В Мурманске началась подготовка сезонной арктической станции "Барнео". Первый груз на специально выбранную льдину уже прибыл, причем способ его доставки — уникален. Палатки, продукты, топливо и даже тракторы десантировали с борта самолета на специальных платформах.
Транспортный ИЛ-76, забитый под завязку топливом и оборудованием для полярной станции "Барнео", ждет команду на взлет. До точки сброса в районе 89-го градуса северной широты – почти четыре часа полета. К этой экспедиции экипаж и полярники готовились несколько месяцев – уточняли погодные условия и координаты льдины, на которой оборудуют базовый лагерь. Погрузку в самолет начали в Мурманске. Платформы с топливом аккуратно, друг за другом установили на специальные рельсы.
"Важно чтобы платформы нормально закатывались и фиксировались на замках, чтобы не было никакой задержки во время перемещения. Поэтому когда их устанавливают — смотрят, чтобы ролики нормально работали, никакого зацепа, заедания", — объясняет инструктор-парашютист Московского регионального поисково-спасательной базы гражданской авиации Юрий Кущенко.
Вес каждой платформы — около тонны. Перед вылетом парашютисты еще раз проверили укладку парашютов. Во время выброски они должны раскрыться практически сразу на высоте около километра, при приземлении — отстегнуться, чтобы не повредился груз. Специальная амортизирующая подушка на днище платформы смягчит удар о лед. Технологии военные – по такому же принципу в армии происходит десантирование военной техники.
Короткая полоса суши — и самолет, еще набирая высоту, оказывается над незамерзающими водами Баренцева моря. Через два часа полета в иллюминаторах появляются первые льдины. На борту в это время десантники – те, кто будет прыгать вместе с грузом — начинают подготовку к прыжку.
Их шестеро. Владимир Плигин – две тысячи прыжков, большая часть в Заполярье. Врач Юрий Вавулов – в обычной жизни хирург Смоленской больницы — 600 прыжков. У Алексея Будницкого, легенды парашютного спорта – более пяти тысяч прыжков в горах и на экваторе, но десантирование в Арктических широтах он называет самым сложным.
"Непонятны метеоусловия — у нас есть то, что дают нам метеорологи, прогноз и так далее, но Север — вещь такая, что погода меняется моментально, условия меняются моментально, и что конкретно будет нас ждать внизу — мы не знаем. И в этой ситуации задача — очень четко выполнить свою работу", — говорит Алексей Будницкий.
Звучит команда "приготовиться к десантированию груза" — до точки сброса осталось 10 минут. Самолет резко снижается – теперь нужно отыскать большую льдину без полыньи и разломов. Время ограничено, запасов топлива – лишь на обратную дорогу.
Вместе с топливом при первом десантировании на льдину выбросят так называемую таборную платформу. Здесь теплые вещи, палатки, спальники, набор продуктов на две недели и даже лопаты — трудиться на льдине десантникам придется много.
Задача десантников — подготовить на Северном полюсе базовый лагерь и взлетно-посадочную полосу. Ждать помощи им неоткуда, рассчитывать придется только на себя. На предельно-малой высоте пилоты тянут штурвал на себя, турбины ревут на максимальной мощности. В это время платформы по инерции выходят из рампы – люка в хвосте самолета.
Самолет заходит еще на один круг, наблюдатели передают — платформы приземлились на лед. Теперь очередь десанта — один за одним раскрываются белые купола парашютов. Самолет берет курс на Мурманск. Впереди у экипажа еще два вылета к полюсу — необходимо доставить еще около 50 тонн груза. Но уже можно с уверенностью сказать: российская полярная станция "Барнео-2012" начала свою работу.
Источник: vesti.ru