"Частица Бога" признана главным научным открытием 2012 года

Журнал Science подводит итоги года и предлагает читателям рейтинг самых интересных и важных научных достижений, сделанных в 2012 году. По традиции, сотрудники издания выбирают 10 главных событий и выделяют среди них одного победителя.

Бозон Хиггса – "частица Бога"

В этот раз список безоговорочно возглавил открытый при помощи Большого адронного коллайдера бозон Хиггса или "частица Бога", как ее еще называют. Революционный прорыв совершили сотрудники Европейского центра ядерных исследований. 4 июля они объявили, что обнаружена новая элементарная частица. Тогда в ЦЕРН заявили, что выявленный элемент был последним белым пятном в теории об устройстве Вселенной. Существование бозона предположил английский физик Питер Хиггс около 40 лет назад.

"Денисовец" – новый вид человека

Сотрудники Science не обошли вниманием серьезное антропологическое открытие – расшифровку генома "денисовского человека". Свое название вид получил по имени пещеры в Алтайском крае, где были найдены фрагменты скелета древних людей. Ученые выяснили, что "денисовцы" населяли Южную Сибирь и Среднюю Азию около 40 тысяч лет назад. Генетический код сибиряков был расшифрован в Институте эволюционной антропологии имени Макса Планка в Лейпциге, специалисты которого подтвердили их родство с гвинейскими аборигенами.

Марсианский подход Curiosity

Самым главным достижением в космической отрасли в этом году, безусловно, стала посадка американского марсохода Curiosity на Красную планету. Аппарат, стартовавший с Земли в ноябре 2011, приземлился на Марс 6 августа. Миссия должна выполнить четыре основных задачи, а именно: получить сведения о жизни, климате и геологии на планете, а также подготовить ее к высадке человека. Стоимость проекта составила около 2,5 миллиарда долларов.

Механическая рука

Журналисты отдали должное изобретению инженеров, специализирующихся на медицине. Чудо-механики создали уникальный протез, управляемый импульсами мозга, который должен вывести на совершенно новый уровень жизнь пациентов с ограниченными возможностями. Технологи из Пенсильвании признают, что пока стоимость такого оборудования непомерно высока для простых людей, но надеются, что в скором времени их изобретение станет доступнее и сможет помочь тысячам парализованных людей.

ENCODE — ДНК-энциклопедия

Одним из серьезнейших достижений в области генетики Science признал завершившийся проект ENCODE, так называемой энциклопедии ДНК-элементов. Исследования продлились 10 лет и выявили, что генетический код, который несет в себя каждый человек, намного активнее, чем ранее предполагали ученые. Так, в постоянной деятельности находится около 80% генома.

Исследования специфических генов

Специалисты разработали особую технологию TALEN, которая позволяет им изменять или, например, деактивировать специфические гены. Эксперименты проводились на животных, но их успех позволяет говорить о том, что, возможно, в ближайшем времени ученые смогут устранять генетические дефекты у людей.

Рентгеноструктурный снимок белка

Помочь людям с редкими заболеваниями поможет открытие, сделанное в ходе эксперимента в области рентгенологии. Так, эксперты с помощью рентгеновского лазера сделали первый рентгеноструктурный снимок молекулы белка.

Нейтринные детекторы

В числе важнейших научных событий 2012 фигурируют результаты эксперимента с нейтринными детекторами. В межнациональной программе принимали участие специалисты из России, Европы, США, Китая. Ученые исследовали превращение штаммов нейтрино из одного в другой. Цель опытов – понять, почему во Вселенной так много материи и так мало антиматерии.

Майорановские квазичастицы

Эксперты Science не могли не включить в свой рейтинг главное достижение нанотехнологов этого года. Долгое время они занимались поисками некого фермиона, о котором итальянский физик Этторе Майорана говорил около 80 лет назад. В конце концов голландские физики и химики смогли доказать существование такой частницы. В перспективе это открытие может помочь в создании квантовых компьютеров.

Искусственная яйцеклетка

Японские специалисты обманули саму природу, сумев создать искусственную яйцеклетку эмбриональных стволовых клеток мышей. В ближайшем будущем этот прорыв сможет помочь обеспечить людей недостающими органами и другими элементами организма.