Американские ученые разработали покрытие, позволяющее заниматься кренинговкой (очисткой дна) кораблей тогда, когда судно находится в плавании. Этот материал при подаче на него электрического импульса сморщивается и в результате скидывает с себя прикрепившиеся организмы. Интересно, что технология была "подсмотрена" исследователями у природы.
Проблема обрастания днищ кораблей существует еще с тех времен, когда человек построил первую лодку. Что поделать, в море основная конкуренция между животными происходит не за пищу (которой там куда больше, чем на суше), а за место. От того, хорошее или плохое место займет организм, зависит много — и сколько пищи ему принесут течения, и насколько регулярно они же будут уносить его отходы, хватит ли ему кислорода, найдет ли он партнера для размножения и т. п.
Неудивительно, что обитатели океана от такой жизни просто толпами набрасываются на любую свободную поверхность, в том числе и днища кораблей. Что сразу же стало сказываться на скорости передвижения последних. Ну, а так как людям всегда свойственно спешить, то возникла такая процедура, как кренингование — корабль вытаскивали на берег и долго очищали от приставших к нему морских обитателей. Считается, что на государственном уровне это "развлечение" впервые сделал обязательным древнегреческий стратег Фемистокл — он настоял на принятие закона о регулярном кренинговании афинских триер. Возможно, именно поэтому греческий флот так легко справился с персидским в битве у Саламина.
Впрочем, кренинговать корабль всегда было нелегко — для этого требуется много сил и времени. Часто именно из-за этого капитаны теряли свои корабли, особенно часто такое происходило среди пиратов Карибского моря. Как только они начинали кренинговку, сразу появлялся патрульный корвет или же флибустьер-конкурент, который несколькими залпами разносил в клочья совершенно беззащитное судно. Большинство пиратских кораблей закончили свою жизнь именно так.
Но даже и в наше время, когда для очистки дна существует множества механизмов и интересных технологий, это процесс все равно занимает много времени. Более того, по прежнему нормальное кренингование возможно лишь на берегу в доке. Это значит, что корабль во время плавания будет постоянно "тяжелеть" и к концу его скорость может сильно упасть. Ну, а это, как вы понимаете, подразумевает и лишний расход топлива, и дополнительные остановки для ремонта механизмов (которые быстрее изнашиваются при увеличении общей нагрузки) и прочие неприятности.
Однако, похоже, скоро всему этому придет конец. Два американских инженера Пханиндхар Шивапуджа и Ван Ци Мин из Университета Дьюка (США) создали покрытие, которое можно наносить на днища кораблей как краску. Данное покрытие обладает интересным свойством — оно способно само стряхивать с себя прикрепившихся морских "безбилетников". Интересно, что сама технология была "подсмотрена" учеными у живых организмов.
Давно известно, что когда серый кит обсыхает на берегу во время отлива, то он избавляется от кожных паразитов следующим образом — его кожа, высыхая, сморщивается и тем самым просто сталкивает с себя прикрепившихся животных, которые не могут так быстро уменьшить площадь своей прикрепительной поверхности. Собственно говоря, именно для этого китам и требуется время от времени обсыхать. Похожим образом действует мерцательный эпителий человеческих легких, выталкивающий своими сокращениями загрязнения и потенциально патогенную микрофлору.
Изучив механику всех этих процессов, изобретатели создали поверхность, которая может сморщиваться под действием электрического импульса. Соответственно, если это произойдет, то все приставшие к днищу корабля "зайцы" быстро открепятся. Ну, а следующий разряд возвратит материал в нормальное состояние. Таким образом кренинговкой можно будет заниматься в то время, когда судно будет находится в океане. Причем несколько раз в течении одного плавания.
Ученые пока не раскрывают секрет своего нового вещества, однако известно, что оно представляет собой смесь органических полимеров, в которой имеются неорганические наночастицы. Они так же заявили, что сейчас разрабатывают и другой вариант покрытия — который мог бы сморщиваться при повышении оказываемого на него давления. Изобретатели так же отметили, что проверки эффективности покрытия были проведены лабораторные испытания, показавшие действенность нового средства очистки от самых различных бионаростов в морской воде.
Коллеги же разработчиков считают, что данная технология может применяться не только в кораблестроении. Это покрытие вполне подойдет для внутренней поверхности канализационных труб, а также на мембранах водоочистных и опреснительных систем — ведь там со временем тоже могут появляться бионаросты. Которые, понятное дело, не помогают, а только мешают…
Источник: golosscience.com