Капитан удаленного плавания

Капитан удаленного плавания

Британцы начали разработку безэкипажных грузовых судов

Британская компания Rolls-Royce приступила к разработке проекта безэкипажных грузовых судов с дистанционным управлением. Такие сухогрузы и контейнеровозы помогли бы операторам сэкономить на содержании экипажей и топливных расходах, сделали бы морские грузоперевозки экологичнее и безопаснее. Технически решить поставленную задачу не сложно, но на практике потребуются годы, прежде чем безэкипажные суда выйдут в Мировой океан. Ведь Rolls-Royce в первую очередь придется добиться изменения морского законодательства, пока не допускающего возможности удаленного управления кораблями.

Разработкой проекта занимается подразделение Blue Ocean компании Rolls-Royce. В базовом варианте с контейнеровозов планируется убрать капитанский мостик, надстройки, жилые помещения для экипажа, системы водораспределения, канализации и кондиционирования, а также оборудование электроснабжения. Благодаря этому дистанционно управляемые суда при схожих размерах будут примерно на пять процентов легче кораблей с экипажем. Эти же контейнеровозы будут потреблять на 12-15 процентов меньше топлива, но благодаря освобождению дополнительного пространства смогут перевозить больше грузов.

При этом для обеспечения высокой надежности потребуется продублировать многие системы управления и контроля окружающего пространства. По оценке Rolls-Royce, безэкипажные суда будут востребованы на рынке морских перевозок, объем которого оценивается в 375 миллиардов долларов. В интервью агентству Bloomberg Оскар Левандер, вице-президент Rolls-Royce по инновациям в судовом машиностроении, заявил, что современный уровень технологий позволяет производить дистанционно управляемые суда, а общественное мнение уже готово к их появлению. По словам Левандера, перед Rolls-Royce стоит задача сделать безэкипажное судно таким же надежным, как и судно с экипажем.

Благодаря использованию дистанционно управляемых судов операторы смогут существенно экономить. В частности, содержание экипажа крупного контейнеровоза во время плавания в среднем обходится в 3,3 тысячи долларов в день. Это составляет примерно 44 процента всех операционных расходов на перевозку грузов морем. Кроме того, компьютерные системы безэкипажных судов смогут рассчитывать оптимальные параметры плавания и снижать расход топлива. По данным Rolls-Royce, новые типы судов позволят снизить уровень пиратства, поскольку у них на борту некого будет брать в заложники. Бортовые же системы обещают надежно защитить от взлома, что сделает угон судна невозможным.


Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce

Другие подробности о британском проекте пока неизвестны. Между тем, подразделение Blue Ocean уже построило в Олесунне в Норвегии прототип капитанского мостика, симулирующего круговой обзор реального мостика на корабле. На нем планируется изучать новые технологии дистанционного управления судами, правда пока лишь в виртуальной реальности. Впрочем, в подразделении объявили, что в перспективе наземные мостики будут похожи на прототип и их можно будет использовать для управления судами в открытом море. Первые безэкипажные суда могут появиться в Мировом океане самое раннее лет через десять, однако даже в этом случае повального перехода на дистанционно управляемые сухогрузы, скорее всего, не следует.

Идеи создания безэкипажных гражданских судов высказываются уже давно, однако первые практические шаги в эту сторону были предприняты лишь несколько лет назад. Пионером в этой области стал проект MUNIN (Maritime Unmanned Navigation through Intelligence in Networks, «морская безэкипажная навигация посредством информации в сетях»). Его реализацией занимаются девять компаний во главе с немецкой Fraunhofer CML при финансовой поддержке Евросоюза. Бюджет проекта оценивается в 3,8 миллиона евро, из которых 2,9 миллиона Евросоюз уже перечислил разработчикам.

К настоящему времени в рамках проекта в Гамбурге был создан капитанский мостик, оснащенный навигационными приборами, штурвалом и панелями управления и мониторами высокой четкости, имитирующими круговой обзор. Предполагается, что на эти мониторы будет выводиться изображение с дистанционно управляемого судна, которое получит имя «Отэмэт Сиуэйз» (Automat Seaways). Бортовые системы корабля будут регистрировать и анализировать температуру забортной воды и воздуха, скорость и направление ветра, волнение, данные о подводных препятствиях и надводных объектах и передавать их в наземный центр управления. В перспективе будет возможна и автономная работа корабля.


Безэкипажные грузовые суда Изображение: Rolls-Royce

Когда именно судно отправится в путь, пока неизвестно. Каким образом могло бы протекать первое плавание контейнеровоза без единого человека на борту, в художественной форме описывается на сайте проекта MUNIN. Согласно сюжету рассказа, контейнеровоз длиной 200 метров с грузом бумажного сырья массой 350 тысяч коротких тонн (317,5 тысячи тонн) весенним утром выйдет из порта Гётеборга в Швеции и направится в Кейптаун в ЮАР. Управлять судном будет попивающий кофе оператор из Виго в Испании. Поскольку в проливе Каттегат, на берегу которого стоит Гётеборг, судоходство довольно плотное, выводить «Отэмэт Сиуэйз» в открытое море придется экипажу.

После того как контейнеровоз выйдет за пределы зоны активного судоходства, экипаж с судна заберет катер или вертолет, а само судно переключится в режим дистанционного управления. Через 15 дней плавания датчик на судне обнаружит прямо по курсу на удалении 24 миль скопление рыбацких лодок и подаст соответствующий сигнал на пульт управления. Получив инструментальные и визуальные данные (изображения с инфракрасных и электронно-оптических камер), капитан на суше примет решение о перекладывании судна на новый курс во избежание столкновения. Собственно, на этом все «неприятности» плавания и закончатся. При подходе к Кейптауну управление «Отэмэт Сиуэйз» снова возьмут на себя люди, которых высадят на борт судна.

Завершение проекта MUNIN запланировано на сентябрь 2015 года. К этому времени планируется произвести симулированное плавание дистанционно управляемого судна и оценить общую экономическую эффективность проекта. Но когда именно безэкипажные суда появятся в Мировом океане, разработчики MUNIN прогнозировать не берутся. За регулирование мореходства отвечает Международная морская организация (IMO) ООН. Правила, разработанные IMO, распространяются на суда водоизмещением не менее 450 тонн, плавающие в международных водах, но не касаются военных кораблей и рыбацких катеров. Действующее международное право пока не подразумевает использование безэкипажных судов.


Проект капитанского мостика MUNIN Изображение: MUNIN

Разработка и испытание безэкипажных сухогрузов или контейнеровозов на данном этапе обязательно столкнется с определенными рисками. В частности, каждое судно, отправляющееся в плавание, и его груз должны быть застрахованы. Поскольку морское законодательство не оговаривает безэкипажные суда как класс, найти страховую компанию, которая возьмется их страховать, будет непросто. По этой же причине перемещение в международных водах безэкипажных кораблей будет считаться незаконным. Впрочем, отдельные государства могут организовать такие испытания в своих водах, но и это будет сложно из-за развитого судоходства вблизи берегов.

Впрочем, в интересах военных подобные разработки ведутся уже давно. Существуют и гражданские проекты дистанционно управляемых судов, однако все они касаются кораблей, чье водоизмещение существенно меньше 450 тонн, — следовательно, они не подлежат регулированию со стороны IMO. Например, в начале февраля 2014 года израильская госкомпания Israel Aerospace Industries объявила о создании надводного патрульного робота Katana. Этот робот может быть использован для автономной охраны морских платформ, входов в порты и военно-морские базы и патрулирования территориальных вод. Katana способен обнаруживать и классифицировать надводные цели, а также обеспечивать их сопровождение и перехват.

В августе прошлого года американская компания Swiftships Shipbuilders провела испытания прототипа надводного робота Anaconda, предназначенного для наблюдения, доставки боеприпасов и провизии и эвакуации военных. Новый робот сможет действовать в трех режимах: в первом управление будет осуществляться человеком на борту, во втором — дистанционно, а в третьем Anaconda будет действовать автономно в соответствии с программой и данными, поступающими с различных сенсоров. Anaconda фактически представляет собой небольшой катер, который можно транспортировать на борту вертолета типа Chinook.


Схема дистанционного управления судном Изображение: MUNIN

Между тем, студенты и преподаватели Нового университета Лиссабона разработали проект «сумчатой воздушно-поверхностной команды роботов для экологического контроля рек» (Marsupial Surface-Aerial Robotic Team for Riverine Environmental Monitoring) RIVERWATCH. В состав этой «команды» входит надводный автономный катамаран и беспилотный летательный аппарат, созданный по схеме мультикоптера. Этот роботизированный комплекс должен будет самостоятельно передвигаться по рекам, собирать данные об экологии и передавать их в центр управления.

Безэкипажное судоходство пока еще только начинает развиваться, и разработчикам потребуются годы, прежде чем крупнотоннажные суда начнут ходить в Мировом океане. Для сравнения, развитие беспилотной авиации шло куда более стремительными темпами: военные нескольких стран мира (и прежде всего в США) обзавелись таким количеством беспилотных летательных аппаратов, что еще в 2010 году встал вопрос об их интеграции в единое воздушное пространство, где «дроны» могли бы выполнять полеты наравне с пассажирскими и грузовыми самолетами. Определенных успехов на этом пути военные уже добились — к 2017 году ВВС и ВМС США намерены обзавестись полностью рабочей наземной системой увода беспилотников от столкновения в воздухе.

Newsland.ru

Похожие новости:
Биоинженеры собрали оптическую призму из частиц вирусов
Американские биоинженеры превратили спиральные частицы вирусов в кубики "Лего", из которых они собрали ряд объектов, в том числе и плоскую призму, которая расщепляет свет благодаря структуре, похожей по своему устройству на лапшу быстрого приготовления, говорится в статье, опубликованной в журнале Nature ..
2011-10-20 2591 0 Технология
0
Чуткий нос на страже безопасности пассажиров
На международной конференции по авиационной безопасности, которая проходила в начале октября в Амстердаме, «Аэрофлот» продемонстрировал свои наработки в борьбе с терроризмом. Служебные лабрадоры, овчарки и спаниели - привычная картина в европейских аэропортах. Четвероногие спецы способны учуять запах опасности как никто другой: ..
2011-10-20 2170 0 Технология
0
Светодиодные лампы могут быть вредны
Освещение, основанное на светодиодах, скоро станет едва ли не повсеместным — в домах, офисах, на городских улицах. Однако ученых настораживает воздействие этого энергоэффективного света. Возможно, такие лампы могут отрицательно сказаться на биологических часах человека. Дело в том, что свет ..
2011-10-20 7493 5 Технология
0
Британцы мумифицировали таксиста по египетскому рецепту
Те или иные способы бальзамирования тел умерших человечество практиковало и после эпохи древнего Египта. Но авторы необычного опыта считают, что именно они первыми наиболее точно и полно восстановили тот, легендарный способ фараонов. Эксперимент провели химик Стивен Бакли (Stephen Buckley) ..
2011-10-20 2483 0 Технология
0
Новая технология РЛС позволит видеть сквозь стены
Способность видеть сквозь стены – уже не предмет научной фантастики, благодаря новой технологии «радар», разработанной в лаборатории Линкольна Массачусетского технологического института. Так же, как люди и другие животные видят через волны видимого света, которые отражаются от объектов,  видит ..
2011-10-21 5694 0 Технология
1
В России грядет биореволюция
В эти дни в Москве прошло первое собрание технологической платформы "Биоиндустрия и Биоресурсы - БиоТех-2030". Будущее биотехнологии России - в лабораториях биологического факультета Московского университета. Альянс Московского государственного университета имени Ломоносова и корпорации "Ростехнологии" приносит первые плоды."Роли тут совершенно понятны. "Ростехнологии" ..
2011-10-22 2601 0 Технология
0
Биокомпьютеры будут основаны на живых организмах
Иссле­до­ва­тели из Импер­ского Кол­ле­джа в Лон­доне, пока­зали, что они могут постро­ить логи­че­ские эле­менты, кото­рые исполь­зу­ются для обра­ботки инфор­ма­ции в таких устрой­ствах, как ком­пью­теры и мик­ро­про­цес­соры, из без­вред­ных бак­те­рий кишеч­ника и ДНК. Это самые совре­мен­ные био­ло­ги­че­ские вычис­ли­тель­ные ком­плексы когда-либо создан­ные уче­ными. Про­фес­сор Ричард ..
2011-10-23 2256 0 Технология
0
Тротуар стадиона замостят плиткой, собирающей энергию шагов
Нехитрые устройства, которые поместят на тротуар, будут конвертировать энергию ходьбы туристов в электричество. Генератор электричества, работающий от кинетической энергии прохожих, создан британской компанией Pavegen Systems. Её руководителю Лоренсу Кембел-Куку пришла в голову мысль о том, что на популярных туристических ..
2011-10-23 2484 0 Технология
0
Израиль продемонстрировал миру квантовую левитацию
Серия новых опытов в яркой и наглядной форме продемонстрировала зрителям удивительные квантовые эффекты. Парящие без видимой поддержки предметы - можно ли придумать что-то лучшее для того, чтобы обычный человек мог "пощупать" квантовую физику? Ученые из университета Тель-Авива поставили несколько ..
2011-10-23 3399 0 Технология
0
Германия: ветряная и солнечная энергетика
В Германии, где к 2020 году более 30 проц электроэнергии предполагают производить на базе альтернативных источников, в ближайшие годы запланировано строительство до 30 тепловых электростанций, работающих на природном газе. Ориентированная на "зеленые" технологии электроэнергетика страны отдает предпочтение солнечным и ветряным электростанциям. ..
2011-10-23 5404 0 Технология
0
Свет заставили гнуть кремниевый мостик
Ученые создали микроскопический переключатель, для изменения положения которого используется свет. Статья ученых появилась в журнале Nature Nanotechnology, а ее краткое изложение приводит ScienceNOW. Устройство представляет собой кремниевый мостик-резонатор с линейными размерами 10 микрометров в длину, 0,5 микрометра в ширину и 110 микрометров в толщину. ..
2011-10-24 2306 0 Технология
0
Объем российского рынка инноваций составит 40 млрд рублей
«Только предприятия, созданные при участии «Роснано», до конца 2011 года произведут продукции более чем на 20 млрд рублей, а с учётом независимых производителей объём нового рынка составит около 40 млрд рублей», – сообщил вице-премьер РФ Сергей Иванов, выступая сегодня на IV Международном форуме ..
2011-10-27 2643 0 Технология
0
Руснанотех-2011 открылся в Москве
Четвертый международный форум по нанотехнологиям "Руснанотех-2011", в котором примут участие ведущие ученые и бизнесмены из стран Европы, Азии и Австралии, открылся сегодня в Москве. "На традиционной выставке инновационной продукции - "РуснанотехЭкспо-2011", которая пройдет в рамках форума с 26 по 28 октября, свои проекты ..
2011-10-27 2258 3 Технология
0
Ученые создали искусственную кожу из нанотрубок
Ученые Стэнфордского университета изобрели  искусственную кожу, которая ощущает нажатия, щепотки и прикасания. Датчики, изготовлены из силиконовой пленки и матрицы жидких углеродных нанотрубок обеспечивают возврат материала в его первоначальную форму, не смотря на количество проделанных над ним действий.  В сжатом виде, прохождение ..
2011-10-27 2983 0 Технология
0
В США проходит международный конкурс энергоэффективных домов
В США прошел Международный конкурс энергоэффективных домов. Мероприятие организовано министерством энергетики США и собрало 19 команд студентов-архитекторов из Америки, Китая и Новой Зеландии. Экспертная комиссия оценивала дома по десяти признакам, за каждый из которых был максимум 100 очков. Выиграла та команда, которая набрала ..
2011-10-27 2602 0 Технология
0