Перспективные российские самолеты-заправщики Ил-78МД-90А получат системы управления сближением, благодаря которым воздушная дозаправка станет безопаснее. Как пишет газета «Известия», новая система уже прошла все этапы наземных испытаний и компьютерного моделирования. Вскоре планируется начать ее летные испытания на базе первого летного образца Ил-78МД-90А.
Российские «летающие танкеры» оснащены системой дозаправки «шланг-конус». Она представляет собой гибкий шланг, выпускаемый для дозаправки других самолетов, на конце которого расположен аэродинамический конус. В полете самолет-реципиент должен подлететь к конусу и, выравнивая свое положение и скорость относительно заправщика, попасть в конус специальной заправочной штангой.
Для соединения конуса и приемной штанги используются электромагниты, а после дозаправки они разъединяются силой натяжения шланга при сбросе скорости самолетом-реципиентом. Для подачи топлива применяются мощные и эффективные насосы. Например, агрегат заправки ПАЗ-1М самолета-заправщика Ил-78М способен перекачивать до 2,3 тонны топлива в минуту, а УПАЗ-1 — до 1,7 тонны.
Дозаправка в воздухе позволяет существенно увеличить дальность полета самолетов и массу их полезной нагрузки за счет недозалива топлива перед взлетом. При этом воздушная дозаправка является одной из самых сложных и опасных воздушных операций, поскольку ошибка летчика может привести к аварии.
Новая система контроля сближения самолетов в воздухе способна контролировать одновременно множество параметров, включая взаимное положение самолета-заправщика и самолета-реципиента, а также скорость и направление ветра. На основании этих данных система может корректировать пространственное положение танкера для безопасной стыковки и перекачки топлива.
Во время дозаправки система формирует трехмерную модель процесса и отображает ее на экранах в кабине летчиков и оператора дозаправки. Другие подробности о перспективной системе пока неизвестны.
Самолет-заправщик Ил-78МД-90А совершил первый полет 25 января 2018 года. Он разрабатывается на базе модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А. Самолет получил новые более экономичные двигатели ПС-90А-76 и обновленное бортовое радиоэлектронное оборудование.
В перспективе Ил-78М-90А заменит в войсках устаревшие версии самолетов-заправщиков Ил-78. Ил-78М-90А выполнен конвертируемым — при необходимости его можно использовать в качестве транспортника. На Ил-78М-90А сохранена рампа и оборудование для десантирования. Танкер имеет три системы дозаправки самолетов в воздухе: две — на крыле и одну — в хвостовой части.
Новый самолет-заправщик имеет в длину 46,5 метра, в высоту 14,8 метра и размах крыла 50,5 метра. Максимальная взлетная масса самолета составляет 210 тонн. Ил-78М-90А может развивать скорость до 830 километров в час, а его боевой радиус составляет около четырех тысяч километров.
Василий Сычёв