всего в США) обзавелись таким количеством беспилотных летательных аппаратов, что еще в 2010 году встал вопрос об их интеграции в единое воздушное пространство, где «дроны» могли бы выполнять полеты наравне с пассажирскими и грузовыми самолетами. Определенных успехов на этом пути военные уже добились — к 2017 году ВВС и ВМС США намерены обзавестись полностью рабочей наземной системой увода беспилотников от столкновения в воздухе.