Составлен рейтинг самых популярных научных открытий 2011 года

Самой читаемой научной новостью уходящего 2011 года стало открытие, что вакуум может испускать свет, если в него в полную темноту поместить зеркало или его аналог, в данном случае пластину сверхпроводящего квантового интерферометра, от которого будут отражаться виртуальные фотоны. Для этого потенциальный источник света надо перемещать очень быстро, со скоростью, близкой к световой. Эксперимент удался шведским ученым из Гетеборга, которые в результате смогли получить фотоны, то есть материю буквально из ничего.

На втором месте в Top Ten 2011 популярных у публики научных открытий по версии международного еженедельника The Nature оказались мюонные нейтрино-субатомные элементарные частицы, обладающие пусть очень маленькой, но все же массой, которые удалось разогнать до скорости, превышающей скорость света, что пошатнуло основы физики. Это необъяснимое с точки зрения предшествующей теории физики явление вот уже три года наблюдает научный коллектив из 160 сотрудников Европейского центра ядерных исследований в Швейцарии. Открытая аномалия не только ставит под сомнение теорию относительности Эйнштейна, но и опровергает постулат, что прошлые события не могут влиять на еще не произошедшие, что открывает перспективу вплоть до возможности управлять будущим.

Третье место занял "волосатый" глубоководный краб, который сам выращивает на своем панцире колонии бактерий, похожие на волосы, чтобы потом ими же и питаться. Забавно выглядящее создание полюбилось читателям, которые за внешний вид прозвали его "йети", подразумевая сходство со сказочным "снежным человеком", которому принято приписывать крайнюю лохматость.

Краб сумел обойти не только известие от генетиков из университетов США, что в давние времена самец человека обладал половым органом с пупырышками, как и, к примеру, шимпанзе, (это фривольное открытие заняло четвертое место), но и радостную новость про создание вакцины против СПИДа, которая, правда, подействовала пока только на лабораторных мышей. Надежду человечеству на победу над страшным заболеванием дали ученые из Калифорнийского технологического института под руководством нобелевского лауреата, вирусолога Дэвида Балтимора. Для этого они вкалывали в мышцы подопытных дозы неопасного "связанного" вируса, от чего мыши "сами из себя" начинали вырабатывать антитела, защищающие от ВИЧ.

Далее следует открытие трио физиков во главе с Мэтью Пьюзи из Imperial College в Лондоне, что волновая функция, одна из основ теории квантовой механики, может быть наблюдаемым физическим явлением, а не только теоретическим концептом, каковым его считали многие ученые. Эта функция использовалась прежде для описания "чистого состояния системы". Хотя непосвященным сложно понять, в чем здесь дело, специалисты говорят, что превращение волновой функции из чисто статистического понятия в нечто реально существующее потрясает сами основы квантовой теории. Эта непростая для понимания "дилетантами" новость заняла шестое место.

За ней идут "солнечные камни" викингов, которые позволяли знаменитым мореплавателям и пиратам ориентироваться при навигации. Эти заменители компаса, которого тогда не было у европейских моряков, многократно упоминались в древних исландских легендах. Международная команда ученых приблизилась к разгадке секрета этих артефактов, пишет сайт "КМ", предположив, что речь идет о кристаллах минерала шпат, распространенного в Исландии. В отшлифованном виде они отфильтровывают поляризованное излучение Солнца, что позволяет ориентироваться в океане даже в пасмурную погоду.

На восьмом месте - "живой лазер", который исследователи в Гарварде исхитрились добыть из человеческой печени. В результате эксперимента клетка этого органа начала испускать направленный луч зеленого цвета, видимый невооруженным глазом.

Предпоследнюю строчку в рейтинге заняли новые приключения Большого адронного коллайдера, который поставил под сомнение теорию суперсимметрии, хотя первоначально ученые при его помощи желали ее подтвердить.

И замкнул десятку ученый Карло Контальди из того же лондонского Imperial College. Он усомнился в новости номер 2 в этом рейтинге. Возможно, победу над скоростью света и теорией относительности праздновать еще рано. Контальди указывает, что ученые в Швейцарии при своих экспериментах с нейтрино не учли неточность во времени, что немудрено, когда речь идет о столь малых частицах, наблюдаемых считаные наносекунды.

Коллеги Контальди пользовались для синхронизации часов одним и тем же спутником GPS. Но уровни гравитации в точках "старта" и "финиша" нейтрино, между которыми проводят эти опыты, несколько различаются. А согласно теории относительности, разница в силе тяжести может заставить часы в разных местах тикать с разной скоростью. Контальди отмечает, что ученые Европейского континента не учли этот момент, а значит, слишком опрометчиво поспешили объявить о сенсационной аномалии.

Источник: newsru.com