Российская экспедиция к Марсу ждет своего олигарха

Российская экспедиция к Марсу ждет своего олигарха

Предложение группы энтузиастов пилотируемой космонавтики стало хитом платформы по поиску коллективного финансирования инновационных проектов

В рамках краудфандингового сервиса проект пилотируемой миссии по облёту Венеры и Марса уже собрал более 400 тысяч рублей, при том что для первого этапа работы нужно было 300 тысяч. Однако это лишь робкое начало: несмотря на сравнительно скромные запросы и планы, реализация такой миссии потребует сумм, исчисляющихся миллиардами долларов. О том, где авторы проекта планируют найти недостающие деньги, мы поговорили с организатором и главным вдохновителем проекта, инженером космической техники, сотрудником петербургского ЦНИИ робототехники и технической кибернетики Александром Хохловым.

Александр, почему вообще возникла необходимость в организации такого масштабного космического предприятия силами «частников»-

– За 25 лет, которые прошли с момента последнего российского межпланетного полёта, в космической отрасли произошли существенные изменения. Те предприятия, которые раньше занимались целеполаганием, проявляли инициативу, делать этого уже не могут. При этом государство пока не спешит вкладывать средства в сверхсложные задумки, для которых не хватает ни финансов, ни элементной базы, ни кадров. Фактически России остаётся «космическим извозчиком», а вдохновляющих отечественных проектов мы не видели уже много лет.

Отсюда и появилась задумка разработки большой, амбициозной миссии, которая при этом была бы реализуема с имеющимися технологиями на промежутке максимум в 10 лет.

Однако ваш проект предполагает активное участие западных партнеров, у которых с целеполаганием всё обстоит заметно лучше – можно вспомнить хотя бы планы NASA по организации пилотируемых полётов к астероиду, а затем и на Марс. Вы считаете, они действительно пойдут на сотрудничество в рамках проекта, который грозит составить конкуренцию им самим-

– Тут стоит различать две важные вещи, два кита, на которых покоится вся космонавтика на Западе: государственные планы и финансирование, с одной стороны, и космическую промышленность – с другой. NASA и ESA могут распределять бюджет между предприятиями, готовыми взяться за выполнение их заказов – такими, как Boeing: Lockheed Martin или Thales Aleina Aerospace. При этом компании могут с тем же успехом принимать заказы и от других партнёров и стран. Иначе говоря, нам понадобится участие не государственных агентств Запада, а их космической промышленности, которая, уверен, с удовольствием примет заказ.

Когда мы планировали модули будущего пилотируемого корабля, стало очевидным, что с этим у отечественной промышленности возникают серьёзные проблемы. Речь и о качестве продукции, и об объективной загруженности предприятий. Это и стимулировало нашу задумку – заказать отдельные модули корабля в Италии, в Thales Aleina, на базе их «грузовика» ATV. При этом ракеты-носители планируется использовать российские, разгонные блоки и управление, космодромы и общая интеграция, частично сам корабль – всё это тоже наше.

И всё-таки о финансировании: по предварительным расчётам вашей команды, проект потребует нескольких миллиардов долларов. Несмотря на громкий успех кампании на Boomstarter, собрать такую сумму простым краудфандингом нереалистично. На что же вы надеетесь-

– Если говорить точнее, сумма, которую мы прикинули, составляет 5 млрд долларов, и эта сумма не так уж велика. Достаточно взглянуть на списки Forbes, где фигурируют больше 20 российских бизнесменов, состояние которых исчисляется не одним десятком миллиардов долларов. Если только кто-нибудь из них пожертвует всего четвертью своего состояния не на клубы и яхты, он войдёт в историю человечества, как вошли знаменитые покровители науки – от Леланда Стэнфорда до Илона Маска.

Можно вспомнить и пример ОАЭ, руководство которых недавно объявило о программе по разработке и запуску аппарата на орбиту Марса. Вся эта задача, начиная от создания наземной инфраструктуры и проектных институтов, оценена в те же 5 млрд долларов – и это лишь один автоматический спутник. У нас же вся необходимая инфраструктура уже имеется, что позволяет сильно экономить на национальной миссии.

За те же деньги, что и у арабов, мы можем не просто запустить очередной спутник, а совершить эпохальный пилотируемый полет.

Опишите, пожалуйста, схему планируемой миссии в общих чертах.

– Тут мы не придумали ничего принципиально нового: облётные траектории полётов к соседним планетам были известны – и кое-где использовались – уже много десятилетий назад. Профессионалы легко считают такие траектории к Марсу и Венере, находят подходящие для полётов окна. Ближайшее из них откроется в 2018 году – к этой дате мы явно не успеваем, поэтому выбрали следующую, 2021-й. Возвращение миссии должно состояться в 2023-м, весь полёт займёт около 600 дней.

По плану, лететь будет экипаж из двух человек: такой состав, с одной стороны, позволяет обойтись достаточно экономными средствами, а с другой – намного надёжнее, чем отправка одного космонавта. Они смогут проводить медицинские исследования, изучая реакцию организмов друг друга на столь долгий и далёкий космический перелёт. Вообще одна из основных целей нашей миссии – доказать, что межпланетное пространство достаточно безопасно, что люди способны летать в длительные миссии не только на околоземной орбите.

Сам корабль будет состоять из трёх модулей – двух обитаемых, которые мы, как уже говорилось, планируем получить на основе ATV, и одного посадочного, на основе спускаемого аппарата кораблей «Союз». Для возвращения из такой далёкой миссии посадочный модуль тоже придётся доработать, используя другие двигатели и обновлённую термозащиту.

Вся конструкция будет выводиться на орбиту по отдельности и уже после того, как будет собран целый корабль, на него прибудут космонавты.

Для этого планируется ещё один небольшой модуль, включающий стыковочный узел и обзорный купол.

Кроме того, кораблю понадобятся два разгонных блока, которые помогут оторваться от притяжения Земли и перейти на траекторию полёта к Венере. По мере завершения работы разгонные блоки отстыкуются, и корабль будет двигаться лишь по заранее намеченной траектории. Мы не ставим перед собой задачи затормозить и совершить посадку на Марсе, после чего снова разогнаться для обратного пути. Соответственно, у нас нет необходимости в дополнительных двигателях и в больших объёмах топлива на борту. Мы используем естественные силы гравитации Венеры, а затем Марса – и, обогнув их, направляемся в обратную сторону, как камень, запущенный из пращи.

Но как быть с техническими, технологическими, медицинскими проблемами такого далёкого и длинного космического полёта- Ведь многие из них объективно не решены до сих пор...

– На мой взгляд, они не решены лишь потому, что поисками решения занимаются недостаточно активно. Да, технические проблемы есть, но работу над ними надо финансировать, а главное – надо вести.

Обычно из таких проблем вспоминают прежде всего радиацию. Действительно, и мы на Земле, и космонавты на околоземной орбите остаёмся в пределах влияния магнитного поля планеты, защищающего нас от львиной доли опасного излучения. Космонавты, которые отправятся к Венере и Марсу, этой защиты будут лишены, что создаёт большие опасения за их состояние и здоровье.

Однако стоит вспомнить, что в ходе полёта марсохода Curiosity до Марса на борту космического аппарата устанавливались датчики, которые показали, что, хотя уровень радиации и повышен, он не превышает критических границ. В худшем случае такое облучение грозит повышением риска развития онкологических заболеваний, но никак не быстрой смертью. Кроме того, наш проект предусматривает создание на корабле убежища, в котором космонавты будут проводить большую часть своего времени, в том числе и спать, – под многослойной защитой, включающей не только специальные покрытия, но и имеющиеся на борту материалы и грузы, ёмкости с водой.

Разумеется, отправиться в такой небывалый полёт к Венере, а потом и к Марсу – это риск для космонавтов. Но определённый риск всегда сопровождает эту профессию, как и отдача.

Насколько вы сами верите в реализацию этого проекта-

– Будем честными, не очень: думаю, шансов на это у нас не больше 10%. Но шансы всё-таки есть, а значит, мы должны попытаться их использовать. Даже если нам не удастся решить какие-то технические проблемы, мы всегда можем переключиться на «урезанную», более короткую и безопасную версию, с облётом одной только Венеры.

В конце концов, одна из важных задач этого проекта – задача образовательная.

Мы хотим создать важный задел на будущее, дать следующим поколениям детально расписанный проект, который может послужить своего рода учебником для организации пилотируемых перелетов к соседним планетам.

С другой стороны, определённые надежды нам даёт именно «негосударственная» природа нашего проекта. Сегодня, после более чем полувека работы космической отрасли, после появления многочисленных инструкций и стандартов деятельность эта крайне забюрократизирована. Мы же от этих трудностей во многом избавлены: по-моему, в качестве государственного такой проект, как наш, невозможен сегодня ни в России, ни в США, ни где бы то ни было. Он может осуществиться разве что в рамках частно-государственного партнёрства, в рамках совместной работы профессионалов и энтузиастов.

К энтузиастам обращена, видимо, и ваша кампания по сбору средств на платформе Boomstarter. Какие цели вы преследовали ей-

– Во-первых, привлечь внимание, рассказать широкой публике о своих планах. Надо сказать, что это вполне удалось: финансовую поддержку нам оказали несколько сотен человек, а прочитали о проекте – тысячи.

Собственно о финансировании тут речи пока что не идёт: нам нужна некоторая известность, плюс финансовые ресурсы для работы над аванпроектом. И это была вторая задача. Получив эти средства, мы можем финансировать первые работы – по моделированию действия космической радиации, проработке компоновки корабля, оценке необходимых запасов жизненных ресурсов и другим аспектам полёта.

Остаётся лишь надеяться, что среди узнавших и заинтересовавшихся нашими идеями найдётся человек, способный донести их до людей, обладающих достаточными финансовыми ресурсами. И тогда 10% превратятся в уже гораздо более весомое число – и через шесть лет мы начнём предстартовый обратный отсчёт.

Newsland.ru

Похожие новости:
Плутону собираются вернуть статус планеты
С тех пор, как восемь лет назад Плутон был лишен статуса планеты, в научном сообществе продолжают точиться дискуссии о его возвращении. Астрофизики встретились на прошлой неделе в американском городе Кембридж, и на их съезде было выдвинуто предложение реабилитировать планету. Однако, одного только мнения ..
2014-09-30 2007 0 Космос
0
Британия отправит туристов на Луну в капсулах СССР
Космическая компания Excalibur Almaz предлагает частным лицам полеты в космос за $100 миллионов. Представители космической фирмы раскрыли подробности путешествия на Луну, с идеей которого они выступили в 1972 году. Для экспедиций, которые можно будет проводить не раньше, чем через четыре ..
2012-06-20 1847 0 Космос
0
НАСА собирается поднимать двигатели Аполлона 11
Джеффри Бэзос – миллиардер, основатель интернет-магазина и частной аэрокосмической компании Blue Origin, в прошлую пятницу доложил главе НАСА, что его экспедиция обнаружила местоположение двигателей ракеты Сатурн V, которая подняла в космос команду первых людей побывавших на Луне.Чарльз ..
2012-04-3 2095 0 Космос
0
Здоровью жителей Земли угрожают микробы с Марса
Ученые выдвинули предположение, что микроорганизмы которые скорее всего имеются на Марсе, а также земные микроорганизмы побывавшие на другой планете и попавшие под ее воздействие, могут быть опасны для жителей Земли. На то, что Красная планета имеет шанс оказаться обитаемой, указывает наличие ..
2013-05-27 2093 0 Космос
0
Утвержден основной и дублирующий состав новой экспедиции на МКС
Основной и дублирующий экипажи новой экспедиции на Международную космическую станцию успешно сдали квалификационные экзамены, сообщает ТАСС. Государственная комиссия утвердила основной экипаж в составе космонавта Роскосмоса Антона Шкаплерова, европейского астронавта Саманты Кристофоретти и астронавта НАСА Терри ..
2014-11-06 1749 0 Космос
0
На МКС прибыл первый в этом году грузовой корабль "Прогресс"
Первый в наступившем году российский грузовой космический корабль "Прогресс" в субботу успешно пристыковался к Международной космической станции (МКС). "В 04:09 по московскому времени "Прогресс М-14М" причалил к стыковочному модулю "Пирс" в автоматическом режиме", - сообщили в подмосковном Центре управления ..
2012-01-30 2252 0 Космос
-1
Сару Брайтман могут не взять в космос
Певица Сара Брайтман выразила желание полететь в космос в прошлом году и уже успела пройти медицинское обследование в российском Звездном городке. Экспедиция Международной космической станции должна состояться в 2015 году. Утвердят экипаж в конце апреля. Участие звезды зависит ..
2013-04-15 2132 0 Космос
0
Серова полетит в космос с зайцем и косой
«Олимпийский заяц» дочери Елены Серовой — российской женщины-космонавта — выбран в качестве талисмана предстоящей экспедиции на МКС. «Это будет игрушка, которую мне передала моя дочь, она для нее очень ценна и дорога. Это будет заяц с Олимпиады», — сообщила космонавт на предполетной конференции в Звездном ..
2014-09-07 1859 0 Космос
0
Корабль Союз ТМА-06М успешно вышел на орбиту
Космический корабль «Союз ТМА-06М» стартовал 23 октября в 14:51 по московскому времени с 31 площадки Байконура и к настоящему моменту вышел на расчетную околоземную орбиту, отделившись от третьей ступени ракеты-носителя.Как сообщает Федеральное космическое агентство, утром на космодроме состоялось заседание Государственной ..
2012-10-23 2036 0 Космос
0
Ученые предрекли провал экспедиции на Марс
Пилотируемая экспедиция на Марс будет «обречена на провал», если NASA не изменит свои изменит методику планирования полета на Красную планету. С таким заявлением, как пишет The Daily Mail, выступил Национальный исследовательский совет (NRC) США. Как говорится в докладе, подготовленном ..
2014-06-07 2781 0 Космос
-1
На МКС установлен рекорд по количеству пристыкованных космических аппаратов
К Международной космической станции (МКС) успешно пристыкован коммерческий грузовой корабль SpaceX Dragon. Об этом в воскресенье, 10 апреля, сообщает НАСА.«Пока Международная космическая станция двигалась над Тихим океаном к западу от Гавайских островов, астронавт Тим Пик из Европейского космического агентства при помощи ..
2016-04-11 1770 0 Космос
0
Спутники-близнецы показали темную сторону Луны
Cпутники-близнецы НАСА прислали видео с темной стороны Луны. Оно хорошего качества: на нем прекрасно видно то, что невооруженным взглядом с Земли не увидишь - от Северного до Южного полюсов. Это первая съемка спутников - пока что они только испытывают свою аппаратуру. Проект GRAIL состоит из двух ..
2012-02-2 2119 0 Космос
-1
НАСА отправит экспедицию астронавтов на астероид
НАСА в обозримом будущем готовит высадку астронавтов на один из астероидов. Об этом в четверг, 18 декабря, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-конференцию помощника директора НАСА Роберта Лайтфута. Решение о проведении операции ожидается в начале 2015 года. Сама миссия будет реализована ..
2014-12-18 1844 0 Космос
0
Утвержден основной и дублирующий состав очередной экспедиции на МКС
Государственная межведомственная комиссия утвердила основной и дублирующий экипажи 44/45-й экспедиции на Международную космическую станцию (МКС). Об этом сообщил «Интерфакс». В состав основного экипажа вошли Олег Кононенко (Роскосмос), Кимия Юи (Японское космическое агентство) и Челл Линдгрен (НАСА). ..
2015-07-09 1555 0 Космос
0
На МКС проведут эксперимент по подготовке человека к полетам на другие планеты
Участники следующей, 47-й по счету, экспедиции на Международную космическую станцию (МКС) проведут эксперимент по изучению воздействия длительного пребывания в космосе на организм человека. Эти сведения были оглашены на совместной пресс-конференции членов экипажа в Центре управления полетами НАСА в Хьюстоне, ..
2016-01-09 1540 0 Космос
0