Всероссийский конкурс стартапов GenerationS подвел итоги отбора проектов. Самым популярным направлением оказались технологии для умного города, а у большинства продуктов уже есть прототип. Об этом «Ленте.ру» рассказали представители Российской венчурной компании (РВК), являющейся организатором отбора.
По словам директора департамента инновационных рынков РВК Гульнары Биккуловой, отбор проектов продемонстировал важные для индустрии тренды: стартапы стали чаще заниматься технологиями, которые способны изменить человека к лучшему — например, сделать городскую среду более пригодной для жизни. Еще один тренд — Москва стремительно уступает свои позиции региональным технологическим центрам. Если в 2014 году около половины заявок на участие в программе пришло из Москвы, то в этом году столичные проекты составили 16 процентов входящего потока.
В этом году число направлений GenerationS, подать заявки на участие в которых могут проекты, расширилось, и теперь их семь: Aerospace, BiotechMed, Power&Energy;, Oil&Gas;, SmartCity, Telecom Idea, Robotics. При этом из списка исчезло IT-направление: работа с информационными технологиями больше не рассматривается экспертами как определяющая характеристика, и каждому из проектов необходимо выбрать отрасль, в которой его продукт может быть востребован.
От 30 до 40 процентов проектов по каждому направлению представили разработки на стадии прототипа, еще около 10 процентов могут похвастаться тем, что у них запущено пилотное производство. Для треков Oil&Gas; и SmartCity этот показатель еще выше и составляет 15 и 18 процентов соответственно. При этом прототипом считается как действующая установка, так и рабочая модель будущего устройства. Как отметила Биккулова, для РВК и потенциальных инвесторов то, что проект смог превратить свою идею в опытный образец, является важным индикатором.
Среди партнеров конкурса — более 20 корпораций, готовых выделать ресурсы на работу со стартапами и взаимодействовать с ними по модели «открытых инноваций»: использовать технологические решения молодых команд, помогая им развиваться. «Мы надеемся, тот путь, который мы пройдем с выбранными корпорациями в рамках акселератора, будет полезен и для других российских компаний», — прокомментировала директор департамента инновационных рынков РВК.
Три победителя GenerationS разделят между собой призовой фонд, минимальный размер которого составит 5 миллионов рублей. О том, как будет распределен призовой фонд и каков его максимальный объем, в РВК пока не сообщают. Наградят не только стартапы: министерство экономического развития учредило номинацию «Лидер открытых инноваций» для российских корпораций, которые принимают участие в развитии стартапов.
В 2015 году GenerationS проводится в третий раз. До конца августа все подавшие заявки стартапы проходят программу предварительной онлайн-акселерации. Она организована по принципу курсов на образовательной платформе Coursera и состоит из прослушивания лекций, решения бизнес-кейсов, дискуссий с экспертами. По итогам онлайн-обучения из участников семи треков жюри отберет 200 проектов, которые перейдут на следующий этап — очный предакселератор. Его задача — протестировать, насколько продукт или решение будут востребованы рынком.
До акселерации по трекам «доберется» от 70 до 140 стартапов. Все проекты, дошедшие до этого этапа, смогут претендовать на 1 миллион рублей гранта от фонда Бортника. Единственное условие — чтобы стартап никогда до этого не получал грант по этой программе). К концу ноября каждый из треков представит своих финалистов, которые отправятся на суперфинал GenerationS.