Впервые обнаружена система из двух планет, вращающихся вокруг двух звёзд

Астрономы США впервые нашли систему из двух планет, вращающихся вокруг двух светил. Весьма необычный клубок взаимоотношений удалось распутать благодаря орбитальному телескопу Kepler.

Располагается необычная планетная система близ звёзд Kepler-47 на расстоянии 4900 световых лет от Земли в созвездии Лебедя. Два светила обращаются друг вокруг друга, а вокруг них двигаются ещё как минимум две планеты. Звёзды закрывают друг друга каждые 7,5 дней.

Первое светило по размеру примерно такое же, как наше Солнце, но излучает лишь 84% света в сравнении с нашей звездой. Его компаньон по сравнению с первым светилом совсем маленький и тусклый, параметры второй звезды: одна треть диаметра Солнца и 1% яркости нашего светила.

Отметим, что найти близ двойной звезды планеты довольно сложно. Обычно астрономы вычисляют их по проходу на фоне диска светила (транзит планеты вызывает повторяющиеся вариации в светимости звезды).

Однако в случае системы из двух светил "маленькую чёрную точку" (прямые наблюдения экзопланеты на самом деле невозможны) нужно ловить на фоне движущейся цели. Из-за этого интервалы в уменьшении яркости приходящего света сильно меняются, что усложняет вычисления.

Тем не менее, американским астрономам удалось обнаружить две планеты. Первая (Kepler-47b) обращается ближе к светилам и обходит их за 49,5 дней. Экзопланета примерно в три раза больше Земли и, скорее всего, из-за перегретой атмосферы она окутана метановым туманом.

Вторая планета (Kepler-47c) обращается вокруг пары светил за 303,2 дня и находится в их обитаемой зоне, то есть может содержать на своей поверхности воду. Впрочем, жизни в том виде, в котором мы её знаем, там нет, так как это газовый гигант размером чуть больше Нептуна.

"В отличие от нашего Солнца многие звёзды обладают компаньонами. Систем, в которых два и более светила, очень много. Астрономы ломали голову, обладают ли такие системы планетами? "Кеплер" доказал, что имеют. Поиск жизни на других планетах показал нам, что существует масса других вариантов существования жизни", — рассказывает Уильям Борукий (William Borucki), исследователь, работающий с данными телескопа.

"Обнаружение подобной системы – поразительное открытие, так как формирование подобных планет весьма сложно, если отталкиваться от существующих парадигм. Я думаю, что теперь теоретики, включая меня, будут разрабатывать новые модели формирования планет из газопылевых дисков", — добавляет Грэг Лафлин (Greg Laughlin), профессор университета Калифорнии в Санта-Крус.

Нынешнее исследование, описанное в журнале Science, ещё раз доказывает, что в нашей галактике существует множество необычных планетных систем.

Также по теме: В системе трёх солнц впервые найдена потенциально обитаемая планета В нашей галактике открыта самая маленькая система, состоящая из трёх планет и звезды Обнаружена система с рекордным количеством планет Найдены древнейшие планеты Вселенной