Капитан удаленного плавания

Капитан удаленного плавания

Британцы начали разработку безэкипажных грузовых судов

Британская компания Rolls-Royce приступила к разработке проекта безэкипажных грузовых судов с дистанционным управлением. Такие сухогрузы и контейнеровозы помогли бы операторам сэкономить на содержании экипажей и топливных расходах, сделали бы морские грузоперевозки экологичнее и безопаснее. Технически решить поставленную задачу не сложно, но на практике потребуются годы, прежде чем безэкипажные суда выйдут в Мировой океан. Ведь Rolls-Royce в первую очередь придется добиться изменения морского законодательства, пока не допускающего возможности удаленного управления кораблями.

Разработкой проекта занимается подразделение Blue Ocean компании Rolls-Royce. В базовом варианте с контейнеровозов планируется убрать капитанский мостик, надстройки, жилые помещения для экипажа, системы водораспределения, канализации и кондиционирования, а также оборудование электроснабжения. Благодаря этому дистанционно управляемые суда при схожих размерах будут примерно на пять процентов легче кораблей с экипажем. Эти же контейнеровозы будут потреблять на 12-15 процентов меньше топлива, но благодаря освобождению дополнительного пространства смогут перевозить больше грузов.

При этом для обеспечения высокой надежности потребуется продублировать многие системы управления и контроля окружающего пространства. По оценке Rolls-Royce, безэкипажные суда будут востребованы на рынке морских перевозок, объем которого оценивается в 375 миллиардов долларов. В интервью агентству Bloomberg Оскар Левандер, вице-президент Rolls-Royce по инновациям в судовом машиностроении, заявил, что современный уровень технологий позволяет производить дистанционно управляемые суда, а общественное мнение уже готово к их появлению. По словам Левандера, перед Rolls-Royce стоит задача сделать безэкипажное судно таким же надежным, как и судно с экипажем.

Благодаря использованию дистанционно управляемых судов операторы смогут существенно экономить. В частности, содержание экипажа крупного контейнеровоза во время плавания в среднем обходится в 3,3 тысячи долларов в день. Это составляет примерно 44 процента всех операционных расходов на перевозку грузов морем. Кроме того, компьютерные системы безэкипажных судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива. По данным Rolls-Royce, новые типы судов позволят снизить уровень пиратства, поскольку у них на борту некого будет брать в заложники. Бортовые же системы обещают надежно защитить от взлома, что сделает угон судна невозможным.


Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce

Другие подробности о британском проекте пока неизвестны. Между тем, подразделение Blue Ocean уже построило в Олесунне в Норвегии прототип капитанского мостика, симулирующего круговой обзор реального мостика на корабле. На нем планируется изучать новые технологии дистанционного управления судами, правда пока лишь в виртуальной реальности. Впрочем, в подразделении объявили, что в перспективе наземные мостики будут похожи на прототип и их можно будет использовать для управления судами в открытом море. Первые безэкипажные суда могут появиться в Мировом океане самое раннее лет через десять, однако даже в этом случае повального перехода на дистанционно управляемые сухогрузы, скорее всего, не следует.

Идеи создания безэкипажных гражданских судов высказываются уже давно, однако первые практические шаги в эту сторону были предприняты лишь несколько лет назад. Пионером в этой области стал проект MUNIN (Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks, «морская безэкипажная навигация посредством информации в сетях»). Его реализацией занимаются девять компаний во главе с немецкой Fraunhofer CML при финансовой поддержке Евросоюза. Бюджет проекта оценивается в 3,8 миллиона евро, из которых 2,9 миллиона Евросоюз уже перечислил разработчикам.

К настоящему времени в рамках проекта в Гамбурге был создан капитанский мостик, оснащенный навигационными приборами, штурвалом и панелями управления и мониторами высокой четкости, имитирующими круговой обзор. Предполагается, что на эти мониторы будет выводиться изображение с дистанционно управляемого судна, которое получит имя «Отэмэт Сиуэйз» (Automat Seaways). Бортовые системы корабля будут регистрировать и анализировать температуру забортной воды и воздуха, скорость и направление ветра, волнение, данные о подводных препятствиях и надводных объектах и передавать их в наземный центр управления. В перспективе будет возможна и автономная работа корабля.


Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce

Когда именно судно отправится в путь, пока неизвестно. Каким образом могло бы протекать первое плавание контейнеровоза без единого человека на борту, в художественной форме описывается на сайте проекта MUNIN. Согласно сюжету рассказа, контейнеровоз длиной 200 метров с грузом бумажного сырья массой 350 тысяч коротких тонн (317,5 тысячи тонн) весенним утром выйдет из порта Гётеборга в Швеции и направится в Кейптаун в ЮАР. Управлять судном будет попивающий кофе оператор из Виго в Испании. Поскольку в проливе Каттегат, на берегу которого стоит Гётеборг, судоходство довольно плотное, выводить «Отэмэт Сиуэйз» в открытое море придется экипажу.

После того как контейнеровоз выйдет за пределы зоны активного судоходства, экипаж с судна заберет катер или вертолет, а само судно переключится в режим дистанционного управления. Через 15 дней плавания датчик на судне обнаружит прямо по курсу на удалении 24 миль скопление рыбацких лодок и подаст соответствующий сигнал на пульт управления. Получив инструментальные и визуальные данные (изображения с инфракрасных и электронно-оптических камер), капитан на суше примет решение о перекладывании судна на новый курс во избежание столкновения. Собственно, на этом все «неприятности» плавания и закончатся. При подходе к Кейптауну управление «Отэмэт Сиуэйз» снова возьмут на себя люди, которых высадят на борт судна.

Завершение проекта MUNIN запланировано на сентябрь 2015 года. К этому времени планируется произвести симулированное плавание дистанционно управляемого судна и оценить общую экономическую эффективность проекта. Но когда именно безэкипажные суда появятся в Мировом океане, разработчики MUNIN прогнозировать не берутся. За регулирование мореходства отвечает Международная морская организация (IMO) ООН. Правила, разработанные IMO, распространяются на суда водоизмещением не менее 450 тонн, плавающие в международных водах, но не касаются военных кораблей и рыбацких катеров. Действующее международное право пока не подразумевает использование безэкипажных судов.


Проект капитанского мостика MUNIN Изображение: MUNIN

Разработка и испытание безэкипажных сухогрузов или контейнеровозов на данном этапе обязательно столкнется с определенными рисками. В частности, каждое судно, отправляющееся в плавание, и его груз должны быть застрахованы. Поскольку морское законодательство не оговаривает безэкипажные суда как класс, найти страховую компанию, которая возьмется их страховать, будет непросто. По этой же причине перемещение в международных водах безэкипажных кораблей будет считаться незаконным. Впрочем, отдельные государства могут организовать такие испытания в своих водах, но и это будет сложно из-за развитого судоходства вблизи берегов.

Впрочем, в интересах военных подобные разработки ведутся уже давно. Существуют и гражданские проекты дистанционно управляемых судов, однако все они касаются кораблей, чье водоизмещение существенно меньше 450 тонн, — следовательно, они не подлежат регулированию со стороны IMO. Например, в начале февраля 2014 года израильская госкомпания Israel Aerospace Industries объявила о создании надводного патрульного робота Katana. Этот робот может быть использован для автономной охраны морских платформ, входов в порты и военно-морские базы и патрулирования территориальных вод. Katana способен обнаруживать и классифицировать надводные цели, а также обеспечивать их сопровождение и перехват.

В августе прошлого года американская компания Swiftships Shipbuilders провела испытания прототипа надводного робота Anaconda, предназначенного для наблюдения, доставки боеприпасов и провизии и эвакуации военных. Новый робот сможет действовать в трех режимах: в первом управление будет осуществляться человеком на борту, во втором — дистанционно, а в третьем Anaconda будет действовать автономно в соответствии с программой и данными, поступающими с различных сенсоров. Anaconda фактически представляет собой небольшой катер, который можно транспортировать на борту вертолета типа Chinook.


Схема дистанционного управления судном Изображение: MUNIN

Между тем, студенты и преподаватели Нового университета Лиссабона разработали проект «сумчатой воздушно-поверхностной команды роботов для экологического контроля рек» (Marsupial Surface-Aerial Robotic Team for Riverine Environmental Monitoring) RIVERWATCH. В состав этой «команды» входит надводный автономный катамаран и беспилотный летательный аппарат, созданный по схеме мультикоптера. Этот роботизированный комплекс должен будет самостоятельно передвигаться по рекам, собирать данные об экологии и передавать их в центр управления.

Безэкипажное судоходство пока еще только начинает развиваться, и разработчикам потребуются годы, прежде чем крупнотоннажные суда начнут ходить в Мировом океане. Для сравнения, развитие беспилотной авиации шло куда более стремительными темпами: военные нескольких стран мира (и прежде всего в США) обзавелись таким количеством беспилотных летательных аппаратов, что еще в 2010 году встал вопрос об их интеграции в единое воздушное пространство, где «дроны» могли бы выполнять полеты наравне с пассажирскими и грузовыми самолетами. Определенных успехов на этом пути военные уже добились — к 2017 году ВВС и ВМС США намерены обзавестись полностью рабочей наземной системой увода беспилотников от столкновения в воздухе.

Newsland.ru

Похожие новости:
Крылья для подводного плавания
Норвежец Саймон Сиверстен придумал крылья, которые можно использовать для плавания под водой. Крылья под названием Subwing прицепляются к моторной лодке. Они позволяют плавать под водой на глубине 8 м в 2-3 раза быстрее, чем олимпийские чемпионы. Крылья изготовлены из углеродного волокна, что обеспечивает их большую прочность. ..
2012-03-20 1947 0 Технология
0
Иженеры изобрели "увеличитель движений"
Инженеры из Массачусетского технологического института научились избирательно увеличивать на видео отдельные движения, что позволило им рассмотреть в кадре ранее незаметные перемещения. Сообщение об этом приводится на сайте института. Разработанный алгоритм раскладывает исходное видео на разные уровни детальности (строит пирамиду ..
2012-06-23 1316 0 Технология
0
Корабль на солнечных батареях бьет рекорды скорости
В своем предыдущем кругосветном плавании, Turanor PlanetSolar преодолел значительные расстояния. Вот и сейчас этот катер на солнечной энергии побил свой рекорд 2010 года по пересечению Атлантики.В рамках экспедиции, которая началась 25 апреля, катамаран отправился из Лас-Пальмас в Испании. ..
2013-05-24 1756 0 Технология
0
Создана растворимая батарейка для имплантируемой электроники
Инженеры из Университета Иллинойса создали батарею на основе тонкопленочного магния, которая при имплантации через некоторое время полностью разлагается, не оставляя токсичных следов. Ее описание опубликовано в журнале Advanced Materials, кратко о батарее пишет Nature. Ученые разработали несколько вариантов ..
2014-03-27 1055 0 Технология
0
В США создали полимерные позвонки для регенерации тканей спинного мозга
Исследователи из американской клиники Майо (штат Миннесота) создали искусственные позвонки из биоразлагаемых полимерных материалов. Ученые представили свою работу на ежегодной конференции Американского химического сообщества, которая проходит 14 марта в Сан-Диего (штат Калифорния).По словам медиков, основной ..
2016-03-14 1220 0 Технология
0
Хирургический инструмент научили отличать раковые клетки
Ученые из Венгрии и Великобритании создали электроскальпель, которые умеет анализировать характер разрезаемой ткани. Масс-спектрометрическое исследование в режиме реального времени позволяет врачу определять, где заканчиваются раковые клетки и начинается здоровая ткань. Это позволяет более точно удалять опухоли. ..
2013-07-18 1024 0 Технология
0
Дно корабля очистит само себя
Американские ученые разработали покрытие, позволяющее заниматься кренинговкой (очисткой дна) кораблей тогда, когда судно находится в плавании. Этот материал при подаче на него электрического импульса сморщивается и в результате скидывает с себя прикрепившиеся организмы. Интересно, что технология была ..
2013-02-10 1611 0 Технология
0
В РФ построят новый ледокол
ВСЗ приступил к строительству нового заказа - ледокольного судна снабжения добывающих платформ для ОАО «Совкомфлот». Судно строится в кооперации Выборгского судостроительного завода и Arctech Helsinki Shipyard (обе верфи входят в состав Объединённой судостроительной корпорации). На торжественной церемонии резки металла ..
2014-11-28 2793 0 Технология
1
Израильская разработка - бактерии-саперы
Могут ли бактерии помочь в обнаружении мин и взрывных устройств? Компания Rafael, занимающаяся среди прочего разработкой био-сенсоров, работает над созданием датчиков, работа которых основана на "модифицированных бактериях". Работа над этим проектом началась примерно два года назад при поддержке и финансировании ..
2011-11-29 1537 0 Технология
0
В Охотском море нефть ищут с помощью эха
Месторождения нефти и газа можно теперь обнаружить при помощи обычного эха, правда, обработанного и изученного специалистами. Именно так сегодня ученые исследуют шельф Охотского моря. По оценкам специалистов, запасы "чёрного золота" там могут достигать трёх миллиардов баррелей. ..
2013-08-5 1443 0 Технология
0
Робомедуза с искусственными мышцами питается водородом
Исследователи из Политехнического университета Виргинии (США) разработали подводный дрон, выглядящий и плавающий, как медуза. При этом он использует инновационную систему движения, в которой нет места электричеству: искусственные мышцы на основе сплавов с «памятью формы» сокращаются под действием тепла. Искусственные мышцы находят ..
2012-03-21 1789 0 Технология
0
В Санкт-Петербурге прошла вторая Солнечная регата
В Санкт-Петербурге 30 мая прошла вторая «Солнечная регата» – соревнования студенческих инженерных команд, главная цель которых не победа, а привлечение внимания к использованию альтернативных источников энергии. Даже петербуржцы считают свой город не очень солнечным, однако организаторы соревнований – ..
2015-06-03 1176 0 Технология
1
Переселить Солнце на Землю
Российские атомщики вместе с мировым научным сообществом работают над этой сверхважной задачей. Любителям рисовать апокалиптические картинки и строить пессимистические прогнозы живётся с каждым днём всё легче и легче. Чего уж там - население Земли растёт, полезные ископаемые истощаются, продовольственная проблема ..
2012-01-26 1205 0 Технология
0
Человек-на-чип: персонализированная медицина и ее будущее
Прежде чем выйти на рынок или быть испытанным на человеке, любое вещество, будь то лекарственный препарат или косметическое средство, должно пройти тестирование на животных. В связи со вступлением в силу в странах Европейского Союза новых законов, запрещающих такие тесты, возникает вопрос: ..
2015-03-22 1512 0 Технология
1
Биоинженеры собрали оптическую призму из частиц вирусов
Американские биоинженеры превратили спиральные частицы вирусов в кубики "Лего", из которых они собрали ряд объектов, в том числе и плоскую призму, которая расщепляет свет благодаря структуре, похожей по своему устройству на лапшу быстрого приготовления, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature ..
2011-10-20 1764 0 Технология
0