На днях SpaceX заявила о намерении отправить двух туристов в полет вокруг Луны уже в конце следующего года. Насколько можно понять, в компании Илона Маска уже знают, кого будут отправлять, поскольку заявлено о том, что тренировки людей начнутся уже в этом году. Более того, туристы и финансируют всю (или почти всю) лунную программу (об этом ниже). Детальная информация о том, кто полетит будет опубликована уже после того, как все потенциальные участники проекта пройдут ряд тестов медицинского характера.
Без тяжелой ракеты-носителя такой полет будет невозможен, так что компания планирует использовать разрабатываемую ею сейчас ракету-носитель Falcon Heavy. Фактически, это три объединенных в единое целое ракеты Falcon. Что касается космического корабля, то им станет Dragon 2. Разработка ракеты-носителя финансируется SpaceX, а Dragon 2, в основном — агентством НАСА. Причем похоже на то, что руководство агентства не слишком радуется новостям о лунном проекте Маска.
Почему так- Ведь НАСА — давний партнер SpaceX, предоставляющий молодой компании крупные суммы. В 2008 году НАСА заключило с космической компанией Илона Маска контракт на $1,8 млрд, с целью получения нового «космического извозчика», способного доставлять людей и грузы на МКС и обратно. Также НАСА договорилось с Маском о предоставлении его компании еще нескольких миллиардов для реализации связанных с основным проектов, главный из которых — космический корабль Dragon 2. Почти сразу же после появления новости о намерении полететь к Луне НАСА сделало, на первый взгляд, поддерживающее SpaceX заявление, где говорилось следующее: «НАСА одобряет желание своих партнеров достигать большего».
Но это только на первый взгляд. О том, что НАСА не слишком довольно скоростью работы SpaceX в отношении заключенного с агентством контракта, можно понять из следующей фразы опубликованного заявления: «Мы будем работать с SpaceX для того, чтобы убедиться в выполнении контрактных обязательств по возвращению площадки запуска астронавтов в США и продолжении успешной доставки грузов на МКС». Это может означать только одно — агентство просит своего партнера, которому выплачиваются громадные средства из бюджета, сосредоточиться на выполнении очень недешевого контракта. SpaceX же хочет бросить значительную часть своих ресурсов на реализацию новых планов.
В целом, сотрудничество НАСА и SpaceX можно назвать продуктивным. Но проблем тоже немало:
Источники, близкие к НАСА, считают, что заявление SpaceX появилось очень некстати, поскольку компании еще предстоит наладить процесс отправки американских астронавтов на МКС. Эта позиция отражает мнение руководства агентства.
Компания еще в понедельник рассказала о том, что планы по облету Луны появились после того, как с руководством связалось двое потенциальных космических путешественника. Они предложили профинансировать проект, оставив депозиты (возвратные или нет — не сообщается), став первыми людьми, полетевшими к Луне, за 40 лет. Продолжительность такого путешествия, по расчетам, составит около недели.
«Это действительно случилось. Мы будем реализовать пилотируемую миссию к Луне… (и пассажиры) серьезно настроены на это. Мы планируем реализовать миссию с использованием космического корабля Dragon 2 и ракеты Falcon Heavy», — сообщил Маск журналистам. В целом, экспедиция будет похода на миссию «Аполлон 13».
Сумма, которую выделят путешественники, останется неизвестной. Но Маск оговорился, что цена путешествия будет немного выше отправки людей на МКС при помощи Falcon Heavy. А это около $300 млн. Компания надеется, что это будет лишь первым полетом в серии аналогичных путешествий для космических туристов. В SpaceX считают, что полеты к Луне могут приносить компании десятую часть годовой выручки.
Как уже говорилось выше, личность этих людей тоже неизвестна. Илон Маск лишь заявил, что они не связаны с Голливудом и хорошо знают друг друга. За время путешествия корабль с туристами пройдет около 500-600 тысяч километров. Продолжительность полета составляет около недели. Высадка на спутник не планируется.
Энтузиазм Маска заразителен, и, в целом, сам проект облета Луны выглядит многообещающе. Проблема в том, что пока что у компании нет технической возможности полететь к Луне. Тяжелая ракета-носитель Falcon Heavy пока не готова, хотя ее испытания и запланированы на этот год. Как дело обстоит в реальности — пока неясно. Правда, в январе SpaceX заявила о том, что все стартовые ступени свой ракеты компания планирует вернуть на Землю неповрежденными. Благодаря этому снижается стоимость запуска (расчетная величина — около $90 млн для Falcon Heavy).
«Наши действия должны соответствовать ожиданиям США относительно того, что доставка грузов в космос может быть снижена, что позволит сделать более доступным изучение космического пространства», — сообщил ранее Маск. Для одновременной посадки ступеней компания готовит еще две дополнительных площадки. Если удастся договориться об их использовании с регуляторами США — ступени будут возвращать на сушу, если нет — одна из ступеней вернется на стартовую площадку, две другие сядут на морские платформы SpaceX в Атлантическом океане.
Dragon 2, космический корабль, который разрабатывается на деньги НАСА, тоже пока не готов. Пилотируемый полет этого корабля на МКС состоится не ранее мая 2018-го года. Кроме того, в контракте с НАСА предусмотрено еще два таких полета. Маск обещает отправить туристов только после выполнения договоренностей с НАСА.
По мнению сторонних специалистов, компания Маска может ошибаться в сроках выполнения лунного проекта. «Сроки — не самая сильная сторона SpaceX. Это (проект — прим. ред.) выглядит рискованно. Я считаю заявление SpaceX необычным, в свете того, что компания еще должна выполнить обязательства по доставке астронавтов на орбиту Земли», — заявила Мэри Линн Диттмар, исполнительный директор Coalition for Deep Space Exploration, организации, в которую входят представители аэрокосмических компаний.
Несмотря на то, что ряд экспертов (включая сотрудников НАСА) выражают осторожное опасение относительно планов SpaceX, нерешаемых проблем здесь нет. В своем обращении, о котором уже говорилось выше, НАСА утверждает, что партнеры агентства свободны в том, чтобы разрабатывать собственные проекты, включая ракеты следующего поколения, космические корабли и программы по освоению глубокого космоса.
У НАСА вызывает опасения не сама программа, а то, что SpaceX не слишком хороша в выполнении своих обязательств в срок. Кроме того, НАСА может не нравится еще и то, что SpaceX демонстрирует готовность выполнять проекты, аналогичные тем, что реализует агентство, за гораздо меньшие суммы. Это уже прямая конкуренция, но здесь никто ничего сделать не в силах. Да и не нужно ничего предпринимать, ведь соперничество в космической сфере часто приводит к более быстрой реализации каких-либо программ.