Если технология себя не оправдывает, она уходит в тень, а затем постепенно исчезает, оставаясь в музее технологий на пыльном стенде. Так постепенно происходит и с применением беспилотной авиации в США. Предпосылки ниже, а как факт, уже сейчас три штата заявили властям США о том, что их территория – закрытая для полета БПЛА зона. Это Вермонт, Аризона и Джорджия.
Но почему- Казалось бы, еще вчера в эту сферу вкладывались миллиардные суммы, и каждый третий энтузиаст-самолетостроитель пытался сконструировать и выгоднее продать свой вариант уникального беспилотного летательного аппарата. За это говорят и цифры – начиная с 2001 года подрядчики Минобороны США выпустили около 30 тысяч различных беспилотных летательных аппаратов. Они словно скупали все проекты для этой внушительной армии и вдруг урезали содержание этой статьи. А всему виной комплекс проблем, с которыми вот уже 14 лет сталкиваются разработчики и сами ВВС США.
Проблемы эти делятся на несколько типов. Основной недостаток всех американских БПЛА – это крайне высокая стоимость эксплуатации и низкая степень автоматизации. То есть, несмотря на десятки разрабатываемых систем автоматического управления, они продолжают быть «ручными». Беспилотники нуждаются в человеческом контроле, иначе применять их будет попросту невозможно. Даже управление такими беспилотниками, как Reaper или Global Hawk, все равно ведется вручную на всех сложных режимах, включая взлет и посадку. Также в ручном режиме осуществляется барражирование над целью и применение оружия.
Вторая проблема – неполный контроль. Даже с ручным управлением, поскольку канал связи со спутником можно заглушить и перехватить управление. Плюс цена. Многомиллиардная технология оказалась хрупка и уязвима для средств радиоэлектронной борьбы, а это значит, что противостоять американские дроны смогут разве что фермерам, у которых из вооружения нет ничего, кроме помпового ружья.
Несмотря на десятилетнее развитие отрасли проектирования и строительства БПЛА, успехов в части соотношения «цена-качество» достигнуто не было. Производители создают дроны только за существенные суммы. При этом эффективность их оставляет желать лучшего, что в условиях современных локальных конфликтов неприемлемо.
Специалисты заявляют в один голос, что о надежности применения БПЛА американскими ВВС говорить можно много. За две войны в Афганистане и Ираке было множество случаев экспериментального и боевого применения таких БПЛА, как RQ-4 Global Hawk, MQ-9 Reaper,MQ-1 Predator, однако поставленной глобальной цели – превосходства над противником – эти летающие полуроботы так и не достигли. Об успешных применениях этой техники американские СМИ сообщали довольно часто, а вот о провалах говорить не спешили, что создавало неполную картину действительности применения данной технологии.
Какие проблемы- Основной для операторов БПЛА являлась нехватка разведданных. Зачастую специально обученный управлению БПЛА человек находился за много тысяч километров от места выполнения боевой задачи. Ввиду того, что информация о наземной цели добывалась разведкой непосредственно в районе операции, у оператора часто возникало множество противоречивых сообщений и команд, вследствие которых из 10 случаев применения ракетного вооружения беспилотниками пять попаданий приходилось на мирных жителей. Если подумать, то каждый второй выстрел – даже не мимо, а в совершенно невинного человека.
Еще одной серьезной проблемой, которую так и не решили, является передача сигнала от беспилотника к оператору. Все дело в том, что большое расстояние между самим БПЛА и оператором накладывает вполне понятные ограничения на скорость отправки сигнала. Даже самый современный спутник США в силу самой технологии передачи сигнала не может передавать его мгновенно. А за те пару секунд, которые сигнал «летит» через океан, ситуация в районе проведения операции может измениться настолько, что ракетой будет поражен не террорист, а очередной местный житель.
Вернемся к цифрам. На данный момент ВВС США и другие вспомогательные службы имеют в своем распоряжении чуть больше двух тысяч человек, способных управлять ударными беспилотниками. Посчитав количество дронов, собранных для военных целей Пентагона, ВВС США ужаснулись – нехватка кадров оказалась очень большой. Для нормального управления большей частью летательных аппаратов беспилотного класса требуется нанять и обучить еще как минимум 15 тысяч человек – колоссальное число и огромный объем работы, учитывая специфику подготовки. К тому же управлять боевыми беспилотниками в США становится все труднее. Несмотря на то что операторы БПЛА официально приравниваются к боевым летчикам, продвижения по службе они практически не получают. Кроме того, в ряде случаев отмечается крайне маленькая психическая стойкость таких операторов, ведь, несмотря на то что человек смотрит на монитор и выполняет приказы, постепенно он осознает, что убивает людей, зачастую невиновных, и жить с таким грузом большинство операторов дальше не может.
Уязвимое место беспилотника – это подавление канала GPS специальными устройствами радиоэлектронной борьбы. Такие глушители имеют радиус эффективного подавления около 150 км, при том что весят всего около 10 кг. Причем, хотя американские беспилотники в том же Афганистане до сих пор чувствуют себя вольготно, уязвимость у них ничуть ни меньше, чем у обычного персонального компьютера.
Вновь цифры: только за 2013-й год было отмечено 25 случаев, когда операторы БПЛА сводили счеты с жизнью без явных на то причин. Все сложнее становится убедить как военное руководство, так и американскую общественность в целесообразности применения такого оружия, поэтому неудивительно, что, начиная с этого года, небо станет чище от этой недоработанной технологии.