Каждый изобретатель должен отправить свое детище в большой мир, прямо как родитель своего ребенка. Но иногда этот ребенок становится доктором наук или кинозвездой, а иногда оказывается в часовой башне с винтовкой.
Вот яркие примеры великих изобретателей в истории, которые увидели, как жизнь их детища приняла абсолютно неожиданный, часто ужасающий поворот... Орвил Райт (1871-1948) Изобрел: самолет Увидел: уничтожение целого города.
Многим известна история братьев Райт. 17 декабря 1903 года Орвилл совершил первый полет на самолете. У него были большие мечты на счет изобретения, сделавшего их с братом знаменитыми. Он думал, что оно положит конец войнам навсегда. В 1915 году, Орвил (к тому времени его брат Уилбур уже умер) предвидел, что воздушная разведка сделает войну «слишком дорогой, слишком медленной, слишком сложной, слишком затянутой», чтобы этим заниматься.
Когда США вступили в Первую мировую войну, Орвил уверенно написал, что нация с воздушными разведчиками «выиграет войну и положит ей конец».
Во что это превратилось? Пока Орвил смотрел на самолет и мечтал о мире во всем мире, все остальные думали, что люди сверху кажутся крохотными муравьями, которых легко раздавить.
Он все еще держался за идею. В конце Первой мировой, он писал, что «самолет сделал войну настолько ужасной, что вряд ли какая-нибудь страна захочет снова начать войну», а через 5 лет по радио он объявил, что «самолет, внушающий правительствам осознание возможных разрушений, стал могущественным инструментом мира».
И тут военные инженеры почесали затылок, поняв, что до этого они и не задумывались о возможных разрушениях и начали считать, сколько бомб поместиться в один самолет.
Орвил Райт не терял оптимизма до самой своей смерти в 1948, а значит, он успел увидеть... ... сброс атомной бомбы. В 1945 году, изначально хрупкое изобретение, которое едва ли могло оторваться от земли, сбросило разрушительные бомбы на Хиросиму и Нагасаки.
Это было кульминацией 6-летней разрушительной войны, в которой город за городом сотрясались от авиационных бомбардировок. Однако, и это не сломило дух изобретателя.
В письме другу, вскоре после атомных бомбардировок, он писал: «Когда-то я думал, что самолет остановит войну. Теперь меня интересует, смогут ли это сделать самолет и атомная бомба».
Питер Карл Голдмарк (1906-1977) Изобрел: долгоиграющую пластинку Увидел: как рэперы-диджеи затирают ее до дыр.
Во времена второй мировой войны существовали лишь пластинки со скоростью вращения 78 об/мин, от чего все звучали, как бурундуки из мультика. Большим неудобством также были ограничения по времени. Одна сторона звучала лишь 5 минут. Голдмарк вспоминал 1945 год: «Я был на вечеринке, слушал Брамса в исполнении великого Горовица.
Вдруг раздался щелчок - самый ужасный звук, когда-либо изобретенный человеком - прямо посреди музыки. Кто-то поспешил перевернуть пластинку. Настроение было испорчено». Вот Питер Карл Голдмарк и решил изобрести LP, долгоиграющую пластинку.
Нельзя недооценивать масштабов, в которых она изменила сам процесс создания музыки. Не ограничиваясь больше расчлененкой грампластинок с 78 об/мин, музыканты могли создавать целостные произведения, а слушателям не нужно было вскакивать и менять пластинку каждые 5 минут.
«Биттлз» не стали бы «БИТТЛЗ» без необходимого формата для создания «Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band». Так что же могло пойти не так? Во что это превратилось?
Можно вспомнить бедствие прогрессивного рока (единственного развившегося жанра, давшего возможность диджеям выйти из студии и накуриться) и его многочисленные треки, длящиеся более 15 минут, благодаря бессмысленным басам и бесконечным соло. Но, еще большее оскорбление изобретению Голдмарка, мечтавшего беспрерывно слушать Брамса, было нанесено в южном Бронксе уже на закате его жизни.
Здесь процветала техника турнтаблизма, под названием скретчинг, развитая нью-йоркскими диджеями 70-х, в особенности такими выдающимися личностями как DJ Кул Герк, Грэнд Уизард Теодор и Грэндмастер Флэш.
Нельзя утверждать, что 70-летний Голдмарк ходил на эти вечеринки, но можно только представить его реакцию на то, что скретч (царапанье) - «самый ужасный звук, когда-либо изобретенный человеком» - вдруг стал звуковым эффектом, благодаря ребятам в золотых цепях, кричащих на весь подвал, забитый кайфующими чуваками, готовы ли они к началу вечерухи.
Фило Тэйлор Фарнсуорт (1906-1971) Изобрел: современное телевиденье Увидел: «Дом 2» Суть изобретения История человека со смешным именем Фило Тэйлор Фарнсуорт представляет собой не самое интересное чтиво, предлагая длинный и скучный перечень финансовых трудностей, производственного шпионажа, правовых войн, тяжелых времен, запоев и нервных срывов. Но человек был гением, рожденным в хижине и теоретизировавшем основные принципы электронного телевиденья, сажая картошку в свои 14 лет.
Несколькими годами позже, ухаживая за своей будущей женой, Фило рассказывал ей свои мечты о будущем телевиденья.
Элма Фарнсуорт вспоминала: «Он видел, что телевиденье даст людям возможность узнать друг о друге. Он верил, что узнав, как живут другие люди, всемирные проблемы будут решаться за столом переговоров, а не в кровопролитных сражениях.
Он думал, что можно получить образование с помощью телевиденья, и что оно может использоваться для развлечений, спорта и новостей». Во что это превратилось? Он был абсолютно прав! И продвинулся в вопросе довольно далеко. Касательно образования, можно сделать скидку на то, что он использовал термин в более широком смысле. Но с самого начала идея обогащения знаний человечества была отодвинута на задний план телевикторинами, симпатичными мартышками, дурацкими ситкомами и реалити шоу.
В 1961 году, председатель Федеральной комиссии связи США, Ньютон Минов, произнес свою знаменитую речь Национальной ассоциации работников вещания, описывая ужасы телевиденья, которое он назвал «безграничным пустырем».
Тем временем, Фило Тэйлор Фарнсуорт наблюдал за этим с нарастающим сожалением. Он создал подобие монстра, который лишь помогал людям тратить попусту их жизни. Если бы он прожил достаточно долго, он бы увидел худшую подборку предложений телевиденья, больше подходящую для интеллектуального голодания. Хотя в последние годы его жизни на экране таки появилось нечто стоящее - трансляция высадки на луну.
Мэри Фелпс Джакоб (1892-1970) Изобрела: бюстгальтер Увидела: как феминистки сжигают этот «символ угнетения»
Изобретение В 1910 году, Мэри Фелпс Джакоб мучилась со своим нарядом, в особенности с корсетом, который просвечивался сквозь ее прозрачное вечернее платье и торчал из выреза. Чтобы понять все в полной мере, представьте себе бронежилет под купальником. После бесконечных дерганий, проявляя небывалую смелость, Джакоб отказалась надевать корсет, попросила компаньонку принести два носовых платка, иголку и нитки, и сшила то, что позже назовет «бюстгальтером с глубоким вырезом».
В 1914 году, после долгих лет, на протяжении которых она продавала предметы одежды своему кругу друзей, Джакоб подала заявку и получила первый патент в новой категории «бюстгальтеры». Одежда для женской груди с тех пор изменилась навсегда. Во что это превратилось? Учитывая насколько ее творение было свободнее по сравнению с корсетами, Джакоб, наверное, изумляло то, что к моменту ее смерти в 1970-м, феминистки рассматривали его как символ угнетения, а горящий лифчик стал классическим образом протестующих женщин.
Хотя на самом деле лифчик никогда не жгли. Но даже без пламени, лифчики общественно осуждались, а выбор носить его или нет, был самым простым и заметным способом выразить свои политические взгляды.
Зная Мэри Фелпс Джакоб, которая вела весьма интересную жизнь, можно предположить, что родись она лет на 60 позже, она, несомненно, сама ходила бы без бюстгальтера.
Ах, подумала бы она об этом еще в 1910... но в то время это, наверное, было преступлением, караемым смертной казнью.
Роберт Пропст (1921-2000) Изобрел: революционные открытые офисы Увидел: кубическую ферму
Виртуально он неизвестен широким массам, но идеи дизайнера Роберта Пропста сформировали весь наш мир, а особенно наши офисы.
Работая на мебельную компанию в 1960-х, Пропст изучал особенности рабочего места и понял, что оно «создавалось вокруг оборудования, а не вокруг человека, использующего это оборудование» и сделал выводы, что «сегодняшний офис - это пустующий участок земли.
Он ослабляет жизнеспособность, блокирует талант, срывает достижения. Это ежедневная обстановка неосуществленных намерений и неудачных усилий».
В 1968 году он опубликовал труд «Офис: удобства, основанные на переменах».
Его работа вела к изобретению т.н. «Действенного офиса», революционной открытой офисной системы с перестраиваемыми низкими разделителями.
Система включала ряд идей, призванных сделать жизнь на работе более приятной, включая большие рабочие поверхности и регулируемые столы, которые давали бы возможность работать стоя при надобности.
Офисы во всем мире сходу стали применять идеи. Во что это превратилось?
Роберт Пропст вполне отдавал себе отчет в том, что большинство назовет идиотом того, кто придумал кубиклы. Жалея о роли, сыгранной им в «монолитном безумии» современного офиса, он отказывался принимать обвинения по поводу эволюции своего произведения.
И это справедливо. Каким бы утопичным не было рабочее место, придуманное Пропстом и воплощенным в Действенном офисе, вскоре его заменили то возрастающее число «белых воротничков» и компании, которые желали производить намного более дешевые модульные офисы, вместо постоянных. Поскольку все больше и больше рабочих мест необходимо было впихнуть в один офис, кубиклы становились все меньше и более однообразными, и идея подгона под индивидуальные требования вскоре затерялась.
Вот и появились современные «кубические фермы», или, как назвал их Пропст, «адские дыры» и «бесполезные крысиные норы».
Альфред Нобель (1833-1896) Изобрел: динамит для горных работ Увидел: как взрывают людей
Альфред Нобель родился в семье, которая любила все взрывать.
Его отец, объявивший себя банкротом в год рождения Альфреда, снова поднялся в начале 1850-х, продавая мины русским военным.
Когда крымская война закончилась, денежный поток также прекратился, а Альфред с братьями начали экспериментировать с безопасным производством, транспортировкой и использованием недавно открытого взрывчатого вещества, нитроглицерина.
Ключевое слово «безопасным». В 1864 году, семейный завод Нобелей взорвался.
Погибли пятеро рабочих и младший брат Альфреда.
Именно этот и многочисленные другие несчастные случаи привели к изобретению в 1866 году Нобелем динамита, менее опасной, более удобной в транспортировке формы нитроглицерина. Динамит, как и все остальные взрывчатые изобретения Альфреда Нобеля, был предназначен для промышленных целей, таких как взрывание горной породы и копание шахт.
Не будучи на столько наивным, чтобы не представлять себе его разрушительные возможности, он все же верил, что именно это свойство помешает его насильственному применению.
Он писал: «Мой динамит скорее приведет ко всеобщему миру, чем тысячи конвенций. Как только люди узнают, что он может в одно мгновение уничтожить целые армии, они будут соблюдать мир». Во что это превратилось?
Сожаление Альфреда Нобеля каждый год отмечается как Новый год, и возлагается на достойных личностей, как лавровый венок.
В 1888 году, после нескольких десятилетий использования динамита армиями в целях разорвать людей на куски, старший брат Альфреда, Людвиг, умер от сердечного приступа.
По ошибке одна французская газета опубликовала некролог на Альфреда Нобеля.
Заголовок гласил «Умер торговец смертью», а в некрологе было написано, что «он накопил богатство, выискивая новые способы калечить и убивать».
Смущенный тем, что его так и запомнят, не заметив того «золотого мира», который он предсказывал, Альфред Нобель завещал 94% своего богатства на учреждение премии с его именем, присуждаемой за весомый вклад в развитие человечества.
Источник: vlasti.net