Dream Chaser, многоразовый пилотируемый космический корабль, разрабатываемый американской компанией Sierra Nevada Corporation, предназначен для доставки на низкую околоземную орбиту грузов и экипажей числом до 7 героев.
Общий облик системы знаком вам, несомненно, до боли: Dream Chaser создаётся на базе нереализованного НАСА-проекта 90-х годов — орбитального самолёта HL-20. А тот был побочным и, разумеется, незапланированным отпрыском советской программы начала 60–70-х «Спираль». Dream Chaser тоже может быть запущен из стратосферы — с самолёта WhiteKnightTwo; дополнительно планируется возможность вертикального запуска с космодрома (при помощи «Атлас-5»). Посадка горизонтальная, по-самолётному. Причём предполагается возможность не только планирования, как у шаттлов, но и полноценный полёт с включёнными двигателями, равно как и посадка на любые взлётные полосы от 2,5 км. Так что, как видим, конструкторы «Спирали» показались фантазёрами только маршалу Гречко, свернувшему наполовину завершённый проект.
Dream Chaser не зря разработан с учётом вывода на орбиту ракетой: самолёт WhiteKnightTwo ещё только предстоит довести до ума. (Иллюстрация Sierra Nevada Corporation.) Но есть и существенные отличия. Теплозащита не из ниобиевого сплава с покрытием на основе дисилицида молибдена, а аблятивная, отводящая тепло при частичном испарении (как у Dragon SpaceX). Этот шаг, при продуманной реализации, бесспорно, прогрессивен и способен значительно повысить эффективность теплозащиты, хотя и потребует замены аблятивного слоя через каждые несколько стартов.
Sierra Nevada не так давно заявила, что второй образец Dream Chaser будет строиться в сотрудничестве с Lockheed Martin. И производство будет осуществляться на мощностях Michoud Assembly Facility в Луизиане, где изготавливались компоненты для шаттлов.
А пока продолжается подготовка к полётам первого Dream Chaser, произведённого Sierra Nevada в Колорадо. В ближайшие недели компания переместит корабль на авиабазу «Эдвардс» в пустыне Мохаве (Калифорния), где и начнутся лётные испытания.
Идеологические предшественники: созданный по программе HL-20 (вверху, макет) и «Спираль» (внизу, малоразмерный аналог). (Фото Wikimedia Commons.) Сначала Dream Chaser будет сброшен с вертолёта на высоте 3,6 км. Планируя, он достигнет 555 км/ч и приземлится на 153 км/ч, названной «запланированной посадочной скоростью». Первый полёт пройдёт в беспилотном режиме, наличие которого, как и система экстренного спасения экипажа, рассматривается как большое преимущество перед шаттлами, управлявшимися, в отличие от советских «Буранов», только вручную и не имевшими средств спасения.
Правда, прототип, полёты которого начнутся весной, не предназначен для испытаний в космосе: в первые суборбитальные испытательные старты отправится прототип-2, созданный Lockheed Martin, и случится это лишь в 2017 году. К тому времени, вероятно, это почти не вызовет у нас никаких чувств, так как вовсю (хочется верить) будет летать Space X и, вероятно, и CST-100 разработки Boeing. Хотя, конечно, победит сильнейший. Осталось лишь узнать, кто им окажется.
Источник: science.compulenta.ru