Самолетостроители предлагают фантастические технические решения

Самолетостроители предлагают фантастические технические решения

Эпоха авиационной классики - фюзеляж в виде трубы, крыло и двигатели, расположенные под крылом либо в хвостовой части, похоже, завершается. Будет еще одно поколение традиционных самолетов, не больше, утверждают эксперты. Но как далеко летит конструкторская мысль-

Скажем, по оценкам многих аналитиков, в том числе российских, уже к 2025-2030 годам появятся пассажирские самолеты со схемой "летающее крыло". Инженеры утверждают: корпус таких машин не только повысит запас прочности при перегрузках, но и обеспечит на борту больший комфорт для пассажиров. А экономисты уже просчитали: машины с нестандартными техническими решениями могут быть на 50-60 процентов экономичнее нынешних.

Стоит ли удивляться, что, заглядывая в завтра, европейцы из концерна "Эрбас" поспешили подать в американское патентное бюро заявку на самолет в форме круга. Об этом сообщила такая серьезная газета, как The Finansial Times. По мнению западных специалистов, круговая форма салона позволит более равномерно распределять нагрузку. А это облегчит и конструкцию, и сэкономит горючее. Насколько комфортно будут себя чувствовать в "летающей тарелке" пассажиры- Вопрос спорный. Впрочем, то, что заходить в салон придется по лестницам, расположенным в "дыре" воздушного судна, еще ни о чем не говорит. Прежде всего, наверное, должны быть удобными те же кресла. Какими они будут в предлагаемой "тарелке", пока неизвестно. Но, говорят, те же европейцы вроде как уже запатентовали сиденья, похожие на велосипедные. Правда, для какого типа самолетов, не уточняется. В любом случае все это лишь из разряда "намерений".

Попытка европейцев разработать летающий аппарат дисковидной формы далеко не первая. Известно, что разработки в этом направлении велись в разное время и в Германии, и в США, и в России. Кстати, по оценкам, аналитиков, ближе всего к созданию дискообразных летательных аппаратов подошли именно российские ученые. Точнее, еще советские.

Так, летом 1993 года по бетону взлетной полосы полигона Саратовского авиационного завода пробежала и поднялась в воздух странная машина под названием "ЭКИП" (расшифровывается как "экология и прогресс"). Свидетели ее форму описывали по-разному: "таблетка", "чечевица", "жук", "летающая кепка". Когда кадры любительской съемки обошли весь мир, этот летательный аппарат назвали русским НЛО.

Как говорят российские эксперты, "ЭКИП" можно без преувеличения отнести к принципиально новым летательным аппаратам, которые обладают уникальными эксплуатационными свойствами. Такой самолет мог бы использоваться для транспортировки грузов и пассажиров в труднодоступных районах, к примеру, на Крайнем Севере. Он мог бы стать незаменимым для проведения разведки и патрулирования, использования в чрезвычайных ситуациях - при спасении людей на воде, тушении лесных пожаров.

В этих летательных аппаратах российским инженерам-конструкторам удалось реализовать ряд новаторских технических идей. Так, несущий корпус летательного аппарата был изготовлен в виде толстого крыла малого удлинения, которое объединяло в себе функции фюзеляжа и крыла. Струйно-посадочное устройство на воздушной подушке позволяло осуществлять взлет и посадку на аэродромах любой категории, в том числе на аэродромах с укороченной ВПП, на воде и грунте.

Создателем нашей "летающей тарелки" был русский ученый Лев Щукин. Ему удалось соединить в единое целое крылья и фюзеляж, в котором разместились двигатели, запасы топлива и места для пассажиров (груза). Те, кому посчастливилось наблюдать полет русской "тарелки", в один голос отмечали фантастичность аппарата. Говорят, в 1997-м году, когда модель "ЭКИП" испытывали на авиазаводе, туда приехал Борис Ельцин. "Летающая тарелка" заинтересовала президента, и в разговоре с Щукиным, он, вроде, заявил: "Мы это поддержим". Не исключено, что работа над российской "летающей тарелкой" и дошла бы до какого-то логического завершений. Но Лев Щукин умер.

Авиаконструктор Генрих Новожилов, создатель самых больших Илов: "Предела конструкторской мысли не было и нет"

Как рассказал "РГ" генеральный директор фирмы "ЭКИП", кандидат технических наук Анатолий Савицкий, разрабатывалось несколько вариантов суперсамолета: на 40, 160 и даже 320 мест. Но, естественно, были нужны деньги. Когда принималась программа развития авиационной техники на 2000-2015 годы, первый ее этап предусматривал разработку новых принципов и устройств для создания авиационной техники. Российская "летающая тарелка" под эту позицию подходила. Но, по словам экспертов, о ней почему-то забыли. Было изготовлено два комплекта "железа". Один собрали, и сейчас его можно увидеть в одном из музеев Подмосковья. Другой, скорее всего, пустили на металлолом.

Ну, а самая первая "летающая тарелка" была построена еще в годы Второй мировой войны американскими военными. В разных источниках можно прочитать, что летательный аппарат под кодовым названием V-173 представлял из себя плоский диск без всяких крыльев, но с пропеллером, что позволяло ему взлетать и приземляться почти вертикально. Испытания проходили в 1942-1943-м годах в штате Коннектикут. И хотя многомиллионный проект был признан перспективным (и потому долгое время оставался засекреченным), самолету так и не удалось войти в серию. Причина проста: наступила эпоха реактивных двигателей, и V-173 отправили на свалку.

Потом, как рассказывают историки авиации, за океаном дизайн "летающей тарелки" с реактивной тягой пытались скрестить еще не раз. А сегодня самолетостроители работают уже над другими перспективными проектами. Так, "РГ" уже рассказывала о перспективном гражданском авиалайнере, над которым работают сегодня российские авиаконструкторы. В ЦАГИ подчеркивают: их модель - это не просто модель дальнемагистрального самолета в виде "летающего крыла". Это модель самолета на 180-200 мест, что становится вполне конкурентоспособным с точки зрения глобального спроса. С ним не смогут конкурировать существующие самолеты, говорят ученые. Летать он будет с такой же скоростью (число М=0,8), но при этом будет на 20-25 процентов экономичнее. Часть кресел будет расположена в крыле.

Любопытно, что двигатель нового воздушного судна может больше не существовать в форме "одной бочки": его "расщепят" и встроят в крылья. Словом, это будет летательный аппарат совершенно иного уровня, чем сейчас. И создавать его будет новое поколение инженеров.

Что предлагается еще- Перспективная модель административного дозвукового самолета вместимостью 3-6 пассажиров. Небольшой реактивный административный самолет с повышенным уровнем комфорта имеет оригинальную запатентованную компоновку - фюзеляж каплевидной формы и прямое крыло. Специалисты в шутку так его и прозвали, Головастик.

Еще один проект, с которым связывается будущее российской авиации, - самолет "Фрегат Экоджет". Разработчики предлагают сделать широкофюзеляжный самолет средней дальности с фюзеляжем эллиптического сечения. Аналогов в мире нет. Благодаря конструкции в самолете можно будет разместить кресла так, чтобы обеспечить три прохода между ними. Базовые характеристики впечатляют: число перевозимых пассажиров 380, дальность полета - 3500 км.

Эллиптический фюзеляж сделает самолет гораздо меньше и легче, по сравнению с существующими на сегодняшний момент конкурентами. По топливной эффективности он на 25 процентов превосходит самолеты А-310 при полете до 3500 км, на 30 - до 2500 км с 302 пассажирами, на 15-25 - на дальностях до 1500 км.

Мнение

Генрих Новожилов, легендарный авиаконструктор, академик, дважды Герой Социалистического Труда:

- Предела конструкторской мысли не было и нет. В принципе, все новое рождается из фантазии человека. Конечно, сегодня в проектировании самолетов изменилось многое. В компьютерные программы уже заложен опыт создания конструкций. Есть возможность проводить аэродинамические исследования и расчеты прочности в таком объеме, како й раньше и не снился. Это упрощает работу. Позволяет получить более высокие результаты и проектирования, и производства.

Личная интуиция авиаконструктора важна по-прежнему. Но ей помогает то, что можно проанализировать огромное количество вариантов технических решений. Однако не стоит забывать: компьютер - это только средство, которое расширяет возможности конструктора, прочниста, аэродинамика. Окончательное же решение, как всегда, остается за руководителем проектирования и генеральным конструктором.

Еще в конце 70-х ЦАГИ прорабатывал самолет "летающее крыло". Видный ученый-аэродинамик Леонид Михайлович Шкадов все агитировал меня делать такой самолет. Более того, не поверите, но о "летающем крыле" упоминали даже в 1948 году! Студенты прослышали и спрашивают Ильюшина, мол, каково его мнение. А Ильюшин и говорит: "Я думаю, что вам и даже вашим внукам хватит самолета обычной схемы". Но, конечно, этим надо заниматься. Например, при конструировании любого самолета всегда важна проблема веса. Сегодня я, например, не вижу уже, за счет чего можно сэкономить.

Самые необычные самолеты

История авиации знает очень много необычных проектов: внешний вид летающих аппаратов просто поражает. Однако практически у всех из них была печальная судьба.

Например, в 1932 году появился проект "Stipa-Caproni" - фюзеляж экспериментального итальянского самолета был выполнен в виде бочки.

"Летающая ванна" - такое прозвище получила разработка НАСА М2-F1. Предполагалось ее использование в качестве капсулы для приземления астронавтов. Первый испытательный полет прошел 16 августа 1963 года, а через три года - последний.

Ames AD-1 (Эймес АД-1) - первый в мире самолет с косым крылом, экспериментальная модель 1979 года. Его испытания проводились около трех лет. После этого самолет поместили в музей города Сан-Карлос.

Легендарный самолет Vought V-173, созданный инженером из Америки Чарльзом Циммерманом, часто называли "летающим блинчиком" за необычный внешний вид. Несмотря на это он обладал отличными летными свойствами. Именно Vought V-173 стал одним из первых аппаратов вертикального/укороченного взлета и посадки.

Дом на воде, скрещенный с самолётом, - именно эта идея лежала в основе Caproni Ca.60 Noviplano. Считается, что именна эта машина установила самую высокую "планку странности" для самолетов. Длина - 23 метра, вес - 26 тонн! Этот плавающий и летающий аппарат должен был стать первым трансатлантическим лайнером в истории авиации. Оторваться от земли не было проблемой, но сразу после взлёта, на высоте в 18 метров, аппарат начал разваливаться...

А чего стоит, допустим, только одно название "каспийский монстр"! Это экспериментальный экраноплан, который был разработан конструктором Ростиславом Алексеевым в 1966 году. Экраноплан имел размах крыла 37,6 м, длину 92 м, максимальную взлетную массу 544 тонны. До появления самолета Ан-225 "Мрия" это был самый тяжелый летательный аппарат в мире. Испытания "каспийского монстра" проходили на Каспии в течение 15 лет до 1980 года. В 1980 году из-за ошибки пилотирования "монстр" потерпел аварию, жертв не было. К сожалению, на этом все закончилось.

Newsland.ru

Похожие новости:
Airbus соберет беспилотник по проекту российского дизайнера
Европейский авиастроительный концерн Airbus объявил о намерении собрать прототипы беспилотных летательных аппаратов по проектам, победившим в конкурсе на разработку концептов дронов будущего. Победителем в главной призовой категории стал российский дизайнер из Омска Алексей Медведев. Как сообщает Aviation Week, этап ..
2016-07-15 2360 0 Авиация
0
Российская авиация обрастает новыми технологиями
Концерн «Радиоэлектронные технологии» успешно завершил испытания системы управления и индикации топлива СУИТ 476. Новая система предназначена для военно-транспортного вертолета Ил-476. Испытания показали, что разработка превосходит ранее созданные аналоги по своей точности и надежности. СУИТ 476 была разработана ..
2013-06-27 2776 0 Авиация
0
Россия создаст Sukhoi SuperJet нового поколения
ОАО «Объединенная авиастроительная компания» планирует создать Sukhoi SuperJet-100 нового поколения, который пополнит авиапарк ближнемагистральной российской техники, пишет во вторник пресса со ссылкой на источники в ОАК.  Ранее Министерство промышленности и торговли выделило порядка 2,6 млрд рублей на исследовательские работы ..
2012-08-28 3057 1 Авиация
0
Мотогондолы авиадвигателей получат встроенный реверс
Американская компания UTC Aerospace Systems приступила к техническому проектированию экономичного интегрированного авиационного двигателя EcoIPS. Как пишет Aviation Week, новый двигатель, в частности, получит новую укороченную мотогондолу со сдвижным корпусом и встроенным реверсом тяги, приводимыми электроприводом.Наземные испытания новой ..
2016-06-18 2265 0 Авиация
0
Спутник для беспилотных самолетов
Сегодня БЛА имеют характеристики, требуемые для практического применения – могут длительное время находиться в воздухе без дозаправки, надежны - незаметны, мобильны, быстро подготавливаются к полету, а главное – умны и имеют великолепное зрение.Отмечу – БЛА не реагируют на чужие ухаживания, и, как вы сами ..
2013-01-14 2503 0 Авиация
0
Лекарство от детских болезней
Технические недочеты на некоторых лайнерах SuperJet 100, проявившиеся в ходе первого года эксплуатации, оперативно устранены. Чтобы они не появлялись впредь, производитель ввел дополнительные проверки на входном контроле при сборке и изготовлении систем читать далее...Источник: expert.ru ..
2013-03-26 1699 0 Авиация
0
Японские авиалинии включат Интернет в самолетах
Две крупнейшие японские авиакомпании надеются привлечь больше пассажиров, предлагая доступ к Интернету в полете, сообщает Азиатский репортер Japan Airlines и All Nippon Airways сообщили, что готовятся поэтапно внедрить новое беспроводное обслуживание на некоторых международных маршрутах. Японские авиационные власти одобрили ..
2012-06-27 2348 1 Авиация
0
Россия потратит на скоростной вертолет 7,5 миллиарда рублей
Россия потратит на проект разработки перспективного скоростного вертолета около 7,5 миллиарда рублей. Об этом, как сообщает «Интерфакс», заявил заместитель министра промышленности и торговли России Юрий Слюсарь. По его словам, средства на разработку будут выделены из государственного бюджета. Кроме того, ..
2014-05-13 3401 0 Авиация
1
В России разработают многоцелевой экраноплан
Российская компания «Радар ММС» подготовила проект перспективного многоцелевого экраноплана «Чайка», который можно будет использовать для решения самых разнообразных задач: от грузоперевозок до разведки. Об этом, как сообщает РИА Новости, заявил исполнительный директор компании-разработчика Иван Анцев. По его словам, ..
2017-07-14 29317 0 Авиация
0
В России разработан микробеспилотный летательный аппарат
В настоящее время беспилотные летательные аппараты могут применяться в разведке всех видов, при проведении поисково-спасательных работ, исследовании внутренних помещений зданий, наблюдении за пробками на шоссе или лесными пожарами, ретрансляции связи в городских условиях, корректировке огня во время боя, ..
2011-12-21 2984 0 Авиация
0
Boeing не исключает установки ГЛОНАСС в случае требований России
Американская корпорация Boeing, в случае если российские авиационные власти потребуют установить на производимые ею самолеты навигационную систему ГЛОНАСС, будет искать пути решения вопроса, следует из высказываний президента Boeing по России и СНГ Сергея Кравченко в интервью РИА Новости. "Это ..
2014-07-17 2146 0 Авиация
0
Самолеты оснастят видеорегистраторами
Депутаты придумали, как заставить туристов соблюдать порядок в самолетах. Они предлагают оборудовать лайнеры видеорегистраторами. Чем обернется переоснащение воздушных судов для пассажиров, и подорожают ли билеты?Источник: utro-russia.ru ..
2013-02-18 2123 0 Авиация
0
Google построит частный аэропорт
По сообщениям зарубежные СМИ, гигант IT индустрии Google, в ближайшее время планирует построить частный аэропорт в городе Сан-Хосе (США). Площадь объекта составит 11,7 гектара в западной части аэропорта Сан-Хосе. Ранее на том месте находилась парковка. Кроме этого Google ..
2013-02-21 1832 0 Авиация
0
Ил-114 вновь пойдет в серию
«Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК), Министерство промышленности и торговли и Авиационный комплекс имени Ильюшина готовят проект решения по возобновлению серийного производства самолета Ил-114», – сообщил Интерфаксу в понедельник источник в оборонно-промышленном комплексе. По его словам, проект решения о возобновлении ..
2015-06-30 2927 0 Авиация
0
США начали испытания нового радара для самолета Poseidon
ВМС США приступили к испытаниям новой подвесной радиолокационной станции AAS для берегового патрульного самолета P-8A Poseidon, сообщает Business Journal. Этот радар расположен под фюзеляжем самолета в специальном прямоугольном контейнере. Новый радар должен позволить патрульному самолету обнаруживать ..
2014-04-17 2213 0 Авиация
0