Подвижный большой палец в мире перманентного онлайн постепенно вымещает уже привычную устную и даже письменную речь. Сегодня эмодзи, мемы, различные сокращения – это не только общение, но уже часть нашего упрощенного мышления.
Мы сами не заметили, как последние девять лет коренным образом изменили нашу среду обитания. Пускай эти изменения затрагивают лишь 1/7 населения планеты, но забавно наблюдать, как после двух миллионов лет эволюции нам внезапно оказалась нужна повышенная подвижность большого пальца для набора сообщений в мессенджерах. То, что позволило человеку в свое время обойти конкурентов, существенно улучшив моторику и хватательные способности наших предков, теперь обрело новую коммуникативную функцию.
Подвижный большой палец в мире перманентного онлайн постепенно вымещает уже привычную устную и даже письменную речь. Сегодня эмодзи, мемы, различные сокращения – это не только общение, но уже часть нашего упрощенного мышления.
Итак, рассмотрим текущий тренд – человек прямо ходячий уже не всегда ходит прямо, большую часть своей жизни начинает проводить в f-образной позе, походит на логотип социальной сети Facebook. Смартфоны стали продолжением нашей руки, его отсутствие вызывает дискомфорт: половина американских подростков ужепризнала зависимость от своего смартфона. Психотерапевты воодушевленно потирают руки и описывают все новые и новые психические отклонения современных тинэйджеров. В данном случае в термин «тренд» я вкладываю следующий смысл: закономерность событий, которые уже начались задолго до сегодняшнего дня и будут продолжаться на горизонте управленческих решений 3-5 лет. Тренды можно игнорировать, с ними можно работать, но они являются проявлением принятых решений задолго до нас.
Рост продаж смартфонов и планшетов поражает воображение. Рекордные показатели Apple по капитализации достигаются именно за счет продажи смартфонов. Все было бы хорошо, если бы не одно досадное но. Тач-пад устройства созданы лишь для потребления контента, а не для его создания. Судя по росту продаж умных устройств и количеству времени, проведенного в социальных сетях, люди все меньше и меньше созидают. Нас ждет эпохальный кризис производства высокоинтеллектуальной продукции, кризис профессионалов на поле творчества и креатива.
Рынок десктоп устройств постепенно затухает, он менее привлекателен с точки зрения продаж и получения прибыли, но при этом именно здесь и генерируется весь тот многотерабайтный контент, который воодушевленная аудитория социальных сетей сутками потребляет. Квази-будущее тач-пад технологий, шаблонных готовых решений потребления, flat-дизайна и минимализма выступает против своих же создателей.
То, что создается современными профессиональными инструментами, сегодня не может воспроизводиться следующими поколениями продуктов, наступает своеобразная эра ГМО в созидании и мышлении.
Посмотрите на наиболее развивающиеся отрасли сегодняшней креативной индустрии, где создаются новые смыслы, где искусственный интеллект не сможет заменить человека, — вся эта армия очень прогрессивных людей производит контент с помощью архаичных мышек и клавиатур. Сложно создать дизайн нового приложения или сайта на смартфоне, работать с таблицей Excel с 10 000 строчек на тач-паде, спроектировать электродвигатель для электрокара на iPhone.
Разрыв между инструментами профессионального созидания и инструментами потребления начинают слишком сильно отличаться не только способами ввода и вывода информации, но и по типу работы с ними. Если мы рассмотрим предыдущие технологические рывки, у нас всегда была связь с предыдущей технологией, были мостики между прошлым, настоящим и будущим. Это легко можно отследить, например, по САПР-инструментам (САПР — cистема автоматизированного проектирования). За тысячи лет до появления AutoCad и компаса древние египтяне и греки использовали чертежи для создания замечательных архитектурных творений, постепенно чертежи становились все сложнее, но последующее поколение инженеров и архитекторов понимало предыдущее. С появлением персональных компьютеров стало возможным создавать твердотельные модели, а уже по ним получать конструкторскую документацию для производства. Софт развивался, программные пакеты «пухли» от функционала. Сегодня инженер-конструктор может помимо проектирования технической системы выполнять ее обсчет в различных CAE-пакетах (Computer-aided engineering — программы и программные пакеты, предназначенные для решения различных инженерных задач).
Наблюдается постоянное увеличение сложности под задачи науки и техники.
Современные САПР ничего общего не имеют с тем квази-будущим, который создал Стив Джобс. Никакого минимализма и сверх-удобства, никаких упрощений — только хардкор.
Сложность технических систем безумно возрастает, софт еле поспевает за требованием творцов. Но при этом современные дети мышку в руках не держали – как они смогут лет через пять работать с подобным инструментарием из неупрощенного мира-
Когнитивный барьер нарастает не только в области использования софта. Он находится в области умения творить. Современная школа практически утратила функцию обучения думать и создавать. Теперь все сводится к банальному копипасту, «ОК, Google» и использованию готовых шаблонных решений. Instagram выиграл конкурентную борьбу у Twitter именно потому, что смог предложить возрастающей армии подростков инструмент по шаблонному и быстрому созиданию забавных фотографий.
Уместить умную мысль в 140 символов – это нелегкая задачка, а собрать сотню лайков за милую фотку с помощью современного смартфона – проще простого.
Как смогут появляться новые фотографы- Если раньше можно было легко проследить профессиональный рост от мыльницы и любительской зеркалки до профессионального фул-фрейм фотоаппарата, то каким образом пересадить школьников с любимого смартфона на «баланс белого», «диафрагму» и «экспозицию»- Или в принципе, фотография – как способ проявления своего «Я» умрет-
Словом, у нас есть несколько серьезных ограничений по работе с подрастающим поколением:
Но у человека есть потребность в написании. Мы так привыкли мерить окружающий мир исключительно со стороны потребителя контента, что совершенно забыли про тех немногих, которые своими произведениями нас вдохновляют, направляют, воодушевляют. История, конечно, не знает сослагательного наклонения. Но быть может не было бы программы «Апполон», если бы Жуль-Верн за 100 лет до этого не написал «С Земли на Луну прямым путем за 97 часов 20 минут». Иных инструментов распространения своих идей как облачение их в виде текста, музыки, фотографии, графики и так далее мы пока не придумали. Новых инструментов самовыражения нет. Это территория человека.
С недавних пор мерой успеха в созидании стало количество просмотров, «лайков» и «сердечек». Сиюминутная известность становится важнее, чем «закрепиться в веках». Что делать с утратой мотивации творить- Этот вопрос я оставляю открытым.
Завершить свою колонку я хочу воодушевляющей цитатой: «Твой iPhone мощнее, чем все компьютеры NASA в 1969. NASA послало человека на Луну – ты посылаешь птиц в поросят»