Впервые столкновение галактик разглядели в рентгеновском диапазоне

За всю историю астрономических наблюдений это, возможно, первый случай, когда столкновение галактик удалось разглядеть в рентгеновском диапазоне. Телескоп "Чандра" (Chandra X-ray Observatory) запечатлел гигантское облако раскалённого газа, расположенное в 60 миллионах световых лет от Земли.

Обнаружить этот объект с помощью оптических телескопов было бы невозможно, ведь температура газа составляет 6 миллионов градусов, а значит, доступна только в рентгеновском диапазоне.

Астрономы предположили, что облако газа образовалось из-за столкновения двух галактик, одной карликовой, и другой покрупнее. Та, что обладает большими размерами, получила кодовое название NGC 1232. Пока что гипотеза не подтверждена, но и опровержений не имеет. Если же предположения оправдаются, то это будет первый в истории случай обнаружения столкновения галактик с помощью рентгеновского телескопа.

Полученные снимки являются комбинацией данных в рентгеновском и оптическом диапазоне. Оптические данные были получены при помощи Очень большого телескопа ESO (VLT). Столкновение карликовой и крупной галактики спровоцировало появление ударной волны, которая, в свою очередь, стала причиной возникновения огромного облака горячего газа.

Следы рентгеновского излучения, зафиксированные телескопом "Чандра", напоминает по форме гигантскую комету. На снимке видно, что крупная галактика, поглотившая карликовую, имеет форму спирали, как у нашего Млечного пути. В нескольких точках этой картины можно разглядеть яркие вспышки видимого света — это звёзды, которые сформировались из-за столкновения.

На основе этих наблюдений астрономы и сделали вывод, что наиболее вероятной причиной возникновения газового облака такой формы и температуры должно быть поглощение карликовой галактики более крупной.

Существует и альтернативная теория происхождения облака: оно могло возникнуть из за вспышек сверхновых внутри одной галактики. Однако недостаток данных в инфракрасном, радио- и оптическом диапазонах отодвигает эту версию на задний план.

Масса самого облака пока что не установлена. По снимкам этого вычислить невозможно, ведь она будет зависеть от того, как распределён горячий газ — тонким концентрированным слоем или же в виде сферы. В первом случае, она будет составлять приблизительно 40 тысяч масс Солнца, а во втором — превышать массу нашего светила в 3 миллиона раз. Выяснить по двухмерным изображениям этого нельзя.

По предварительным подсчётам учёных, столкновение (если оно всё же имело место) длилось около 50 миллионов лет, а исходящее излучение должно быть заметным для приборов ещё от 10 тысяч до нескольких миллионов лет.

Изучать такие астрономические события очень важно для понимания процесса формирования самих галактик. Именно столкновения в большинстве случаев провоцирует рождение звёзд, а затем и планет. Существует теория, согласно которой наша галактика должна будет слиться с соседней. Если человечество и доживёт до этого дня, то нам необходимо знать все подробности процесса.

Также по теме: Телескоп "Чандра" увидел рентгеновское излучение близкой экзопланеты  Рентген Вселенной  Телескоп "Гершель" показал астрофизикам мощное столкновение далёких галактик  Учёные разглядели в космическом тумане следы света первых звёзд  Человечеству угрожает космический вальс двух галактик