Представьте, что мы только начинаем развивать язык. И кто-то придумал новое слово для описания действия, мысли или чувства, например, «класс». Но в этом странном мире изобретатель данного слова потребовал, чтобы каждый, кто использует его, платил ему по доллару. Это бы значительно усложнило наш путь к становлению общества, в котором преобладает устное общение.
Именно таким образом я начинаю воспринимать войны за патент по усовершенствованию смартфонов и планшетов.
Мне не особо интересна недавняя победа Apple в американской версии патентного иска против компании Samsung из-за копирования формы и некоторых особенностей IPone и IPad. Теперь, когда Apple требует у Samsung снятие 8 устройств с продажи, мой единственный личный интерес состоит в том, станут ли запрещенные товары Samsung предметами для коллекционирования. Покажу ли однажды своему внуку телефон, который осмелился сымитировать IPone?
Однако, в то время как детали обязательств, налагаемых законом и влияние на курс акций, а также потребительский выбор, не лишают меня сна по ночам, всё равно в иске компании Apple есть что-то пугающее. Дело не в том, что Apple, являющаяся самой крупной фирмой в мире, превратилась в конкурентного монстра, а скорее в том, за какую сферу она борется. Кажется, будто войны из-за технологических инноваций больше не являются соревнованием за какое-либо конкретное устройство, теперь это – борьба за нас, людей.
Одно дело, когда Apple защищает внешний вид и свойства своего телефона, детали типа маленькой кнопочки внизу, которые кажутся простыми, но на самом деле появляются в результате долгого и кропотливого процесса разработки.
Но когда речь идет о движениях рукой, таких как повсеместная технология «смены масштаба щипком» с помощью которой пользователи увеличивают или уменьшают картинки и текст, это уже, кажется, совсем другая проблема. (Компания Apple, конечно же, отстаивала в суде, что это одно и то же, и что компания потратила время и деньги на оба вида исследований, и поэтому им не кажется, что результат может быть скопирован остальными).
Этим движениями мы научились у гаджетов, но теперь они уже стали родными человеку. Когда моей дочери было 3, я наблюдал за ее попытками совершить точно такие же движения, чтобы растянуть телевизионный экран. Это явление настолько распространенное, что многие компании, занимающиеся продажей телевизоров, теперь держат под рукой бутылочку очистителя для стекол, чтобы регулярно смывать детские отпечатки пальцев с гигантских плоских экранов.
А всё потому, что эти движения не являются просто технологическими инновациями – они стали своеобразным языком. Мы привязываемся к жестам и движениям, которые возникают из используемых нами в повседневной жизни. Перевести их в цифровую сферу, конечно, требует определенных способностей, но сами жесты не являются типичными областями, за которые традиционно боролись корпорации. Они внутри нас.
Обычно усовершенствования такого рода разрабатываются с помощью консорциума компаний. Образцы HTML, на которых держится вся сеть, не принадлежат одной-единственной компании, их развивали вместе и они используются всеми. Представьте, что одна компания, производящая музыкальные инструменты, обладала бы патентом на синтезатор, а другая – на настройку скрипки.
Пусть Apple и заслуживает награды за инновации, которые разрабатываются корпорацией, должны присутствовать определенные границы. Наше приближение к обществу, функционирующему в цифровой сфере, ничуть не менее важно, чем переход от устной речи к чтению и письму. Оно, как таковое, потребует в равной степени сильный дух кооперации от людей и компаний, которые нас к этому подводят.
Источник: in-text.ru