Спрос на умные городские технологии растет во всем мире, причем не от хорошей жизни. Сумеют ли российские города адаптировать умные решения, зависит от того, насколько умными будут чиновники.
«Большая Москва» должна стать местом комфортного проживания людей, поэтому чиновники изучат возможность использования в наших реалиях технологий умного города. Об этом в четверг, отвечая на вопрос BFM.ru, заявил руководитель департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин. Вместе с тем, он считает, что подчас экономическая целесообразность внедрения интеллектуальных решений вызывает вопросы. «Будем использовать то, что экономически оправдано», — сказал Левкин.
Общепринятого определения того, какая городская технология может считаться стопроцентно интеллектуальной, а какой город — умным, не существует. Некоторые эксперты считают эталонным Масдар-Сити в эмирате Абу-Даби, который после завершения строительства (срок из-за финансового кризиса неоднократно переносился, теперь говорят о 2020-2025 годах) примет до 40 тысяч жителей. Город возводят на платформе на некотором возвышении над землей для облегчения доступа к умным инженерным сетям. Масдар, где запрещены автомобили, называют еще «шоурумом зеленых технологий»: город будет питаться энергией возобновляемых источников, главным образом, солнечной, а для водоснабжения использовать опресненную морскую воду, росу и дожди. Использование столь экзотических приемов призвано превратить Масдар в город с нулевым экологическим следом.
В южнокорейском Сонгдо, другом претенденте на звание «самого умного», упор делают не столько на зеленые, сколько на информационные технологии. За его интеллектуальную составляющую отвечает компания Cisco. Благодаря ее решениям обитатели первого построенного умного жилого комплекса в Сонгдо наслаждаются благами всепроникающих сетевых технологий: открывают входную дверь не ключом, а смартфоном, за несколько кликов могут по видеосвязи получить консультацию врача, связаться с чиновником для решения административного вопроса, узнать, что творится на дорогах. Два года назад на ЭКСПО в Шанхае, проходившей под девизом «Лучше город — лучше жизнь», Cisco продемонстрировала «мозговой центр» разумного города будущего: на огромном мониторе друг друга сменяли картинки дорожной ситуации, графики энергопотребления, картинка с камер видеонаблюдения и информация о погоде.
« Даже наличие сервиса «Яндекс.Пробки» отчасти позволяет городу считаться разумным »
Конечно, и Масдар, и Сонгдо — это «золотой стандарт» создающихся с нуля умных городов. В абсолютном большинстве до ума приходится доводить складывавшуюся веками городскую инфраструктуру. В мире пока нет ни одного города, который можно было назвать стопроцентно разумным, полагает Андрей Галицкий, директор по развитию бизнеса IBM в России и СНГ. «Города находятся на переходном этапе от их исторического состояния к новому, и вопрос можно ставить лишь о том, кто на этом пути продвинулся дальше. Активная работа в этом направлении начинается тогда, когда традиционные средства уже исчерпаны. Если невозможно расширить дорогу или негде строить эстакаду, надо налаживать более эффективное использование существующей транспортной инфраструктуры, внедряя умные решения, как поступили, например, в Стокгольме или Лондоне», — рассказывает Галицкий.
Более концентрировано эту же мысль в интервью журналу The Economist выразил глава сингапурского представительства глобальной консалтинговой компании и Accenture Тэй Лим: «Потребность является матерью всех инноваций» (более вольным переводом этого выражения, очевидно, могло бы быть «Голь на выдумки хитра»). Жители Сингапура, одного из самых богатых и одновременно маленьких государств в мире, предпочитают передвигаться на автомобилях, но дефицит территории делает это занятие весьма затруднительным. Когда в 1970-х годах проблема пробок встала в Сингапуре слишком остро, власти этого города-государства первыми в мире стали брать с автомобилистов плату за проезд — на пунктах пропуска деньги собирали операторы. В 1998 году Сингапур, опять-таки первым в мире, ввел автоматическую систему оплаты проезда. Сейчас город превратился в настоящую «живую лабораторию» для обкатки всевозможных умных городских технологий, как в области транспорта (IBM и местные власти запустили систему, позволяющую не только отслеживать, но и с 85-процентной точностью прогнозировать и предотвращать возникновение пробок в интервале от 10 минут до часа), так и водоснабжения, экологически чистой энергии, «зеленого» строительства и даже интеллектуального управления городом.
Казалось бы, российские города безнадежно отстали в этом походе за умными технологиями (руководитель проектного направления Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Эдуард Бозе в интервью BFM.ru и вовсе высказывал парадоксальную точку зрения о том, что «в России городов как бы нет, а советские города — это слободы, скопление людей, которые живут в каменных зданиях и ходят на работу на завод»). Но это не так, настаивает Андрей Галицкий из IBM: практически все российские города в той ли иной степени могут считаться разумными. IBM как айтишная компания оценивает «разумность» городов исходя из того, насколько полно они используют IT-технологии для того, чтобы сделать жизнь людей удобнее, а управление городским хозяйством — эффективнее. «Ум городов заключается и в том, что когда вы что-то прогнозируете, вы представляете себе все возможные сценарии, — рассказывает Галицкий, — и с этой точки зрения даже наличие сервиса «Яндекс.Пробки» отчасти позволяет городу считаться разумным».
Источник: bfm.ru