Для прикрытия Вашингтона и других городов Восточного побережья от ракетной атаки армия США будет использовать беспилотные дирижабли. 18 декабря СМИ сообщили, что восьмидесятиметровые беспилотные летательные аппараты ПРО проходят тестирование в штате Мэриленд. Они оборудованы «единой сенсорной системой защиты наземных объектов от низколетящих крылатых ракет» JLENS и радарами для обнаружения ракет, самолетов и катеров на удалении более 550 километров. По словам военных, предназначение дирижаблей - только определение целей, то есть они не будут нести вооружения.
- Мы способны уничтожить ракеты, но мы испытываем некоторые трудности с их обнаружением. С новыми датчиками JLENS, которые будут находиться высоко над землей, мы получим возможность определять и поражать цели, — заявил информагентствам генерал-майор Глен Брэмхолл.
Развернуть группировку дирижаблей планируется следующей весной. Несмотря на то, что проект уже обошелся правительству США в 2,8 млрд. долларов, Конгресс уже одобрил выделение дополнительных 43,3 млн. долларов в первый год использования. Однако сообщается, что в перспективе использование дирижаблей поможет сэкономить деньги налогоплательщиков за счет снижения необходимости наблюдать за воздушным пространством посредством обычных самолётов.
- Проведённый нами анализ показал, что использование дирижаблей обойдётся в 5-7 раз дешевле, чем при использовании самолётов для покрытия такой же площади, — заявил руководитель программы JLENS из компании Raytheon Дуглас Бургесс.
Заметим, что, по оценкам американских экспертов, месяц непрерывной эксплуатации беспилотного разведывательного дирижабля обходится в 25 тысяч долларов, в то время как час работы БПЛА MQ-1 Predator - в несколько тысяч долларов.
Правда, защитники прав на частную жизнь не оценили задумку американского военного ведомства:
- Существует большая вероятность вторжения в личную жизнь, если наблюдательные аппараты смогут распознавать лица на расстоянии 5 км, — заявила СМИ специалист по защите прав потребителей Джулия Хорвиц.
Однако представитель Американского союза защиты гражданских свобод Дэвид Рока считает, что защитники частной жизни слишком подозрительны, а возможность аппаратов наблюдать за двигающимися объектами не позволяет идентифицировать лица или записывать телефонные разговоры. Отметим, что Министерство армии США еще в начале 2014-го официально заявило, что «на данный момент планов по размещению на аэростатах средств [по контролю за гражданским населением] не имеется, как не имеется планов делиться полученной информацией с федеральными и местными правоприменительными органами, а также правоприменительными органами штатов».
Напомним, германская армия первая приняла на вооружение боевой дирижабль - накануне Первой мировой войны, и с января 1915 года воздушные корабли начали бомбардировку Лондона...
Сегодня идея применения дирижаблей обретает «второе дыхание»: у американцев в этой области грандиозные планы. Но пока они активно используют только аэростаты – они исправно «несли службу» в Ираке и Афганистане, а также отслеживают маловысотные легкомоторные самолеты на границе с Мексикой, которые часто используются для транспортировки наркотиков.
Что касается программ по строительству дирижаблей, то они у американцев до недавнего времени «сдувались». Так, закончился неудачей проект гибридного дирижабля LEMV - построенный он оказался слишком тяжелым. В итоге Пентагон даже не дождался первого полета LEMV и объявил об остановке программы в феврале 2012 года. Совершенный 8 августа 2012 года полет дирижабля ничего не изменил - армия продала готовый аппарат обратно производителю за 301 тысячу долларов.
Неудачей закончились и работы по дирижаблю TCOM Blue Devil 2, который создавался по заказу ВВС США: он не смог взлететь из-за перевеса. «Сдулся» и дирижабль HALE-D для нужд противоракетной обороны США - во время первого полета в 2011 году он потерпел крушение. Но работы в этой области Штаты настойчиво продолжают.
А вот в российских ВВС дирижаблестроение развивается гораздо скромнее. В конце ноября 2010-го в воздухоплавательном испытательном центре ВВС МО РФ в Вольске прошли испытания привязного аэростатического комплекса, способного поднимать около полутонны аппаратуры разведки и связи. Однако в серийное производство «шары» так и не пошли.
Дирижабль – это исключительно перспективная система оружия, которая может нести все, что угодно, при этом его грузоподъемность выше, чем у самолета, полеты дешевле и ему не требуется взлетно-посадочные полосы, считает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин.
- Что касается этой разработки американцев, то, как ни парадоксально, система ПВО-ПРО США достаточно слабая. Штаты никогда не развивали ее так, как это делали мы, потому что считалось, что у нас всегда было мало авиации и крылатых ракет. Сегодня дирижабли им будут весьма кстати именно с точки зрения системы ПВО-ПРО. В России, к сожалению, этот сегмент не развивается.
Американцы зря бросать деньги на ветер не любят. Если у них проект не идет, то, как правило, они его быстро прикрывают, а не тянут по 10-20 лет, говорит военный эксперт Виктор Мясников.
- Проектами дирижаблей они занимаются давно, причем в широком диапазоне: начиная от носителей РЛС для ПВО и ПРО и заканчивая огромными транспортными кораблями, способными за один раз перебрасывать 500-1000 тонн груза, то есть батальон с техникой и вооружением. Сейчас Штаты в своей работе, видимо, вышли на уровень носителей РЛС и готовят дирижабли к боевому дежурству, встраивают их в систему эшелонированной обороны, что на самом деле большое достижение. Почему-
Дирижаблю, находящемуся на высоте 30-50 километров, в отличие от самолетов, не требуется большое количество горючего. Более того, его поверхность покрывается специальными панелями, благодаря которым он получает достаточно солнечной энергии для зарядки аккумулятора и может месяцами барражировать. Двигатели же дирижаблю нужны в основном для того, чтобы держаться в нужной точке, а если там нет серьезных воздушных движений, то его полет и вовсе получается довольно энергоэкономичным. При этом размещенная на нем РЛС получает широкий обзор и дает возможность засечь даже низколетящие цели, например, крылатую ракету, летящую на высоте от 5 до 10 метров с огибанием рельефа местности, чего порой не в состоянии сделать наземные станции. По сути, получается, что дирижабль выполняет функции космического аппарата СПРН, только он дежурит круглосуточно, не требует особых затрат на обслуживание, его не надо выводить на орбиту, при этом его легко заменить таким же воздушным кораблем.
В общем, такие забытых средства, как дирижабли, по эффективности могут превзойти беспилотники в решении военных задач. Скажем, в Ираке Соединенные Штаты широко использовали привязные аэростаты с комплектом разведывательной аппаратуры. Помимо этого в комплекс входил наземный пункт управления и приемные терминалы для боевых подразделений, который размещался на базе автомобиля HMMWV с прицепом.
«СП»: - Сообщается, что использование дирижаблей поможет сэкономить деньги налогоплательщиков за счёт снижения необходимости наблюдать за воздушным пространством посредством обычных самолётов.
- Для обнаружения объектов и возможности наведения на них ракет, а также для радиоперехвата, используются самолеты ДРЛО (дальнего радиолокационного обнаружения). Но каждый вылет такой большой машины обходится «в копеечку», при этом их можно «подавить» средствами РЭБ или просто сбить. А дирижабль, во-первых, практически не отображает радиоволны, во-вторых, стойко переносит попадание ракеты, и даже с порванной оболочкой сможет успеть вернуться на базу, сохранив в целости основной корпус и аппаратуру.
Сообщается, что пока Штаты не оснащают дирижабли оружием, но вообще они планировали сделать их носителями средств ПВО-ПРО и даже баллистических ракет, что совсем не фантастический сценарий. Что касается России, то, несмотря на то, что у нас есть определенные перспективные наработки в этом сегменте, наша армия практически выступила противником их внедрения. Достаточно сказать, что когда Юрий Лужков закупил два пилотируемых дирижабля Au-12, Минобороны не разрешило им полеты над Москвой.