"Город будущего". Nano Korea 2013

"Город будущего". Nano Korea 2013

Обычный банан разбивается как стекло, а яблоко крошится на мелкие кусочки: российские ученые изобрели хладагент, способный давать сверхнизкие температуры. Сейчас в холодильной отрасли Россия занимает первое место, опередив лидеров — Японию и США. Минус 155 градусов в обычной холодильной установке. Кому нужны такие рекордные температуры? 

Пятисекундное видео из Испании шокировало весь мир: электропоезд на скорости 190 км в час буквально слетает с магистрали и переворачивается. А все потому, то машинист разогнался слишком быстро, и состав просто не вписался в поворот.

Российские железнодорожники считают, что у нас такая трагедия маловероятна: каждый локомотив оборудован автопилотом, одна из функций которого – блокировать повышение скорости на опасном участке дороги.

"Все пассажирские поезда на электротяге, все оборудованы системами автоведения", — подтверждает первый заместитель генерального директора ООО "АВП Технология" Леонид Сорин.

Закрытие самой большой свалки Латинской Америки. За треть века здесь скопилось более 70 миллионов тонн отходов. Наши специалисты уверены: такие горы мусора в России не вырастут. Их технологии позволяют получить электричество, уничтожая пахучие отходы.

"Это осадки сточных вод, твердые бытовые отходы, органические агроотходы – навозы, пометы", — поясняет доктор технических наук, профессор, председатель Совета директоров группы компаний "НИККОМ" Валерий Лурий.

Международная космическая станция. Космонавты вынуждены месяцами питаться сублимированными и обезвоженными продуктами. Однако наши ученые знают, как доставить на орбиту свежие фрукты и овощи.

"Начало этих работ – это создание системы бортового питания на станции "Мир", которой, к сожалению, уже нет", — говорит генеральный директор ОАО ЦНИИ "Курс" Вячеслав Уманский.

Что же объединило эти, казалось бы, разные компании? Сегодня этим связующим звеном стала наноиндустрия.

Июль 2013 года, столица Южной Кореи Сеул. В разгаре — самая крупная выставка юго-восточной Азии Nano Korea 2013. Здесь воочию можно увидеть ближайшее будущее планеты и найти партнеров для воплощения технологических фантазий в жизнь. Россию представляет не одна и не две, а сразу 23 предприятия. Такой хайтековский десант в рамках единой экспозиции организовал Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы.

Как оказалось, нашим новаторам есть, что предложить зарубежным партнерам. Например, новейшую интеллектуальную систему контроля за движением железнодорожного транспорта. Это так называемая система автоведения. Ее задача — безопасно и с минимальными затратами энергии доставить пассажиров и грузы из пункта "А" в пункт "Б". В масштабах страны экономический эффект от внедрения автопилота уже исчисляется сотнями миллионов рублей.

"Как правило, от 3 до 8% эффект получается, — уточняет Леонид Сорин. — Мы сейчас разрабатываем систему, которая позволит информировать машиниста о расписании. Ему по электронной диспетчерской связи будет присылаться расписание. Расписание автоматически будет вводиться в систему автоведения, и дальше машинист будет просто наблюдателем".

По словам разработчиков, почти за 15 лет работы на стальных магистралях ни одной аварии по вине автопилота не было. Точная отладка системы происходит как на реальных локомотивах, так и на специальных тренажерах. Подробнее об этом – Дмитрий Волковский – руководитель департамента развития ООО "АВП Технология": "Это устройство помогает проверить то программное обеспечение, которое будет загружено на реальный локомотив. И на этом тренажере полностью повторяются все приборы локомотива – управление тягой, управление тормозами. Машинисту выводятся графические дисплеи, на которых отображается информация о расположении поезда, о предстоящих ограничениях скорости, выполнение расписания и другая информация. Управление движением локомотива обеспечивает соответствующая аппаратура. Блок центрального процессора получает сигнал от всевозможных датчиков и вырабатывает команды управления. Именно этими блоками обеспечивается управление схемой локомотива".

Насколько эффективна цифровая электроника в экстремальных ситуациях, можно проверить в ходе эксперимента. Поезд подходит к перрону, и, как это часто бывает, кто-то старается перебежать дорогу прямо перед несущимся локомотивом. Например, шустрая бабушка. При появлении человека на пути машинист должен применить экстренное торможение. На самом деле экстренным торможением руководит не человек, а микропроцессор. Снижение скорости происходит плавно, чтобы состав не сошел с рельс и при этом тормозной путь был минимальным. Электроника спасает жизнь бабушке.

Однако система автоведения — это не только безопасность, но и контроль за работой двигателя локомотива, а так же за порядочностью самого машиниста. "Воровство, к сожалению, имеет место быть практически во всех странах, — констатирует Леонид Сорин. — Даже в Корее узнавал – тоже топливо воруют".

Контроль идет в реальном времени, во время движения состава. Чувствительные ультразвуковые датчики, установленные в баке локомотива, измеряют уровень топлива и отправляют данные по радиоканалу. Полученный сигнал анализируется компьютером и если зафиксировано нарушение, то выдается сообщение диспетчеру. Он может тут же связаться с машинистом и выяснить причину "утечки".

Сердце всей системы – высокоточные датчики, изготовленные с применением нанотехнологий. "Данные, полученные от измерения УЗ-волны, которая подается от сенсора до верхнего уровня бака, используется системой для определения плотности и количества топлива, — добавляет Дмитрий Волковский. — При этом приведенная точность измерений составляет 0,64%, что выгодно отличает данную разработку от ряда существующих аналогов".

Сложно поверить, но внутри холодильной камеры сверхнизкая температура – минус 85 градусов. Однако добиться таких уникальных параметров нашим специалистам удалось с помощью обычного холодильного оборудования. Его можно встретить в любом продуктовом магазине. Секрет разработки – в составе хладагента. Он так же был создан с применением нанотехнологий.

"Мы сумели создать такие смеси, которые позволяют на самом обычном компрессоре выйти на такие низкие температуры, — рассказывает генеральный директор ОАО ЦНИИ "Курс" Вячеслав Уманский. — Чтобы их достичь, надо в обычном варианте делать двухкаскадную схему. Это два компрессора, большее количество теплообменной аппаратуры. С температуры -50 ушли в -90. С -90 ушли на -120, со 120 ушли на -150. И сейчас продолжаем работать в этом направлении".

Сегодняшний рекорд специалистов компании – минус 155 градусов. Кому же нужны такие сверхнизкие достижения? Например, без технологии "захолаживания" не обойтись при изготовлении турбин авиамоторов. Сотни лопаток двигателя должны пройти закалку холодом, чтобы повысить свою прочность.

Мировая трансплантология до сих пор не имеет надежного и мобильного холодильника для доставки органов по всей планете. Плазма крови требует постоянного многолетнего охлаждения. Стволовые клетки, костный мозг, вакцины – вот далеко не полный перечень того, что может долго "жить" только при сверхнизких температурах.

Насколько же эффективно и быстро может замораживать данная технология материалы? Проведем простой, но очень эффектный эксперимент. Рассказывает Александр Кротов – и.о. начальника отдела холодильной техники ОАО ЦНИИ "Курс": "Сейчас в нашей низкотемпературной камере – минус 86 градусов. Чтобы продемонстрировать глубину заморозки в этой камере, мы сегодня утром загрузили некоторые продукты. Посмотрим, что с ним стало. Виноград, бананы, яблоки, куриные яйца. Попробуем на примере винограда. Он раскалывается как стекло — заморозка очень глубокая".

При такой температуре все биологические материал становятся очень твердыми и хрупкими. Как видите, банан, который обычно очень мягкий, при глубокой заморозке становится как стекло и разбивается в крошку.

Как видим, технология работает. Разработанная еще в советское время для питания космонавтов, она оказалась жизнеспособной и в суровых экономических условиях современности. По надежности и ценовой политике разработка наших специалистов опередила лидеров холодильной отрасли – Японию и США.

"У нас дешевле, примерно на 15-20%, — констатирует Вячеслав Уманский. — Я считаю, что в нашей стране достаточно удобно работать, поэтому мы не ставим вопрос уйти с этой технологией и делать совместное предприятие на Западе. Если и делать, то, конечно, в России".

В чистоте проектного бюро рождается технология, способная спасти нас от гор пахучего мусора и дымящихся свалок. По их мнению, миллионы тонн органических отходов – это ценный энергетический ресурс. Надо только с интеллектом подойти к этой проблеме. Продолжает Александр Панкратов – кандидат технических наук, профессор, генеральный директор ООО "НИККОМ Новые технологии": "Наши технологические решения позволяют получить 5 видов продукции. Это горючий газ, электроэнергию, тепло, удобрения и твердое топливо".

Секрет новой технологии — в многоступенчатой системе выделения ценного топлива из органических отходов. Первый этап – подготовка сырья. Сначала биомасса сгружается в бункер и подается в мощную трубу-сушилку. Внизу агрегата находится измельчитель, который буквально в порошок перемалывает отходы. Здесь же подается горячий газ с температурой около 400 градусов.

"И этими горячими газами, измельчитель и горячий газ поднимают измельченную влажную часть, и, проходя в вихревом потоке по трубе-сушилке, он отдает влагу и сушится", — добавляет Валерий Лурий.

Далее – сепарация: отделение негорючих элементов, камней, металлов, пластика от горючей биоорганики. Она более сухая, легкая и с потоком горячего воздуха поступает в специальные циклонные фильтры.

"Он проходит через мультициклоны, где более тонко очищается от твердой части, которая попадает в бункер, — продолжает Валерий Лурий. — На выходе — измельченное сухое топливо".

Но если необходимо выработать электричество и тепло, то включается второй этап переработки. Высушенное топливо поступает в вихревой газогенератор. Это патентованная разработка предприятия. Именно здесь используются современные нанотехнологии, увеличивающие термическую и механическую стойкость агрегатов.

В камере газогенератора сухое топливо разлагается на золу и смесь газов, самый ценный из которых — метан. Далее — снова очистка и на выходе газ напрямую подается в дизельный двигатель.

"И он работает на нашем газе, — говорит Валерий Лурий. — Очень хорошо запускается, работает и выдает дымовой газ с температурой 500-550 градусов, но он чистый. Настолько, что запаха никакого не ощущается. И вот этот газ мы отбираем и подаем в нашу сушилку, в голову процесса".

Вся установка имеет хороший, по меркам малой энергетики, КПД по электричеству – почти 40%. При этом мощность станции может обеспечить светом и теплом большой поселок с населением около 10 тысяч человек.

"Наша технология отвечает духу времени, — убежден Александр Панкратов. — Она не требует накопления запасов, не требует сложных процессов как биогазовые станции, не является такой дорогостоящей как технология пиролизация отходов. Мы сегодня вписываемся в экономику, позволяющую окупать затраты в пределах 4 лет.

Поездка в Южную Корею – это уже вторая подобная акция Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы. Первая прошла в чешском Брно и получила положительные отзывы столичных новаторов. Нынешний визит подтвердил правильность выбранного направления.

"Это очень хорошая идея, — считает Леонид Сорин. — Организуются встречи с возможными местными инвесторами, потребителями. Очень хорошо организована система презентации. Каждой фирме выделяется 120 секунд на то, чтобы рассказать про себя. И это дает возможность быстро большому количеству людей объяснить, что мы представляем".

"Мы искали партнера для расширения наших возможностей, — рассказывает Вячеслав Уманский. — В той же Корее был высказан интерес к созданию малогабаритных ларей, чтобы исследовать под микроскопом ткани".

И это только начало для расширения международного сотрудничества. Каждый из таких визитов – лишнее подтверждение того, что Москва была и остается городом инноваций.

vesti.ru

Похожие новости:
Кения построит в саванне город будущего
Кенийское правительство объявило о планах инвестировать 14.5 млрд. долларов в строительство нового города под названием Konza Technology City, который, по словам президента страны Мваи Кибаки, должен стать своего рода Силиконовой долиной на африканском континенте, сообщает ..
2013-01-31 2312 0 Технология
-1
Facebook пригласила посмотреть на "дом на Android"
Facebook пригласила журналистов на презентацию 4 апреля. Тема мероприятия, которое пройдет в штаб-квартире компании (город Менло-Парк, штат Калифорния), не раскрывается. "Приходите посмотреть на наш новый дом на Android", — говорится в пресс-релизе. Как указывают источники блога TechCrunch, компания Марка Цукерберга ..
2013-03-29 1800 0 Технология
0
Samsung хочет запатентовать "распознаватель эмоций"
Смартфоны будущего Samsung, вероятно, смогут определять настроение своего владельца. Компания подала в Бюро США по патентам и товарным знакам (USPTO) заявку, в которой описывается система распознавания эмоций на основе выражения лица человека. В соответствии с патентом, новая технология ..
2012-04-27 2127 0 Технология
0
Сенсорный пол будущего сможет определить сердечный приступ домовладельца
"Умные дома" будущего наверняка обзаведутся способностью узнавать своих хозяев. Один из способов – с помощью сенсорного пола, патент на который на днях получили разработчики компании IBM. Инженеры одного из крупнейших в мире производителей аппаратного и программного обеспечения придумали, ..
2012-04-10 2776 0 Технология
0
Крупнейшая техновыставка мира открылась в Германии
CeBIT – крупнейшая в мире международная выставка по информационным технологиям и телекоммуникации – 4 марта начала свою работу Ганновере. В церемонии её открытия приняли участие Канцлер Германии Ангела Меркель и премьер-министр Польши Дональд Туск. Польский премьер отметил достижения ..
2013-03-6 2185 0 Технология
0
Японция строит город под водой
Группа японских архитекторов из компании Shimizu Corp, решили создать уникальный город будущего, распложенный на дне океана, под названием Ocean Spiral. Новый подводный город будет разделён на три яруса, в первой секции под водой, будет размещена огромная сфера диаметров в 0,5 км, её верхушка ..
2015-01-24 7177 0 Технология
1
Гигантская батарея запитала 1400 домов
Крупнейшую в своём роде топливную ячейку мощностью один мегаватт установила во Фландрии химическая компания Solvay. Супербатареей, как называет её Discovery News, обзавёлся завод SolVin близ Антверпена. Топливная ячейка вырабатывает "чистое" электричество за счёт реакции водорода и кислорода, ..
2012-02-11 2691 0 Технология
0
Sony и Panasonic обещают 300-гигабайтные "DVD будущего"
Японские компании Sony и Panasonic договорились совместно начать разработку сверхъемких "дисков будущего". Следующее после Blu-ray поколение оптических носителей сможет вмещать 300 ГБ данных и более. Изначально новинка будет предназначена для профессионалов, однако позже, считают разработчики, ..
2013-07-29 1850 0 Технология
0
Сила мысли и искусственное тело: технологии обозримого будущего
Многие футуристы сходятся во мнении, что через 20-30 лет средства связи уже не будут существовать, потому что люди смогут мысленно общаться друг с другом. Насколько это возможно? Ведущие "Утра России" попытались заглянуть в будущее вместе с футурологом, лидером движения "Россия ..
2012-01-23 3102 0 Технология
0
Очищать воздух в помещениях помогают растения
Давно известно, что растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород. Но их полезные свойства этим не исчерпываются. Растения - и уличные, и комнатные - способны поглощать ядовитые газы и снижать концентрацию других вредных примесей в воздухе. [Сэмюэль Энде, агроном]: «В офисах и квартирах принтеры, мебель, ..
2012-04-11 3121 0 Технология
0
Индия: первая операция по вживлению насоса сердца
В Индии впервые проведена операция по вживлению в тело пациента искусственного сердечного насоса. Сложнейшую процедуру перенёс 42-летний мужчина после того, как ему поставили диагноз редкой болезни сердца. Операцию провели в больнице города Ченнаи. Теперь Сатиш Кумар сможет ..
2013-10-1 2179 0 Технология
0
"Лампочкой будущего" можно управлять по Bluetooth
Казалось бы, зачем простейшему осветительному прибору нужна встроенная технология беспроводной передачи данных? Однако создатели Bluetooth-лампы нашли ответ на этот вопрос. Благодаря новому изобретению пользователь получит возможность контролировать интенсивность и цвет освещения при помощи приложения ..
2012-08-20 1983 0 Технология
0
Пять технологий, которые изменят нашу жизнь
Компания IBM сделала ежегодное предсказание пяти перспективных инноваций, которые окажут наибольшее влияние на повседневную жизнь на протяжении пяти следующих лет. Они возникнут благодаря объединению облачных вычислений, аналитики больших данных, технологий обучения и средств безопасности. По мнению ..
2013-12-18 2587 0 Технология
0
В Финляндии будут строить город будущего без автомобилей
Город будущего для людей, но без машин … так, будет выглядеть Jätkäsaari в скором будущем. Проект перестройки района Länsisatama (Западная гавань), представленный департаментом городского планирования Хельсинки, охватывает следующие районы: Ruoholahti (деловой район), Jätkäsaari (транспортный ..
2015-08-10 5196 0 Технология
1
Нанопленка защитит смартфоны от воды
Следующие модели популярных смартфонов от Apple и Samsung могут стать водонепроницаемыми. Компания ZAGG представила на выставке CES 2012 в Лас-Вегасе высокотехнологичную пленку из наномолекул, защищающую корпус устройства от попадания воды внутрь. Технология, получившая название HzO, поможет избавиться ..
2012-01-23 3024 0 Технология
0